Лучший педагог года

Работа над совершенствованием техники чтения слабовидящих обучающихся начальных классов

Наталья Белоусова
Работа над совершенствованием техники чтения слабовидящих обучающихся начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя.

(В. А. Сухомлинский)

Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и навык, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения. Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Однако следует помнить, что слабовидящие дети испытывают трудности овладения навыками чтения. У них:

Публикация «Работа над совершенствованием техники чтения слабовидящих обучающихся начальных классов» размещена в разделах

• ограниченное поле зрения (атрофия зрительного нерва);

• недостатки фиксации взора (нистагм, светобоязнь);

• ассиметрия движений левого и правого глаза (косоглазие).

Поэтому скорость чтения у слабовидящих учащихся значительно отстаёт от нормально видящих сверстников и имеет свои гигиенические нормы.

Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.

Исходя из вышесказанного, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти недостатки, я стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыты педагогов–новаторов, новые технологии обучения.

Методы обучения чтению обучающихся с дефектами зрения соответствуют методам, применяемым в массовой школе, однако они имеют коррекционную направленность. Специфическими являются и приёмы обучения таких детей (работа с раздаточным, предметным и иллюстративно-наглядным материалом, таблицами, учебниками, тетрадями и т. д.).

При планировании урока в свою работу постоянно включаются упражнения по развитию ориентировки в пространстве, зрительному, осязательному восприятию, используются дидактические игры. Для охраны зрения используется индивидуальный подход к каждому ученику, учитывающий его зрительные возможности: происходит сочетание фронтальной и индивидуальной работы на уроке, использование наглядности, коррекционных и технических средств обучения, раздаточного материала.

В своей работе я использую разнообразные методические приёмы, направленные на формирование наблюдательности, опыта детей, увеличение скорости, правильности и выразительности чтения :

• многократное чтение текста;

• соревнование в быстром чтении "про себя";

• привлечение дополнительных материалов для чтения, использование разнообразных видов работы над текстом;

• использование дидактического материала (памятки, алгоритмы, таблицы);

• использование технических средств обучения, показ презентаций, прослушивание аудиозаписей.

В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного.

На первой половине уроков чтения провожу упражнения, которые помогают совершенствованию техники чтения.

Упражнения для совершенствования техники чтения.

Это такие упражнения, как:

Звуковая разминка, куда входят: работа над артикуляцией;

гласные: А, О, У, Ы, И, Э.

сочетания: А–У, А–О, Ы–И, Э – А, И–О.

согласные: Г–С–Ж, Ш–Ж–С;

согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ;

Шутки-чистоговорки:

ря-ря-ря – синие моря…

рю-рю-рю – репу я варю…

Скороговорки:

Дарья дарит Дине дыню.

Малина манила Марину и Милу.

Наш Полкан попал в капкан.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

Аа, уа, ау, иа, ея, ия, ао, яя, яю, ее, ею и др.

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Порядок многократного прочтения :

1–й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

2–й раз – повторное прочтение без учителя;

3–й раз – плавное чтение слов;

4–й раз – чтение в темпе разговорной речи;

5, 6, 7 разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8, 9, 10 разы – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну–две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем во время повторного чтения этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции и хочется читать ещё. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

Приём стимулирования учащихся.

В конце урока необходимо оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер чтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник (ежедневно).

Действенный прием, способствующий выработке интереса к чтению у младшего школьника – прервать рассказ или чтение на самом интересном для ребенка моменте под каким-либо предлогом и предложить тому дочитать самостоятельно. Практика показывает, что прием работает безукоризненно.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, а не по 1-1,5 часа бессмысленной работы, отбивающей желание читать).

Понятно, что все данные упражнения должны быть взяты из текстов, которые изучаются на данном уроке. Применяя эти упражнения и приемы на каждом уроке, у детей появляется интерес к чтению, наращивается динамика чтения, активизируется учебная деятельность.

Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения :

1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

2). Предупреждение ошибок чтения, подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой (1 класс, разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

Для развития скорости чтения слабовидящие учащиеся пользуются оптическими и техническими средствами коррекции (лупами, очками, увеличительными устройствами). Те дети, которые имеют узкое поле зрения, нистагм, косоглазие, в результате чего не дочитывают строки, теряют слова, могут применять закладки, непрозрачные линейки (для слежения при чтении) и обязательно у обучающихся со сходящимся косоглазием наличие подставки для книг (детям с расходящимся косоглазием подставки противопоказаны). Также на правильность чтения влияет : поза при чтении.

Физкультминутки со зрительной гимнастикой обязательно включаю в структуру урока. Их планирую после того этапа работы на уроке, на котором были значительные нагрузки на зрение и осязание.

Педагог должен знать тифлопедагогические требования, владеть специальными приёмами и способами обучения детей с дефектами зрения. Только тогда он сможет эффективно организовать учебно-познавательную деятельность на уроке, существенно влиять как на качество знаний, так и на охрану зрения в режиме школьного урока.

Следует всегда помнить о терпении и о том, что способности гораздо легче развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке. Очень важно школьнику постоянно чувствовать психологическую поддержку наставников, слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими индивидуальными особенностями и недостатками. В работе с ребенком постоянно должны присутствовать позитивные подкрепления, а негативных (запреты, порицания) быть не должно вовсе. Тогда школьник сосредоточится на том, что необходимо сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах, и его все время будут сопровождать вера в собственные силы и успех.

Формирование навыков чтения у слабовидящих детей происходит более медленно, чем у нормально видящих учащихся. И только, постепенно, в процессе обучения, используя разнообразные методические, коррекционные приёмы, учебники, наглядные и технические средства обучения, можно добиться того, что многие учащиеся с нарушениями зрения овладеют полноценными навыками чтения.

Литература:

1. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М., 2003.

2. Русецкая М. Н. Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения. Дефектология. №1. 2007. с. 82-91.

3. Крылова Н. А. Изучение процесса чтения слабовидящих учащихся начальных классов. «Дефектология», 2, 1973.

4. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Начальная школа, 2011. №7.

Публикации по теме:

Имидж учителя начальных классов Содержание Введение 1. Какой современный учитель? 2. Требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов согласно ФГОС.

Классный час для учащихся начальных классов «Моя малая Родина» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» Классный час Подготовила:.

Сценарий мероприятия для учащихся начальных классов «Конкурс загадок» 11 классов, от каждого класса по два человека. Две команды по 11 человек. Первая команда «Кукляшки» - 1а, 1б, 4б, 3в, 2в один человек. Вторая.

Литературная викторина для учащихся начальных классов «Спящая борода» Помещение для проведения мероприятия можно оформить рисунками детей (рисуют заранее): оформить выставку красивых красочных (подарочных).

Сценарий праздника «Масленица» для учащихся начальных классов Масленица Цель: познакомить учащихся с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника. Дети.

Мои размышления о профессии учителя начальных классовМои размышления о профессии учителя начальных классов Каждый ребенок с самого детства думает о том, кем же он станет, когда вырастет. Я же, по рассказам родителей, с ранних лет мечтала обучать.

Мотивация как основа моделирования «точек роста» обучающихся начальных классов Основной задачей процесса обучения в начальной школе является развитие у детей социального механизма, помогающего успешной самореализации,.

Классный уголок в кабинете начальных классовКлассный уголок в кабинете начальных классов Классный уголок в кабинете начальных классов 2 А. С классным уголком работаем каждый день. Приходим в школу, смотрим график дежурств и.

Внеклассное мероприятие. Классный час для обучающихся 7–8 классов «Моя малая Родина» Внеклассное мероприятие «Моя малая Родина» Классный час для обучающихся 7-8 классов Цель: 1. Углубить знания по темам курса географического,.

Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества знаний в школе. Без опоры на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над совершенствованием техники чтения слабовидящих обучающихся начальных классов
Опубликовано: 3 октября 2017 в 15:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа над совершенствованием техники чтения слабовидящих обучающихся начальных классов» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Белоусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД