Ольга Клокова
Мотивация как основа моделирования «точек роста» обучающихся начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей процесса обучения в начальной школе является развитие у детей социального механизма, помогающего успешной самореализации, непрерывного саморазвития в настоящем и будущем. Стремление к знаниям с годами должно только возрастать, поскольку современный человек должен реализовывать концепцию непрерывного образования в течение всей жизни. Младший школьный возраст имеет многообещающие перспективы для формирования учебной мотивации.
Публикация «Мотивация как основа моделирования „точек роста“ обучающихся начальных классов» размещена в разделах
В период перехода нашей страны от индустриальной к постиндустриальной эпохе, в условиях совершенствования основ информационного, открытого общества именно мотивационные принципы обучения, заложенные в детском возрасте, будут способствовать развитию ответственности, инициативности, самостоятельности, самосознания себя как индивидуальной и неповторимой личности.
Отметим, что начальная ступени школьного образования (впрочем, как и все другие) характеризуется многими, пока ещё не решёнными проблемами учебной мотивации. На уроках школьники могут отвлечься и «считать ворон за окном», неоправданно и не вовремя шуметь, не следить за речью педагога, не прилагать достаточных усилий для выполнения классной и домашней работы. Поэтому проблема мотивации в начальной школе требует самого серьёзного внимания.
Отметим, что мотив учебной деятельности и цель – не одно и то же. Если цель – это ожидаемый результат обучения, представляемый и осознаваемый ребёнком, то мотив - побуждение к достижению цели.
Мотивация является важнейшим регулятивным механизмом овладения младшими школьниками системой предметных знаний и развития способностей. (5). Можно назвать два типа мотивации в процессе овладения предметными знаниями у младших школьников:
1) внутренняя (искренний интерес к обучению, положительные эмоции от познавательного процесса, сконцентрированное внимание, объективная самооценка, развитие памяти);
2) внешняя (зубрёжка уроков «для родителей», «для учителя», или чтобы получить подарок, или чтобы добиться внимания в классе).
Структура мотивации к овладению предметными знаниями такова:
а) познавательная мотивация (приобщение к предметным знаниям методами эффективного преподавания, творческого обучения);
б) мотивация достижения успеха (стремление младших школьников с хорошей успеваемостью выполнять учебные задания чётко, верно и оптимально быстро);
в) престижная мотивация (наблюдается у учащихся с завышенной самооценкой и стремлением к лидерству в школьном коллективе);
г) мотивация избегания неудачи (стремление избежать негативной реакции учителей и родителей из-за плохих отметок в школе);
д) компенсаторная мотивация (мотивация, не относящаяся напрямую к учёбе, и отражающая систему ценностей, «вне общеобразовательной школы» - увлечение спортом, музыкой, рисованием, забота о младших членах семьи, домашних животных и т. д.)
Основной целью системы мотивации в начальных классах – «научиться учиться». Мотивация школьников способствует повышению эффективности процессов воспитания и обучения.