Ольга Кудреватова
Работа над интонационной выразительностью речи с детьми, имеющими ОНР
▼ Скачать
Речь человека, богатая различными интонационными характеристиками, считается выразительной. Одним из основных компонентов выразительной речи является интонация, которая включает в себя: ударение, мелодику, тембр, темп, ритм, управление голосом. Интонационная выразительность очень важна для развития связной речи, общего психического развития ребенка. Выразительность в речи возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Она является следствием понимания того, о чем говорится.
Публикация «Работа над интонационной выразительностью речи с детьми, имеющими ОНР» размещена в разделах
Интонационная выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и учебной. Она характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность.
Чаще всего несформированность выразительности речи встречается у детей с различными нарушениями речи.
У детей с ОНР можно отметить следующие особенности просодической стороны речи :
- Трудности восприятия интонационных структур, логического ударения;
- Недостаточная сила голоса (слабый, тихий, угасающий в процессе речи);
- Нарушение речевого дыхания (речевой выдох ослаблен, иногда дети говорят на вдохе);
- Нарушение тембра голоса (чаще глухой, монотонный, может быть напряженным, прерывистым);
- Нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный);
- Слабость или отсутствие голосовых модуляций (изменение голоса по силе и высоте);
- Трудности использования динамического, ритмического и мелодического ударений.
Эти особенности делают речь детей невыразительной, монотонной, неэмоциональной, невнятной, что отрицательно сказывается на их речевой активности, общении с окружающими, задерживает развитие связной речи, познавательных процессов. Проявляющиеся трудности неблагоприятно сказываются на процессе коммуникации. Поэтому, работа над интонационной выразительностью речи с детьми, имеющими ОНР, в настоящее время является актуальной.
Работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты.
Направления работы по формирования выразительной речи :
-Работа над силой голоса
-Работа над высотой голоса
-Работа над темпом речи
-Работа над ритмом речи
-Работа над логическим ударением
-Работа над мимикой и выразительностью движений.
-Работа над интонационной выразительностью предложений.
Основная идея опыта заключается в использовании игровых коррекционных упражнений для формирования интонационной выразительности речи у детей с ОНР.
Работа по развитию просодических компонентов речи проводится последовательно на материале: звуков, звукосочетаний, звукоподражаний, слов, предложений, чистоговорок, потешек, небольших текстов, сказок.
В качестве дидактического материала для проведения интонационных упражнений целесообразно использовать небольшие по объему, несложные по содержанию (в отдельных случаях даже знакомые, тексты, которые нетрудно воспринять на слух и проанализировать.
Все упражнения выполняются:
-сопряженно;
-отраженно;
-по инструкции.
Игры и упражнения в работе над силой голоса.
Умение изменять силу голоса - одно из важных его выразительных средств. Нужно научиться, говорить громко, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса - от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Голосовые упражнения начинаются с произношения гласных звуков. При этом внимание детей привлекается к мягкому голосоначалу и правильному положению языка при фонации. Детей сначала обучают протяженному произнесению изолированных гласных, затем переходят к напевному, слитному произнесению двух, трех и т. д. гласных звуков на плавном продолжительном выдохе.
-Длительное произнесение гласных звуков. (шепотом, тихим голосом, голосом средней громкости, громко)
У-У-У-У-У
А-А-А-А-А
-«Голосовая горка». Произнесение гласных звуков с усилением голоса без паузы на одном выдохе.
У -У-У-У-У
А-А-А-А-А
- Ослабление голоса без паузы на одном выдохе.
У-У-У-У-У
А-А-А-А-А
- Усиление и ослабление голоса без паузы на одном выдохе.
И-И-И-И-И-И-И-И-И
У-У-У-У-У-У-У-У-У
-«Звуковая лестница».
-Игра «Жук». Разводим руки в стороны, имитируя расправление крыльев жука и, произнося звук «ЖЖЖЖЖ» - собираемся взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать силу голоса.
-Игра «Колокольчик». Детям показывают два колокольчика: большой (с низким звучанием) и маленький (с высоким звучанием). Выясняется, какой «голос» у каждого колокольчика. Затем детям предлагают превратиться в колокольчики и спеть их «песню»
-Игра «Дует ветер» (легкий ветерок «ууууууу», сильный ветер «УУУУУУ»)
- Игра «Маша заблудилась» (произносить звукосочетание АУ с усилением голоса)
-Игра «Часы» (большие и маленькие)
-Игра «Эхо»
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит А, другая – тихо отзывается: А.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания АУ, УА, ИА, ИО и т. д.
-Произнесите тихо (а, па, та)
-Произнесите громко (а, па, та)
-Произнесите, постепенно изменяя силу голоса от тихого к громкому (а, па, та)
-Произнесите, постепенно изменяя силу голоса от громкого к тихому (а, па, та)
-Подумайте, как надо сказать. (для детей, которые умеют читать)
вчера, сегодня, завтра
завтра, сегодня, вчера
-Посчитай от 1до 5 с постепенным усилением голоса.
-Посчитай от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.
-Произнести слово. Голосом выделить звук. (каРандаш)
Игры и упражнения в работе над высотой голоса.
Сказка содержит много диалогов, рифмовок, различный ритмический рисунок, легко запоминается, поэтому может легко воспроизводиться детьми, что позволяет усиленно работать над интонацией.
Поэтому, в работе над высотой голоса и всеми просодическими компонентами речи, рекомендуется чтение, а потом рассказывание сказок «Теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят» и др.
-Большая кошка и маленький котенок. (МЯУ – мяу)
-Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).
Игры и упражнения в работе над темпом речи.
Представления о темпе речи начинают складываться у детей в ходе прослушивания стихотворений, коротких рассказов и бесед о том, в каком темпе их следует читать.
Детям предлагаются следующие задания:
-Прослушать стихотворение и определить, от лица какого героя (Торопыжки или Увальня) оно было прочитано, обосновать свой ответ;
-Прослушать дважды один и тот же рассказ, прочитанный первый раз в быстром (медленном, соответствующем содержанию высказывания темпе, второй раз в медленном (быстром) темпе, не соответствующем его содержанию и основной мысли; определить наиболее подходящий содержанию рассказа темп для чтения, обосновать свой ответ;
-Прослушать рассказ, прочитанный в соответствующем его содержанию замедленном темпе, определить основную мысль рассказа и звуковое средство (темп речи) ее выражения, обосновать свой ответ;
-Прослушать рассказ, прочитанный в соответствующем его содержанию быстром темпе, определить основную мысль рассказа и звуковое средство (темп речи) ее выражения, обосновать свой ответ;
-Прослушать стихотворение и определить, какие его части в каком темпе
нужно читать, ответ аргументировать;
-Определить, в каком темпе должны произноситься высказывания, отражающие быстроту совершающихся событий;
-Определить, в каком темпе должны произноситься высказывания, выражающие однообразие совершающихся событий.
Примеры игр, формирующих представления о темпе речи
«Что это было?» Логопед предлагает детям послушать короткий стих и
объяснить, в каком темпе его нужно произносить и почему.
-От топота копыт
Пыль по полю летит.
-Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
«Найди скороговорку». Логопед читает детям две чистоговорки и предлагает найти скороговорку, которую нужно произносить в быстром (медленном) темпе, объяснив свой выбор.
-От топота копыт
Пыль по полю летит.
Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Упражнения на медленный и быстрый темп проговаривания (показывают картинки с «зайцем» и «черепахой»).
-Подвижная игра «Карусель»
Дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега:
«Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!»
После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».
-Подвижная игра «Капля» (постепенное ускорение)
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
-Произнесите
па, па, па
та, та, та
са, са, са
В медленном темпе
В быстром темпе
-Определить темп (после прочтения)
А) И сейчас же щетки, щетки, (Быстро)
Затрещали, как трещетки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста (Медленно)
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
Б) Зайка, заинька- дружок! (Медленно)
Посиди со мной часок.
-Ни минуты не могу - (Быстро)
В гости к ежику бегу.
Он меня вчера встречал,
Есть морошку приглашал.
-Рассказать (прочитать) стихотворение в указанном темпе
Эту сказку ты прочтешь (Медленно)
Тихо, тихо, тихо…
Жили - были серый ёж
И его ежиха.
Вдруг всё громче голоса: (Быстро)
«Ой, оса! Летит, оса!
Вот у Вити на носу!
Ну, ловите же осу!»
В процессе выполнения заданий выясняется, какую информацию можно передать, изменяя темп высказывания. Вместе с детьми подводится итог : темп речи служит средством выразительности высказываний; он помогает передать быстроту, скорость событий, подчеркнуть опасность момента или, наоборот, медленность действия, однообразность происходящего, степень важности содержания отрезка речи.
Игры и упражнения в работе над ритмом.
-Детям предлагается отхлопать ладонями, деревянными ложками, отстучать заданный ритмический рисунок на слух, со зрительной опорой, с использованием карточек с ритмическими рисунками.
На начальном этапе ребенок повторяет ритм вместе с педагогом, только после этого самостоятельно. Далее можно повторять ритм и учитывать темп.
/
//
///
////
/ / /
// / //
/// //
-Воспроизведение ритмических контуров с
ударением в начале, в середине, в конце отрезка:
/ / /
Та-та-та Та-та-та Та-та-та
-Отрабатываем умение детей делить слова на слоги (сначала сопряженно с педагогом, затем самостоятельно)
Мак, кукла, кубики, колокольчик
-Упражнения на отработку речевого ритма.
Данный вид работы нужно проводить на хорошо отработанном материале.
Детям предлагается отхлопать, отстучать двустишие, чистоговорку, стихотворение:
-на каждое слово;
Упражнения проводятся сначала сопряженно с педагогом, затем самостоятельно.
Жук упал и встать не может,
Ждет он кто ему поможет.
Игры и упражнения в работе над логическим ударением.
-Прочитайте предложения. Голосом выделяйте важные слова.
Таня поливает цветы.
Таня поливает цветы.
Таня поливает цветы.
-Беседа по картине.
Кто кормит птиц? Дети кормят птиц.
Что делают дети? Дети кормят птиц.
Что делает мальчик? Мальчик пускает кораблик.
Кто пускает кораблик? Мальчик пускает кораблик.
Игры и упражнения в работе над мимикой и выразительностью движений.
Задания
-Рассматривание картинок с изображением различных эмоций. (знакомство)
-Упражнения перед зеркалом:
"Удивилки" - поднять брови;
"Поразилки" - поднять брови, открыть рот;
"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом;
"Хмурилки" - нахмурить брови;
"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки;
"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.
-Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т. д.).
Проговаривание слов, фраз.
Произнесите
-С интонацией радости.
Какая хорошая погода!
-С интонацией испуга.
Я боюсь грозы!
-С интонацией удивления.
Какая большая машина!
-С интонацией грусти.
Зайку бросила хозяйка.
-С интонацией отчаяния.
Помоги!
-С интонацией просьбы.
Дай мне, пожалуйста, зеленый карандаш.
-Произнесите слово с различной интонацией : радость, грусть, спокойствие, испуг, удивление.
«Дождь», «Солнце»
Игры и упражнения в работе над интонационной выразительностью предложений.
В русском языке в предложениях встречается
-Повествовательная интонация (спокойное понижение голоса в конце предложения,
-Вопросительная интонация (повышение голоса на слове, несущем вопрос)
-Восклицательная интонация (изменение голоса на словах, выражающих чувства)
Работа над интонационной выразительностью начинается с прослушивания детьми предложений без интонационного оформления и с интонационным оформлением и выясняется, какое чтение больше нравится. Затем знакомим детей с повествовательной интонацией, вопросительной и восклицательной. Сочетаем интонацию с графической моделью. Сначала учим определять интонацию в посторонней речи, затем в собственной.
После этого дети уже готовы к выполнению следующих заданий.
-«Слушайте внимательно предложения и поднимите карточки, которые подходят».
Речевой материал:
1. На улице холодно. – На улице холодно?
2. Наступила зима? – Наступила зима!
3. Завтра будет праздник! – Завтра будет праздник.
4. Мама пришла домой. – Мама пришла домой?
5. Мальчик нарисовал дом? – Мальчик нарисовал дом.
Дифференциация всех направлений работы над интонационной выразительностью речи проводится на материале считалок, чистоговорок, поговорок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям.
Связь всех направлений работы на материале чистоговорки.
Например:
Мед медведь в лесу нашел-
Мало меда, много пчел.
-Произнесите чистоговорку в медленном темпе.
-Произнесите чистоговорку так, чтобы после слова НАШЕЛ была пауза.
-Произнесите чистоговорку выделяя голосом каждое слово поочередно.
-Отхлопайте на каждое слово чистоговорку.
-Произнесите первую строчку тихо, а вторую строчку - громко.
-Произнесите первую строчку, как маленький медвежонок, а вторую - как большой медведь.
-Произнесите первую строчку хвастливо (т. к. медведь нашел мед, вторую – разочарованно. (т. к. меда мало)
(работа над силой голоса, ритмом и темпом речи, работа над мимикой и предложением)
Овладение интонационной выразительностью речи является необходимым элементом полноценного развития речи, подготовки детей к успешному школьному обучению. Использование интонационных навыков, сформированных в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, ее грамматическими структурами. В результате целенаправленной и систематической работы у дошкольников с ОНР формируются навыки интонационной выразительности речи. Дошкольникам становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, понимать сказанное и прочитанное.
Литература
1)Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи
у детей. - М., 2009.
2)Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников : Учебное пособие. — СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2006.
3)Шевцова Е. Е. Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М. : АСТ: Астрель, 2009.
4)Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. - М. : Арктур, 1999.
5)Дедюхина Г. В. Работа над темпом в логопедической практике. Методическое пособие. - М., 2006.
6)Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и букв. - М., 2001.
7)Селивёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 2006.
8)Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1983.
9) Борисова Е. А. Развитие мимической и интонационной
выразительности речи у заикающихся дошкольников // Логопед.
2005 - №1.
10) Бухвостова С. С. Формирование выразительности речи у детей
старшего дошкольного возраста. - Курск, 1976.