Приложение МААМ

Работа по формированию имён признаков

Ирина Михейкина
Работа по формированию имён признаков
▼ Скачать + Заказать документы

Работа по формированию имён признаков

Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в постоянном поиске таких целей и содержания, средств и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся условиям.

Для воспитания по настоящему творческих, современных людей, которые смогут жить в завтрашнем обществе, необходимы и творчески мыслящие педагоги, владеющие современными инновационными методиками и технологиями. Одной из таких методик на наш взгляд является ОТСМ-ТРИЗ технология.

Публикация «Работа по формированию имён признаков» размещена в разделах

Свою работу в эксперименте по развитию познавательных способностей детей под руководством Т. А. Сидорчук мы начали с детьми II младшей группы.

На I этапе познакомились с базовой моделью ТРИЗ-педагогики:

«Объект – признак – значение признака». Автор этой модели Н. Н. Хоменко».

Вся деятельность детей дошкольного возраста заключается в преобразовании признаков объектов и их значения. Поставили перед собой ряд задач:

1. Учить детей выделять имена признаков и их значения у объекта.

2. Побуждать детей формировать вопросы с указанием имени признака, учить составлять описательные рассказы об объектах.

3. Упражнять в сравнении объектов по именам признаков и их значениям.

4. Создать условия для использования имён признаков и их значений.

Работу начали со знакомства с литературой по данному вопросу. Собрали картотеку игр и упражнений по именам признаков. На начальном этапе использовали ранее разработанные игры по именам признаков. Затем картотека стала пополняться своими играми, придуманными с детьми.

Составили перспективный план по использованию имён признаков через игру. Отвели место для этих игр в режимных моментах, в совместной деятельности и прогулке. На занятиях использовали мультимедийное пособие «Чико и Вселенная» (авторы Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко). Для поддержания интереса детей в группе появилась кукла би-ба-бо «Чико» (изготовленная воспитателями). «Чико» стал любимым гостем детей и активным участником занятий и самостоятельных игр. Вместе с «Чикой» дети выполняли занимательные задания и отвечали на сложные вопросы.

Проводимая работа помогла добиться высоких результатов сенсорном развитии (85% детей группы на конец года имели высокий уровень). Говоря о преобразовании значений признаков у реальных объектов, дети действовали с ними (находили, собирали, составляли, заменяли). При таком подходе у детей складывалось правильное представление, что значений одного признака может быть огромное количество. (Имя признака – «Цвет»; значение имени признака – красный (синий, прозрачный, разноцветный и т. д.). Дети научились делать простейшие умозаключения. Свою работу по освоению детьми имён признаков продолжали в средней группе. С этой целью придумали пособие «Гнёздышко». Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т. д.). Символы имён признаков придумывали сами дети, что способствовало их лучшему запоминанию. В «Гнёздышке» расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

Для формирования творческого мышления использовали в работе типовые приёмы фантазирования. Это позволило детям через изменение значения какого-либо признака создавать новый объект с помощью ТПФ. Для этого применяли такие приё мы как:

1. Приём «Увеличение – уменьшение»

2. Приём «Деление – объединение»

3. Приём «Оживление – окаменение»

4. Приём «Наоборот»

5. Приём «Преобразования признаков во времени»

6. Приём «Специализация - универсализация»

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований придумали вместе с ними разные символы для обозначения волшебников. Анализировали литературные произведения выясняя, как изменится объект, его свойства, части и места действия в результате встречи с различными волшебниками ( Например: в сказках «Крошечка – Хаврошечка», «Мальчик – с – пальчик» и др. – Волшебник увеличения размера). Использовали такие игры как:

«Кто внимательный?» - с целью закрепления представления о принципах действия приёмов фантазирования.

«Мастерская поделок» - научить объединять разные части для создания нового объекта, определение его назначения.

«Завод игрушек» - научить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов.

«На что похоже?», «Поможем герою сказки», «Машина времени», «Парад волшебников» и др.

Вся проделанная работа способствовала активизации детей на занятиях, обогатился словарный запас, речь детей стала оформленной, образной. Вырос уровень воображения.

Михейкина И. Ю

МДОУ «Детский сад 37»

г. Саров, Нижегородской области.

Публикации по теме:

Логопедическое занятие в старшей группе «Зелёный цвет. Согласование имён прилагательных с существительными женского рода» Тема: "Зелёный цвет. согласование имён прилагательных с существительными женского рода" Цели и задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в сказку Золушка» (образование слов — признаков) .

Работа по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста в театральной деятельности Работа по формированию творческих способностей детей надо начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта, поддержания интереса.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.

Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста Методическая работа по формированию у педагогов мастерства мотивирования детей дошкольного возраста 2 слайд. Федеральный государственный.

Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия Работа психолога по формированию межличностных отношений и обучению навыкам конструктивного взаимодействия. (Из опыта работы психолога ППМС.

Работа детского сада по формированию семейных ценностей. Положение о детско-родительском клубе «Семейный очаг» Работа детского сада по формированию семейных ценностей. Семья — это школа, где человек учится, как жить в обществе, поэтому воспитание.

Работа с родителями в ДОУ по формированию здорового образа жизни. Акция «Лук от семи недуг»Работа с родителями в ДОУ по формированию здорового образа жизни. Акция «Лук от семи недуг» Пролетела золотым листопадом наша тёплая кубанская осень и вместо чистого белого снега, застучал в окна холодный дождик. С каждым днём.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Словарь предметов, признаков, действий и игры-задания по теме «Зима» ЗИМА1. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. 2. Предметный словарь: зима, мороз, снег, вьюга, пурга, пороша, метель, снежинки, снегопад,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа по формированию имён признаков
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 23:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа по формированию имён признаков» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михейкина (УИ 1405519) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД