Папки-передвижки

Работа на первую категорию. 4 часть

Дарья Шевлягина
Работа на первую категорию. 4 часть
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи для старшей группы (5-6 лет) :

1. воспитывать осознание трудностей в процессе разучивания игр и занятий;

2. формировать графические навыки, укрепление мышц рук;

3. измерять величины различными условными мерками;

4. развивать у ребенка способности к художественному мышлению;

5. освоение действий по использованию и построению наглядных моделей;

6. развивать экспериментальное планирование.

Публикация «Работа на первую категорию, 4 часть» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Поэтому я значительно пополнила игротеку дидактическими, развивающими и логико-математическими играми, направленными на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и др.

Для развития логического мышления использовала игры с логическими блоками Дьенеша, другие игры: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия».

Я заметила, что результат усвоения материала выше в тех случаях, когда присутствует момент «неожиданности», «проблемности», в ситуациях, требующих сообразительности, познавательной активности, самостоятельности детей.

При создании пособий учитывала имеющийся опыт детей для того чтобы они позволяли организовывать различные варианты действий и игр.

На развитие навыков кодирования и декодирования информации хорошо повлияло использование «Танграма», «Монгольской игра», «Листиак», «Пентамино», «Колумбово яйцо», в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты.

Осваивая способ образования и состав числа, сравнение чисел, выкладывали палочки Кюизенера и рисовали модель «Домик чисел».

Использование мной специальных наглядных пособий, «Поиск клада», «На золотом крыльце», «Давайте вместе поиграем» и др помогали осваивать умения выделять значимые свойства.

Для использования приёмов кодирования и декодирования информации часто приходится применять различные средства измерения. Поэтому формировала и развивала навыки использования различных видов часов, календарей линеек.

Для индивидуальной работы с детьми, уточнения и расширения их математических представлений использовала дидактические пособия и игры: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка города», «Маленький дизайнер», «Цифра-домино», «Прозрачная цифра» и др.

Поскольку в старшей группе большинство детей уже знают буквы, стали разгадывать кроссворды и составлять ребусы.

Обычно в начале занятия проводила разминку для ума. Для этого хорошо подходила игра «Что бы это значило?». Я показывала детям значки, которые могут обозначать абсолютно все, что угодно – разные вещи, явления, процессы, события и пр. Предлагала придумать, что бы мог означать тот или иной символ. Затем значки показывала по одному. Все «версии», предложенные детьми, записывала. Просила детей объяснить, почему они приписывают то или иное значение этим символам. Если ребенок был способен дать объяснение, я его записывала. Для игры использовала набор из 24 сложно символических знаков на карточках 10X15 см. Содержание знаков таково, что позволяет примысливать что угодно, так как истинное значение расшифровке на графическом уровне не подлежит.

Для развития навыков схематизировать конкретные предметы до уровня абстрактных геометрических форм использовала игру «Лесник». Я изготовила карты размером 24х12 см, разделенных на 8 частей по 4 в верхнем и нижнем ряду. В верхнем ряду в каждой из 4 частей наклеила изображения деревьев с разной формой кроны, нижние части оставила пустыми. Каждому игроку раздавала карты с разными деревьями и набор плоскостных геометрических фигур, воспроизводящих в схематическом виде форму крон деревьев. Рассказывала детям о работе лесника и о том, что лесник может узнать каждое дерево издалека, по форме его кроны. Разные деревья имеют кроны разных форм. Показав детям несколько деревьев, вместе с ними определяла, на какую геометрическую фигуру похожи их кроны. Затем каждый ребенок получал игровую карточку, а в середину игрового стола ставила коробочки с геометрическими фигурками. Затем просила детей заполнить свободные клетки нижнего ряда, подобрав к каждому дереву геометрическую фигурку, похожую на форму его кроны. При повторении игры дети менялись карточками.

Детям очень нравилось играть в “Геометрическую семью ”, которая развивала способность детей создавать новые образы из стандартного материала. Каждому ребёнку выдавалась карточка с тремя нарисованными геометрическими фигурами (разные варианты фигур, альбомный лист и карандаш. Я показывала детям несколько образцов «геометрических людей» поясняя, как из этих фигур можно составить человечков и просила нарисовать семью из четырех человек (мамы, папы, сына и дочки, составляя их из геометрических фигур. Если работа выполнялась быстро, предлагала составить таким же способом фигуры бабушки и дедушки, кошки и собаки. Предлагала сконструировать таким же образом собственную семью. Также мы играли в эту игру с применением плоскостного геометрического материала. В зависимости от темы недели задания варьировались. Например, изучая транспорт, мы создавали различные машины, корабли и т. д. На мой взгляд, эта игра отлично развивает фантазию. Дети придумывали самые разнообразные фантастические объекты.

Для формирования способностей у детей моделировать предмет в другой графической системе мною использовалась игра “Вышиваем крестиком”. Мы в нее начали играть, когда проходили тему ткани. И она нам так понравилась, что я часто ее использовала и на занятиях и в индивидуальной работе. Некоторые дети просили сделать им заготовки для свободного творчества. Сначала я рассказывала детям о технике вышивки, показывала несколько картинок с образцами. Объяснила - чтобы вышивальщице было легко работать, рисунок будущей вышивки наносят на канву – плотную ткань, на которой видны переплетения ниток, показала несколько «клетчатых» рисунков, объяснила, как их делают, и попросила детей назвать, что получится при вышивании по этим схемам. Каждому выдала клетчатый лист, оформленный в виде салфетки (по 2 на каждого ребёнка); наборы не сложных изображений: цветок, рыбка, елочка, петушок, дерево, яблоко, еж, гном, заяц, белка и т. п. ; «клетчатые» изображения (вышивки) этих же предметов; карандаши. Затем просила детей выполнить рисунок вышивки крестиком на канве. Детям очень нравилось разрабатывать канву по собственному замыслу.

Полный каталог игр по использованию приемов кодирования и декодирования для старшей на сайте МААМ. РУ

К завершению второго этапа дети :

– измеряют величины различными условными мерками;

– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;

– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;

– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;

– классифицируют предметы по двум свойствам;

– умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;

– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;

– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

На третьем этапе мы отрабатывали навык кодирования в разных видах деятельности.

Задачи для подготовительной группы (6-7 лет) :

1. Сформировать у дошкольников понимание процесса кодирования и декодирования информации;

2. Научить работать с координатной сеткой;

3. Научить кодировать множества;

4. Сформировать навыки кодирования (декодирования) последовательности событий.

К концу старшего дошкольного возраста освоенные детьми представления начинают обобщаться и трансфор-мироваться. Дети уже способны понять некоторые более абстрактные термины: число, время; начинают самостоятельно выделять характеристические свойства при группировке множеств и т. п. Значительно совершенствуется понимание неизменности количества, величины (принцип, или правило, сохранения величины) : дошкольники выделяют и понимают противоречия в данных ситуациях и пытаются найти им объяснения.

Проводила беседы с детьми, рассказывая о различных видах информации и способах их передачи. Объясняла что такое кодирование и декодирование информации. Для чего это нужно. Пример:- Человек рождается, ничего не зная о внешнем мире. Малыш растет и получает информацию через органы чувств: слышит звуки человеческой речи, видит лица родных, предметы вокруг, учится различать смысл жестов и выражения лица мамы. Потом, подрастая, он узнает цифры, буквы, учится считать и читать.

Вы уже знаете, что информация бывает звуковая (музыка, шумы, речь, графическая (рисунки, текстовая (все, что написано буквами, числовая (цифры, математические записи, мимика и жесты.

Чтобы сохранить информацию, люди придумывают разные коды. Например, чтобы сохранить мысли, люди придумали письменную речь. Чтобы сохранить звуки музыки, люди стали использовать ноты. Взрослый человек умеет быстро читать. Это значит, он умеет быстро превращать информацию (перекодировать) из текстовой - в звуковую. Музыкант умеет играть по нотам - он превращает графическую информацию - в звуковую. С сегодняшнего дня мы будем на всех уроках становиться волшебниками - будем учиться превращать информацию из одного вида в другой.

При формировании навыков превращения звуковой информации в графическую проводила Графический диктант - диктант по клеточкам тетради. 1 шаг - 1 клетка. В тетради просила поставить точку в углу клетки (на пересечении линий). Объясняла, что от этой точки будем рисовать прямые линии: 1 шаг - 1 клетка, 2 шага - 2 клетки и т. д. Я давала звуковые команды, а дети превращали мои команды в линии. Например: выполняем шаги от точки вверх 3 шага, вправо 2 шага, вниз 3 шага. Стоп. Что получилось? (Буква П.)

Затем просила детей нарисовать самостоятельно по клеточкам любую из этих букв: Г, Б, Р, С. Какие команды надо дать, чтобы все смогли нарисовать именно ту букву, которая нарисована у вас в тетради? Дети выполняли эту работу.

Образцы других графических диктантов:

квадрат крест флаг

Играли в ролевую игру «Каменный век». Мимика и жесты - древнейшие способы передачи информации. Предлагала детям посмотреть друг на друга. Улыбнуться своему соседу, нахмуриться, сдвинуть грозно брови, удивиться. Спрашивала, что заметили? Как меняется лицо при этом? Что происходит с губами, бровями, глазами? Изменение в выражении лица - это мимика. С ее помощью человек показывает свое настроение, свое отношение к тому, что происходит вокруг. Мимике помогают жесты. Вспоминали вместе с детьми, как с помощью жеста можно позвать человека подойти поближе, поприветствовать его издалека, попрощаться, молча одобрить его поступок, погрозить ему и пр. Просила предать своё отношение к названному мной действию, свойству предмета с помощью мимики, жеста. Например: вы увидели что-то страшное, съели лимон… Усложняя задание, показывала детям картинку с изображением животного, предмета и просила изобразить с помощью жестов. Остальные дети отгадывали - кого ребёнок показывает. Позже дети сами задумывали животное и показывали его.

Продолжали играть в превращение задачи из текстовой в звуковую (в устной речи, далее - в графическую, числовую и частично текстовую форму. То есть задачу сначала я озвучивала, а затем дети оформляли её в виде краткой записи, в виде рисунка, чертежа, схемы, таблицы и т. п.

На последующих занятиях произносила непривычное для детей задание «рассказать задачу по краткой записи». Предлагала «превратить рисунок в звук» (перекодировать задачу из графической формы в звуковую). Смысл таких заданий - в осознании детьми возможности передать одно и то же содержание разными формами. В дальнейшем это должно перейти к выбору наиболее удобных систем кодирования информации, в том числе и математической информации.

Продолжая развивать умение замещения, кодирования и декодирования информации, использовала логические кубики З. Дьенеша. Для выполнения задания дети должны были освоить навыки декодирования символов, изображённых на гранях логического кубика. Оригинальность использования логических кубиков состояла в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производилась путем подбрасывания кубика. У детей это всегда вызывало интерес и восторг.

Развивая навыки чётко следовать правилам, строго выполнять последовательность шагов, мне помогали альбомы и алгоритмические схемы, которые схематически указывали путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.

Используемые в качестве дополнительных дидактических инструментов ленты и обручи, помогали мне для определения игровой области, расширяли диапазон вариантов упражнений, делали игры более разнообразными и увлекательными.

На протяжении всего периода активно использовала ребусы:

• ребусы, состоящие только из рисунков;

• ребусы, составленные из букв и рисунков;

• ребусы из букв и цифр;

• ребусы из букв и значков (точки, черточки);

• ребусы из букв, рисунков, цифр.

Пример игры на составление ребусов:

1. Нужно отгадать, с помощью какого из указанных способов кодирования информации можно составить ребусы для слов сороконожка, опять, крот и др.

2. Объявляется конкурс на придумывание лучшего ребуса.

Формируя и развивая умение переводить информацию из устной в графическую, я проводила игру «Рисуем задачи»

1. Рассказывала детям задачу. Задание: зарисовать ее на альбомном листе так, чтобы были понятны условие и вопрос.

Затем рисунки вывешивались на доске. Дети выбирали наиболее понятные рисунки, рассказывали о своей задаче по рисунку. Коллективно выбирались лучшие рисунки к задачам, выявлялись их достоинства. Определялся победитель конкурса. Он на время становился консультантом по решению задач.

2. Проводилась самостоятельная работа по решению задач, условия которых рисовали ученики. Консультант оказывал индивидуальную помощь.

Используя Кодировочные таблицы, формировала и развивала умение кодировать и декодировать информацию из буквенной в числовую и наоборот. Для этого проводила игру «Отгадай имя». Например: Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 1 13 6 12 19 1 15 5 18. Как зовут мальчика? Усложняя задание, предлагала детям самостоятельно закодировать предложенное имя. В дальнейшем дети сами кодировали задуманное ими имя и предлагали товарищам раскодировать. Таким образом, мы кодировали и декодировали различные предметы, понятия, свойства предметов, используя этот метод практически на каждом тематическом занятии. Например, в начале занятия я предлагала детям раскодировать тему, которую мы будем изучать сегодня.

Формировала и развивала умение использовать двоичный код при кодировании и декодировании информации. Для этого использовала игру «Раскодируй и нарисуй». Раздавала листки в клетку 10/10 клеточек. Предлагала детям нарисовать то, что закодировано двоичным кодом.

0000100000

0001110000

0011111000

0111111100

0000100000

0000100000

0000100000

0010100000

0011100000 где 0 – белая клетка, а 1- синяя.

Опираясь на степень усвоения детьми материала, усложняла задачу. Предлагала детям самостоятельно закодировать предложенное им изображение, а на следующем этапе и самим придумать и закодировать изображение предмета. Сайт МААМ. РУ https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-kodirovanie-i-dekodirovanie-informaci.html

Проводила подвижную игру «Звездочки», обучающую порядковому счету через замещение. Дети выбирают карточки, с нарисованными на них звездочками от одной до десяти. Выбирается водящий. Дети бегают по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

Формировала умение использовать накладные мерки – планшетки для определения местоположения объекта на листе бумаги. Мною была придумана и разработана игра «Найди местоположение планеты»

Используя накладные мерки - планшетки, изображения планет на звездном небе, карандаши по количеству детей, находили местоположение планеты по планетной карте, зная координаты планеты. Определяли расположение путем отложения данных от точки отсчета по вертикали и горизонтали. Сайт МААМ. РУ https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe-po-fyemp-signal-o-pomoschi-s-neizvestnoi-planety.html

Развивая навык кодирования информации о предметах с помощью знаково-символических обозначений, продолжала проводить игру «Загадки Карандаша»

Рассказываю, что кодировать и декодировать знаками можно не только фигуры.

Что еще можно кодировать? Буквы, предметы, слова, свойства предметов: мягкость и твердость, запах, вкус, где растет или водится, чем питается, использование в пищу, ощущение от прикосновения, и. д.

При кодировании и декодировании предметов использую план (лист со знаками, который выставляю на доску.

В зависимости от подготовки детей задаю количество свойств. В подготовительной группе использую уже шесть символов, обозначающих свойства предмета (цвет, форма, размер, к какой группе относится, т. е. обобщающее понятие, материал, из которого изготовлен, использование, ощущения или эмоции, свойства: мягкость, твердость и т. д.)

Предлагаю вместе отгадать, какой предмет закодировал Карандаш.

Кто уже догадался? (Подушка) Расшифруйте знаки.

Это подушка, потому что это предмет постельной принадлежности, квадратной формы, в цветочек, большого размера, изготовлен из пера и нужен для сна.

В старшей и подготовительной группе предлагаю детям самим попробовать себя в роли шифровальщика (кодировщика?

Раздаю детям по одной картинке с изображением предмета. Их задача – с помощью плана представить этот предмет, нарисовать знаки на листе в ряд. Затем все вместе отгадываем закодированный предмет.

По моим наблюдениям, такие игры эффективно развивают у детей навык ориентировки.

Публикации по теме:

Дипломная работа в Детской школе искусств. Часть 1Дипломная работа в Детской школе искусств. Часть 1 Окончание обучения в Детской школе искусств имени А. И. Плотнова завершается выполнением выпускником дипломной работы. К выпускному классу.

Дипломная работа в Детской школе искусств. Часть 2Дипломная работа в Детской школе искусств. Часть 2 Хотела бы дальше представить дипломные работы моих выпускников. Еще раз показать насколько эти работы индивидуальны, творчески интересны.

Перечень подтверждающих документов на первую квалификационную категорию — продуктивность образовательной области Перечень подтверждающих документов (не менее чем за 3 года). Ф. И. О. аттестуемого: Катясь Елизавета Александровна. Должность: воспитатель.

Перечень подтверждающих документов на первую квалификационную категорию — продуктивность деятельности педагога 2. Продуктивность деятельности педагогического работника (педагога) по развитию воспитанников. (подтверждающие документы со всеми выходными.

Перечень подтверждающих документов на первую квалификационную категорию. Продуктивность личного вклада педагога 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования (планы, УМК, конспекты и т. п. Подтверждающие.

Презентация «Портфолио воспитателя для аттестации на первую квалификационную категорию» 1 слайд Добрый день уважаемые коллеги, гости. Меня зовут Куликова Валентина Викторовна. Работаю воспитателем в Муниципальном бюджетном дошкольном.

Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 1Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 1 Практико-значимая работа проектно-исследовательской деятельности «Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерной социализации детей дошкольного.

Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 2Практико-значимая работа «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста». Часть 2 Глава 2. Организация и проведение сюжетно-ролевых игр 2.1. Теоретические основы сюжетно-ролевой игрыСуществует несколько групп игр, развивающих.

Проектная работа на тему «Театрализованная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников». Часть 1 Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Программа разработана для детей.

Электронное портфолио для аттестации на первую квалификационную категорию воспитателя Портфолио Для аттестации на первую квалификационную категорию воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа на первую категорию. 4 часть
Опубликовано: 5 октября 2019 в 20:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа на первую категорию. 4 часть» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Шевлягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД