Приложение МААМ

Работа над интонационной выразительностью речи с детьми, имеющими ОНР

Ольга Кудреватова
Работа над интонационной выразительностью речи с детьми, имеющими ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Речь человека, богатая различными интонационными характеристиками, считается выразительной. Одним из основных компонентов выразительной речи является интонация, которая включает в себя: ударение, мелодику, тембр, темп, ритм, управление голосом. Интонационная выразительность очень важна для развития связной речи, общего психического развития ребенка. Выразительность в речи возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Она является следствием понимания того, о чем говорится.

Публикация «Работа над интонационной выразительностью речи с детьми, имеющими ОНР» размещена в разделах

Интонационная выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и учебной. Она характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность.

Чаще всего несформированность выразительности речи встречается у детей с различными нарушениями речи.

У детей с ОНР можно отметить следующие особенности просодической стороны речи :

- Трудности восприятия интонационных структур, логического ударения;

- Недостаточная сила голоса (слабый, тихий, угасающий в процессе речи);

- Нарушение речевого дыхания (речевой выдох ослаблен, иногда дети говорят на вдохе);

- Нарушение тембра голоса (чаще глухой, монотонный, может быть напряженным, прерывистым);

- Нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный);

- Слабость или отсутствие голосовых модуляций (изменение голоса по силе и высоте);

- Трудности использования динамического, ритмического и мелодического ударений.

Эти особенности делают речь детей невыразительной, монотонной, неэмоциональной, невнятной, что отрицательно сказывается на их речевой активности, общении с окружающими, задерживает развитие связной речи, познавательных процессов. Проявляющиеся трудности неблагоприятно сказываются на процессе коммуникации. Поэтому, работа над интонационной выразительностью речи с детьми, имеющими ОНР, в настоящее время является актуальной.

Работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты.

Направления работы по формирования выразительной речи :

-Работа над силой голоса

-Работа над высотой голоса

-Работа над темпом речи

-Работа над ритмом речи

-Работа над логическим ударением

-Работа над мимикой и выразительностью движений.

-Работа над интонационной выразительностью предложений.

Основная идея опыта заключается в использовании игровых коррекционных упражнений для формирования интонационной выразительности речи у детей с ОНР.

Работа по развитию просодических компонентов речи проводится последовательно на материале: звуков, звукосочетаний, звукоподражаний, слов, предложений, чистоговорок, потешек, небольших текстов, сказок.

В качестве дидактического материала для проведения интонационных упражнений целесообразно использовать небольшие по объему, несложные по содержанию (в отдельных случаях даже знакомые, тексты, которые нетрудно воспринять на слух и проанализировать.

Все упражнения выполняются:

-сопряженно;

-отраженно;

-по инструкции.

Игры и упражнения в работе над силой голоса.

Умение изменять силу голоса - одно из важных его выразительных средств. Нужно научиться, говорить громко, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса - от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Голосовые упражнения начинаются с произношения гласных звуков. При этом внимание детей привлекается к мягкому голосоначалу и правильному положению языка при фонации. Детей сначала обучают протяженному произнесению изолированных гласных, затем переходят к напевному, слитному произнесению двух, трех и т. д. гласных звуков на плавном продолжительном выдохе.

-Длительное произнесение гласных звуков. (шепотом, тихим голосом, голосом средней громкости, громко)

У-У-У-У-У

А-А-А-А-А

-«Голосовая горка». Произнесение гласных звуков с усилением голоса без паузы на одном выдохе.

У -У-У-У-У

А-А-А-А-А

- Ослабление голоса без паузы на одном выдохе.

У-У-У-У-У

А-А-А-А-А

- Усиление и ослабление голоса без паузы на одном выдохе.

И-И-И-И-И-И-И-И-И

У-У-У-У-У-У-У-У-У

-«Звуковая лестница».

-Игра «Жук». Разводим руки в стороны, имитируя расправление крыльев жука и, произнося звук «ЖЖЖЖЖ» - собираемся взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать силу голоса.

-Игра «Колокольчик». Детям показывают два колокольчика: большой (с низким звучанием) и маленький (с высоким звучанием). Выясняется, какой «голос» у каждого колокольчика. Затем детям предлагают превратиться в колокольчики и спеть их «песню»

-Игра «Дует ветер» (легкий ветерок «ууууууу», сильный ветер «УУУУУУ»)

- Игра «Маша заблудилась» (произносить звукосочетание АУ с усилением голоса)

-Игра «Часы» (большие и маленькие)

-Игра «Эхо»

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит А, другая – тихо отзывается: А.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания АУ, УА, ИА, ИО и т. д.

-Произнесите тихо (а, па, та)

-Произнесите громко (а, па, та)

-Произнесите, постепенно изменяя силу голоса от тихого к громкому (а, па, та)

-Произнесите, постепенно изменяя силу голоса от громкого к тихому (а, па, та)

-Подумайте, как надо сказать. (для детей, которые умеют читать)

вчера, сегодня, завтра

завтра, сегодня, вчера

-Посчитай от 1до 5 с постепенным усилением голоса.

