Ирина Михейкина
Работа по формированию имён признаков
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по формированию имён признаков
Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в постоянном поиске таких целей и содержания, средств и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся условиям.
Для воспитания по настоящему творческих, современных людей, которые смогут жить в завтрашнем обществе, необходимы и творчески мыслящие педагоги, владеющие современными инновационными методиками и технологиями. Одной из таких методик на наш взгляд является ОТСМ-ТРИЗ технология.
Публикация «Работа по формированию имён признаков» размещена в разделах
Свою работу в эксперименте по развитию познавательных способностей детей под руководством Т. А. Сидорчук мы начали с детьми II младшей группы.
На I этапе познакомились с базовой моделью ТРИЗ-педагогики:
«Объект – признак – значение признака». Автор этой модели Н. Н. Хоменко».
Вся деятельность детей дошкольного возраста заключается в преобразовании признаков объектов и их значения. Поставили перед собой ряд задач:
1. Учить детей выделять имена признаков и их значения у объекта.
2. Побуждать детей формировать вопросы с указанием имени признака, учить составлять описательные рассказы об объектах.
3. Упражнять в сравнении объектов по именам признаков и их значениям.
4. Создать условия для использования имён признаков и их значений.
Работу начали со знакомства с литературой по данному вопросу. Собрали картотеку игр и упражнений по именам признаков. На начальном этапе использовали ранее разработанные игры по именам признаков. Затем картотека стала пополняться своими играми, придуманными с детьми.
Составили перспективный план по использованию имён признаков через игру. Отвели место для этих игр в режимных моментах, в совместной деятельности и прогулке. На занятиях использовали мультимедийное пособие «Чико и Вселенная» (авторы Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко). Для поддержания интереса детей в группе появилась кукла би-ба-бо «Чико» (изготовленная воспитателями). «Чико» стал любимым гостем детей и активным участником занятий и самостоятельных игр. Вместе с «Чикой» дети выполняли занимательные задания и отвечали на сложные вопросы.
Проводимая работа помогла добиться высоких результатов сенсорном развитии (85% детей группы на конец года имели высокий уровень). Говоря о преобразовании значений признаков у реальных объектов, дети действовали с ними (находили, собирали, составляли, заменяли). При таком подходе у детей складывалось правильное представление, что значений одного признака может быть огромное количество. (Имя признака – «Цвет»; значение имени признака – красный (синий, прозрачный, разноцветный и т. д.). Дети научились делать простейшие умозаключения. Свою работу по освоению детьми имён признаков продолжали в средней группе. С этой целью придумали пособие «Гнёздышко». Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т. д.). Символы имён признаков придумывали сами дети, что способствовало их лучшему запоминанию. В «Гнёздышке» расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.
Для формирования творческого мышления использовали в работе типовые приёмы фантазирования. Это позволило детям через изменение значения какого-либо признака создавать новый объект с помощью ТПФ. Для этого применяли такие приё мы как:
1. Приём «Увеличение – уменьшение»
2. Приём «Деление – объединение»
3. Приём «Оживление – окаменение»
4. Приём «Наоборот»
5. Приём «Преобразования признаков во времени»
6. Приём «Специализация - универсализация»
Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований придумали вместе с ними разные символы для обозначения волшебников. Анализировали литературные произведения выясняя, как изменится объект, его свойства, части и места действия в результате встречи с различными волшебниками ( Например: в сказках «Крошечка – Хаврошечка», «Мальчик – с – пальчик» и др. – Волшебник увеличения размера). Использовали такие игры как:
• «Кто внимательный?» - с целью закрепления представления о принципах действия приёмов фантазирования.
• «Мастерская поделок» - научить объединять разные части для создания нового объекта, определение его назначения.
• «Завод игрушек» - научить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов.
• «На что похоже?», «Поможем герою сказки», «Машина времени», «Парад волшебников» и др.
Вся проделанная работа способствовала активизации детей на занятиях, обогатился словарный запас, речь детей стала оформленной, образной. Вырос уровень воображения.
Михейкина И. Ю
МДОУ «Детский сад 37»
г. Саров, Нижегородской области.