Оксана Александрова
Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Работа психолога по формированию межличностных отношений и обучению навыкам конструктивного взаимодействия.
(Из опыта работы психолога ППМС центра)
Педагог-психолог МБОУ ППМС ЦДиК НМР РТ
Александрова О. А.
Публикация «Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В настоящее время все больше возрастает число учащихся, испытывающих трудности в обучении и имеющих поведенческие проблемы. Эти явления могут стать причиной школьной дезадаптации, снижающей учебную мотивацию, привести к серьезным психологическим проблемам. Возможны существенные отклонения в развитии личности учащихся, формировании деструктивных форм поведения. Исходя, из опыта работы по направлению развития и коррекции эмоционально-волевой сферы психологи сталкиваются со следующими проблемами:
Приглашая ребенка на занятия, мы работаем с ним, корректируя те или иные особенности эмоциональной и коммуникативной сферы. Отслеживая положительную динамику, получая положительные отзывы от родителей, с течением времени узнаем, что проблемы появились вновь. Это может быть следствием того, что мы в процессе работы затрагиваем ребенка и его семью, и то в большинстве случаев, только маму или бабушку. Упуская при этом само социальное окружение ребенка, т. е. школу (его отношения с одноклассниками, учителями, его место в коллективе). Что имеет немаловажное значение в жизни ребенка и важно проводить работу именно в этом контексте.
Одной из главных причин, влияющих на возникновение неуспеваемости и поведенческих проблем являются несформированные навыки межличностного общения. Речь идет не только об отношениях ребенка с одноклассниками, а в первую очередь, о системе отношений «родитель - ребенок» и «ребенок- учитель».
Исходя из выше сказанного предлагаю вашему вниманию такое направление в работе, как коррекционно-диагностические занятия, с так называемыми «трудными» классами, которые есть в каждой школе. Сюда можно отнести классы с межличностными проблемами, классы с трудностями в обучении и т. п., также работа по заявке школы по поводу конкретного ребенка, либо работа по запросу родителей.
Что вошло в такую работу :
• Диагностика познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся (в зависимости от запроса школы) с целью выявления причин трудностей в работе с этим классом.
• Составление психологического портрета педагогов, работающих с этим классом.
• Работа с родителями (собрания, встречи, консультации)
• Работа с учителями (рекомендации по работе с этим классом)
• Работа с учащимися (Проведение классных часов, коррекционно-диагностических занятий по развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер (В зависимости от полученных результатов диагностики).
Программа работы строится на следующих принципах:
Принцип мотивационной готовности. Работа ориентирована на проблемы значимые для школьников, их учителей и родителей. Мотивационная готовность достигается путем постоянного обращения к личному опыту, демонстрации личностной значимости получаемой информации.
Принцип комплексности. При работе с трудным классом планируются мероприятия не только для учащихся, но и для учителей и родителей. В целом в работе задействованы : сам класс, учителя работающие с этим классом и родители учащихся.
Принцип учета возрастных особенностей. Использование методических средств, соответствующих возрасту учащихся, составляющих трудный класс.
Отсюда возникает необходимость комплексного подхода к решению проблемы ребенка, необходимого для того, чтобы взглянуть на проблему с разных сторон. Если причины трудностей вовремя определить и провести своевременную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые ребенок почувствует уверенность в своих силах. В большинстве случаев затруднения как ребенка, так и родителя и педагога, связаны с нарушением общения между ними. Именно поэтому и педагогам и родителям желательно освоить различные приемы и техники работы с детьми.
Проведя такую работу мы выявляем :
• Комплекс причин трудностей, которые мешают классу успешно учиться и развиваться
• Психологические особенности педагогической деятельности и дать рекомендации по дальнейшей работе учителю.
• Провести работу с семьей, дать им дальнейшее направление, направить к нужным специалистам (к которым они возможно вообще не знают как обратиться и куда.).
Таким образом, проведя такую работу, мы рассматриваем ребенка в его социально значимой среде, не «вырывая» его оттуда, что будет гораздо более результативно.
Работа в данном направлении проводится более 2 лет и дает положительные результаты.
Приложение 1. Примерный план работы*
№ Направление работы Задачи Форма работы Место проведения
Встреча № 1 Знакомство Изучение запроса, сбор информации о проявлении «трудности» класса в поведении составляющих его учащихся Наблюдение, беседа Школа
Встреча № 2 Диагностика Выявление уровня развития когнитивной и личностной сферы учащихся, составление характеристики взаимодействия учащихся друг с другом, учителя с классом, определение социально-психологического климата в классе, диагностика эффективности учебной деятельности класса, Фронтальная и индивидуальная диагностика, компьютерная диагностика Школа
Встреча № 3 Работа с учителем Составление психологического портрета учителя. Ознакомление с результатами диагностики учащихся, рекомендации.
Создание условий для осознания педагогами ответственности за разрешение сложившейся ситуации и для совместного поиска путей эффективного взаимодействия с классом на основе учета его сильных и слабых сторон.
Эмоциональная поддержка педагога в работе с классом.
Создание условий для анализа собственного стиля педагогического взаимодействия с классом.
Создание условий для анализа индивидуальных особенностей каждого ученика, сильных сторон класса в целом. Компьютерная диагностика, беседа Школа
Встреча № 4 Работа с родителями Диагностика семейных отношений, ознакомление с результатами диагностики детей. Определение дальнейшего маршрута работы. Диагностика АСВ, родительское собрание, анкетирование Школа
Встреча № 5-12 Работа с родителями Выработать с родителями оптимальные требования и условия воспитания для благоприятного психологического развития ребенка.
Формировать понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.
Психологическое просвещение родителей, знакомство их с психологическими особенностями данного возраста, анализ основных трудностей возникающих в процессе обучения.
Повышение психологической культуры родителей.
Создание условий для формирования у педагогов и родителей ответственной позиции, связанной с необходимостью психологической помощи классу.
Совместный поиск способов эффективного взаимодействия с детьми по вопросам школьной жизни. Дискуссия, мини-лекции, упражнения, анкетирование Тренинговый зал
Работа с учащимися Способствовать снижению уровня проблем в межличностных отношениях учащихся класса.
Показать степень сплоченности группы, стратегию поведения каждого участника.
Коррекция мотивационной сферы.
Воспитывать способность к принятию себя, осознание своих сильных сторон.
Создать условия для сплочения коллектива. Совершенствовать умение находить выход из трудных жизненных ситуаций, управлять собой в трудной ситуации.
Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия.
Обучение учащихся эффективному использованию собственного психического потенциала в учебной деятельности.
Разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью.
Создание условий для повышения самооценки учащихся.
Создание условий для поддержания учебной мотивации и формирование благоприятного образа учителя Занятия
Встреча № 13 Итоговая диагностика Диагностика личностной сферы, семейных отношений, выявление динамики от проделанной работы. Повторная диагностика по итогам занятий Школа
Встреча № 14 Подведение итогов Ознакомление родителей с результатами работы, рекомендации по дальнейшему взаимодействию. Закрепление положительного эффекта от проделанной работы. Итоговое занятие Тренинговый зал
*В зависимости от выявленных трудностей для каждого конкретного класса составляется подробный план работы.
Литература:
• Микляева А. В., Румянцева П. В. «Трудный класс» : диагностическая и коррекционная работа. Спб. : Речь, 2006.
• Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. Методическое пособие. - М. : Айрис-Пресс, 2004.
• Практикум по психологическим играм с детьми и подростками\Азарова Т. В., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г. Под общей редакцией Битяновой М. Р. – СПб. : ПИТЕР, 2005.
• Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность : диагностика, профилактика, коррекция- СПб. :Речь, 2004.
• Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. Диагностика и коррекция. - М. : Изд-во «Ось-89», 2001.
• Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении – М. : Айрис-Пресс, 2004.
• Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником – Спб. : Речь, 2005.
• Агеева А. И. Коррекционные техники в школе. – Спб. : Речь, 2004.
• Руководство практического психолога : психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под редакцией И. В. Дубровиной – М. : Академия, 2000
• Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога средней школы – Ростов н\Д. : Феникс, 2006.
• Рязанова Д. В. Тренинг с подростками. С чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М. : Генезис, 2003.
• Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для подростков. – СПб. : Речь, 2007.
• Федосенко Е. В. Психологическое сопровождение подростка: система работы, диагностика, тренинги. – СПб. : Речь, 2008.
• Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков – Спб. : Амалтея, 2007.
• Программа компьютерной обработки и тестирования. Психологический портрет учителя. – Спб. : Амалтея, 2010.