Новикова Татьяна
Работа по нравственному воспитанию в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах деятельности. Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка у ребенка с первых лет жизни гуманное отношение к окружающему миру любви к семье родному дому уважение к людям Ориентиром при формировании нравственного сознания сознания служит мораль (форма общественного сознания).В ней отражаются идеалы нормы правила которые регулируют поступки людей. Внутренним механизмом побуждающем людей к общественно одобряемым поступкам является ум совесть честь достоинство чувство справедливости Воспитание чувств у детей тесно связано с эмоциональным отношением к окружающему Психологи и педагоги подчеркивают что чувства детей развиваются именно в дошкольном возрасте Нравственные чувства воспитываются у детей в процессе взаимоотношения их со сверстниками и взрослыми. Причем возникает сначала сопереживание радости а потом горя Воспитатель помогает увидеть нравственную ситуацию подражательная способность детей помогает воспитателю различать плохое и хорошие и книга здесь является могучим оружием в воспитании нравственных чувств дошкольников. Организация деятельности средствами художественной литературы открывает перед педагогом широкие возможности по воспитанию нравственных чувств у детей. С героями художественных произведений учит детей совершать благородные поступки вместе с писателем идем к познанию духовной жизни нравственной культуры. Ребенок как бы входит внутрь событий произведений становится как бы его участником. В отличии от взрослого имеющего большой жизненный опыт ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги дать правильную оценку книга открывает много неизвестного и ему сложно разобраться во всем. Отсюда и бесконечные вопросы. Все это стало определяющим в выборе темы исследования: «Воспитание нравственных чувств старших дошкольников средствами детской художественной литературы» Целью нашего исследования стало-теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности художественной литературы в воспитании нравственных чувств дошкольников. Объектом исследования-образовательный процесс в современном ДОУ. Предмет исследования-художественная литература как средство воспитания нравственных чувств. В ходе исследования были выдвинуты следующие задачи
Публикация «Работа по нравственному воспитанию в детском саду» размещена в разделах
Уточнить содержание основных понятий нравственных чувств дошкольников
Выявить имеющейся уровень воспитания нравственных чувств
Разработать методические рекомендации
Нами выдвигается гипотеза о том что воспитание нравственных чувств средствами художественной литературы будут использоваться детские художественные произведения стихи, потешки, пословицы имеющие прямую связь с жизненными нравственными ситуациями-работа будет вестись на основе сотрудничества педагогов с родителями В ходе решения первой задачи мы конкретизировали следующие понятия. Чувство-особая форма отношения человека к явлениям действительности Нравственными чувствами называются такие высшие чувства которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям морали
«Ничто –ни слова ни мысли ни даже поступки не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру как наши чувствование в них слышен характер не отдельной мысли не отдельного решения а всего содержания души нашей и его строя»-К. Д. Ушинский
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные эстетические интеллектуальные. Чувства надо развивать и воспитывать сам. К нравственным чувствам мы относим общительность застенчивость самостоятельность эгоизм доброжелательность внимательное отношение к товарищам чувство справедливости чувство долга патриотизма коллективизма. Важно чтобы ребенок в дошкольном возрасте как можно больше испытывал положительных эмоций Эстетические чувства-красота природа всего прекрасного (чувствовать красоту)художественных произведений архитектурные интеллектуальные-с умственной и познавательной деятельностью (отношение к своим мыслям процесс и результат)
Нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать что такое нравственные нормы в становлении нравственности большую роль играет среда. Нужно окружить ребенка положительными эмоциями.
В ходе решения второй задачи (выявление уровня воспитания нравственных чувств у дошкольников)было произведено исследование которое включало в себя три этапа (Констатирующий формирующий контрольный)На основе первого этапа включающего в себя-ответы беседы анализ наблюдений за детьми на занятии «Труд в библиотеке» за самостоятельной игровой деятельностью детей а также за выполнением заданий и упражнений по составлению рассказа о книжном герое и составлении рассказа по пословицам несущие нравственный смысл мы выделили показатели уровня нравственных чувств дошкольников. По нашим данным высокий уровень был у семи человек 24 –умеют контактировать помогать уступать средний уровень-одиннадцать человек-48 –умеют контактировать помогают хорошо выполняют работу но из за смены положительных и эмоциональных состояний у них происходит колебание настроения не хватает организованности доводят свою деятельность до результатов лишь в случае поддержки лишь частично проявляют чувство отзывчивости взаимопомощи и т. д. и самый низкий у девяти детей -85 которые не знают норм нравственного поведения. Анализируя ответы родителей мы пришли к выводу что мало уделяется внимание нравственному воспитанию (не читают не воспитывают такие нравственные чувства как доброта чуткость отзывчивость дружелюбие сострадание. Полученные результаты подтверждают необходимость промежуточной диагностики (формирующий эксперимент). Нами были разработаны воспитательные и образовательные задачи а также правила поведения для детей правила для воспитателей и родителей организация деятельности детей апробировались занятия для воспитания нравственных чувств дошкольников в деятельности организованной средствами художественной литературы осуществляется поэтапно Руководя деятельностью детей проводились с/р игры Школа ««Детский сад» «День рождения» По окончании работы мы проводили обсуждение результатов Вся работа велась в тесном сотрудничестве с родителями Мы выяснили что художественная литература открывает широкие возможности перед педагогами и родителями по воспитанию нравственных чувств у детей. При целенаправленном воздействии и руководстве со стороны взрослого у детей воспитываются добрые гуманные чувства и отношения литература силой своей образности воздействует на эмоции детей вызывая эти чувства кроме этого ребенок становится эмоциональным соучастником человеческих отношений исторических фактов вызывает иллюзии прямой сопричастности с описываемыми действиями. Именно в этом заключается уникальная воспитательная сила художественного произведения. Результаты показали что уровень воспитания нравственных чувств повысился-высок ий58-14ч средний-24-8 ч и низкий 18-5 ч Проведенная работа по воспитанию нравственных чувств в процессе деятельности организованной средствами художественной литературы показали очень существенный положительные изменения в уровнях воспитанности нравственный чувств а также их достаточную реализацию в поведении поступках общении в различных видах деятельности.