-Посчитай от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.

-Произнести слово. Голосом выделить звук. (каРандаш)

Игры и упражнения в работе над высотой голоса.

Сказка содержит много диалогов, рифмовок, различный ритмический рисунок, легко запоминается, поэтому может легко воспроизводиться детьми, что позволяет усиленно работать над интонацией.

Поэтому, в работе над высотой голоса и всеми просодическими компонентами речи, рекомендуется чтение, а потом рассказывание сказок «Теремок», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят» и др.

-Большая кошка и маленький котенок. (МЯУ – мяу)

-Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).

Игры и упражнения в работе над темпом речи.

Представления о темпе речи начинают складываться у детей в ходе прослушивания стихотворений, коротких рассказов и бесед о том, в каком темпе их следует читать.

Детям предлагаются следующие задания:

-Прослушать стихотворение и определить, от лица какого героя (Торопыжки или Увальня) оно было прочитано, обосновать свой ответ;

-Прослушать дважды один и тот же рассказ, прочитанный первый раз в быстром (медленном, соответствующем содержанию высказывания темпе, второй раз в медленном (быстром) темпе, не соответствующем его содержанию и основной мысли; определить наиболее подходящий содержанию рассказа темп для чтения, обосновать свой ответ;

-Прослушать рассказ, прочитанный в соответствующем его содержанию замедленном темпе, определить основную мысль рассказа и звуковое средство (темп речи) ее выражения, обосновать свой ответ;

-Прослушать рассказ, прочитанный в соответствующем его содержанию быстром темпе, определить основную мысль рассказа и звуковое средство (темп речи) ее выражения, обосновать свой ответ;

-Прослушать стихотворение и определить, какие его части в каком темпе

нужно читать, ответ аргументировать;

-Определить, в каком темпе должны произноситься высказывания, отражающие быстроту совершающихся событий;

-Определить, в каком темпе должны произноситься высказывания, выражающие однообразие совершающихся событий.

Примеры игр, формирующих представления о темпе речи

«Что это было?» Логопед предлагает детям послушать короткий стих и

объяснить, в каком темпе его нужно произносить и почему.

-От топота копыт

Пыль по полю летит.

-Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

«Найди скороговорку». Логопед читает детям две чистоговорки и предлагает найти скороговорку, которую нужно произносить в быстром (медленном) темпе, объяснив свой выбор.

-От топота копыт

Пыль по полю летит.

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Упражнения на медленный и быстрый темп проговаривания (показывают картинки с «зайцем» и «черепахой»).

-Подвижная игра «Карусель»

Дети встают в круг, держась за руки. Начинается медленное движение по кругу с постепенным ускорением до бега:

«Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели.

А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!»

После 2-3 кругов «карусель» начинает замедляться вместе с темпом проговаривания: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

-Подвижная игра «Капля» (постепенное ускорение)

Капля - раз, капля - два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять.

Кап-кап, кап-кап.

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем.

-Произнесите

па, па, па

та, та, та

са, са, са

В медленном темпе

В быстром темпе

-Определить темп (после прочтения)

А) И сейчас же щетки, щетки, (Быстро)

Затрещали, как трещетки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста (Медленно)

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Б) Зайка, заинька- дружок! (Медленно)

Посиди со мной часок.

-Ни минуты не могу - (Быстро)

В гости к ежику бегу.

Он меня вчера встречал,

Есть морошку приглашал.

-Рассказать (прочитать) стихотворение в указанном темпе

Эту сказку ты прочтешь (Медленно)

Тихо, тихо, тихо…

Жили - были серый ёж

И его ежиха.

Вдруг всё громче голоса: (Быстро)

«Ой, оса! Летит, оса!

Вот у Вити на носу!

Ну, ловите же осу!»

В процессе выполнения заданий выясняется, какую информацию можно передать, изменяя темп высказывания. Вместе с детьми подводится итог : темп речи служит средством выразительности высказываний; он помогает передать быстроту, скорость событий, подчеркнуть опасность момента или, наоборот, медленность действия, однообразность происходящего, степень важности содержания отрезка речи.

Игры и упражнения в работе над ритмом.

-Детям предлагается отхлопать ладонями, деревянными ложками, отстучать заданный ритмический рисунок на слух, со зрительной опорой, с использованием карточек с ритмическими рисунками.

На начальном этапе ребенок повторяет ритм вместе с педагогом, только после этого самостоятельно. Далее можно повторять ритм и учитывать темп.

/

//

///

////

/ / /

// / //

/// //

-Воспроизведение ритмических контуров с

ударением в начале, в середине, в конце отрезка:

/ / /

Та-та-та Та-та-та Та-та-та

-Отрабатываем умение детей делить слова на слоги (сначала сопряженно с педагогом, затем самостоятельно)

Мак, кукла, кубики, колокольчик

-Упражнения на отработку речевого ритма.

Данный вид работы нужно проводить на хорошо отработанном материале.

Детям предлагается отхлопать, отстучать двустишие, чистоговорку, стихотворение:

-на каждое слово;

Упражнения проводятся сначала сопряженно с педагогом, затем самостоятельно.

Жук упал и встать не может,

Ждет он кто ему поможет.

Игры и упражнения в работе над логическим ударением.

-Прочитайте предложения. Голосом выделяйте важные слова.

Таня поливает цветы.

Таня поливает цветы.

Таня поливает цветы.

-Беседа по картине.

Кто кормит птиц? Дети кормят птиц.

Что делают дети? Дети кормят птиц.

Что делает мальчик? Мальчик пускает кораблик.

Кто пускает кораблик? Мальчик пускает кораблик.

Игры и упражнения в работе над мимикой и выразительностью движений.

Задания

-Рассматривание картинок с изображением различных эмоций. (знакомство)

-Упражнения перед зеркалом:

"Удивилки" - поднять брови;

"Поразилки" - поднять брови, открыть рот;

"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом;

"Хмурилки" - нахмурить брови;

"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки;

"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз.

-Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т. д.).

Проговаривание слов, фраз.

Произнесите

интонацией радости.

Какая хорошая погода!

интонацией испуга.

Я боюсь грозы!

интонацией удивления.

Какая большая машина!

интонацией грусти.

Зайку бросила хозяйка.

интонацией отчаяния.

Помоги!

интонацией просьбы.

Дай мне, пожалуйста, зеленый карандаш.

-Произнесите слово с различной интонацией : радость, грусть, спокойствие, испуг, удивление.

«Дождь», «Солнце»

Игры и упражнения в работе над интонационной выразительностью предложений.

В русском языке в предложениях встречается

-Повествовательная интонация (спокойное понижение голоса в конце предложения,

-Вопросительная интонация (повышение голоса на слове, несущем вопрос)

-Восклицательная интонация (изменение голоса на словах, выражающих чувства)

Работа над интонационной выразительностью начинается с прослушивания детьми предложений без интонационного оформления и с интонационным оформлением и выясняется, какое чтение больше нравится. Затем знакомим детей с повествовательной интонацией, вопросительной и восклицательной. Сочетаем интонацию с графической моделью. Сначала учим определять интонацию в посторонней речи, затем в собственной.

После этого дети уже готовы к выполнению следующих заданий.

-«Слушайте внимательно предложения и поднимите карточки, которые подходят».

Речевой материал:

1. На улице холодно. – На улице холодно?

2. Наступила зима? – Наступила зима!

3. Завтра будет праздник! – Завтра будет праздник.

4. Мама пришла домой. – Мама пришла домой?

5. Мальчик нарисовал дом? – Мальчик нарисовал дом.

Дифференциация всех направлений работы над интонационной выразительностью речи проводится на материале считалок, чистоговорок, поговорок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям.

Связь всех направлений работы на материале чистоговорки.

Например:

Мед медведь в лесу нашел-

Мало меда, много пчел.

-Произнесите чистоговорку в медленном темпе.

-Произнесите чистоговорку так, чтобы после слова НАШЕЛ была пауза.

-Произнесите чистоговорку выделяя голосом каждое слово поочередно.

-Отхлопайте на каждое слово чистоговорку.

-Произнесите первую строчку тихо, а вторую строчку - громко.

-Произнесите первую строчку, как маленький медвежонок, а вторую - как большой медведь.

-Произнесите первую строчку хвастливо (т. к. медведь нашел мед, вторую – разочарованно. (т. к. меда мало)

(работа над силой голоса, ритмом и темпом речи, работа над мимикой и предложением)

Овладение интонационной выразительностью речи является необходимым элементом полноценного развития речи, подготовки детей к успешному школьному обучению. Использование интонационных навыков, сформированных в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для успешного овладения письменной речью, ее грамматическими структурами. В результате целенаправленной и систематической работы у дошкольников с ОНР формируются навыки интонационной выразительности речи. Дошкольникам становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, понимать сказанное и прочитанное.

Литература

1)Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи

у детей. - М., 2009.

2)Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников : Учебное пособие. — СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2006.

3)Шевцова Е. Е. Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М. : АСТ: Астрель, 2009.

4)Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. - М. : Арктур, 1999.

5)Дедюхина Г. В. Работа над темпом в логопедической практике. Методическое пособие. - М., 2006.

6)Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и букв. - М., 2001.

7)Селивёрстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 2006.

8)Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1983.

9) Борисова Е. А. Развитие мимической и интонационной

выразительности речи у заикающихся дошкольников // Логопед.

2005 - №1.

10) Бухвостова С. С. Формирование выразительности речи у детей

старшего дошкольного возраста. - Курск, 1976.

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНРИспользование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!»НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!» Цель: обобщить представления детей о ранней весне, повторить знания о приметах весны, весенних месяцах, обогащать речь определениями и глаголами,.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНСРазвивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС Ко Дню первых в истории автогонок. Развивающее панно «Транспорт» в реабилитационной работе с детьми, имеющими патологии развития ЦНС.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа над интонационной выразительностью речи с детьми, имеющими ОНР
Опубликовано: 12 ноября 2022 в 09:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа над интонационной выразительностью речи с детьми, имеющими ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кудреватова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД