Токбаева Дана Муаедовна
Планирование работы кружка «Умелые ручки» на учебный год
Задачи обучения:
1. Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала (загадок, практических опытов, сбора природного материала, экскурсий в природу).
2. Развивать у детей интерес и желание изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала и дополнительных материалов (пластилин, глина) : «Вишенки», «Мышки», «Грибочки», «Корзиночки».
3. Коллективно выполнять работу с природным материалом (используя как дополнительный материал пластилин) такие работы, как «Фрукты на блюде», «Ягоды в корзине».
4. Развивать умение делать простейшие игрушки из спичечных коробок, упаковок из-под чая (100 гр., упаковок из- под зубной пасты. Выполняются такие работы, как различные тележки, каталки, автобусы, часы, домики.
Раздел 3. «Лепка».
Задачи обучения:
1. Закреплять у детей умение оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая и примазывая их.
2. Развивать умение изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.
3. Продолжать формировать умение детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным).
4. Продолжать развивать у детей умение использовать в работе с пластилином стеку; украшать изделия с помощью стеки и налепов.
Общие задачи:
1. Развивать умение детей анализировать образцы поделок:
- из каких геометрических форм она составлена;
- развитие сенсорных способностей детей;
- развивать интерес к художественному ручному труду, желание трудиться.
2. Развивать целеустремлённость в работе.
3. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
4. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
7. Продолжать развивать умение детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости детей на занятиях кружка «Умелые ручки»
8. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
9. Формировать художественный вкус.
Тематический план по кружковой работе: «УМЕЛЫЕ РУЧКИ».
ОКТЯБРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛ
1.«Знакомство с нетрадиционными техниками изображения». Развивать интерес к творческой деятельности; помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов; способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка; развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление; формировать практические навыки работы с различными инструментами. Мольберт, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционного рисования.
2.«Осенние фантазии» (из природного материала).
Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. Листья (березы, дуба, клена, цветы, картон,кисти, ножницы,подставка под кисти, клей, клеенки, салфетки.
3. «Дуб» (пластилин + аппликация из сухих листьев). Формировать навыки работы с пластилином, с природными материалами (засушенными листьями); развивать интерес к художественной деятельности; мелкую моторику, координацию движений рук, глазомера; умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Засушенные листья разной формы, цветы, дощечки, клей, кисти, салфетки, клеенки, пластилин, салфетки желтого и красного цвета.
4. «Наш осенний лес» (пластилинография).
Формировать навыки работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности; освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин; обучать умению ориентироваться на листе бумаги; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Пластилин, дощечка, салфетка, лист картона, картины с осенним пейзажем.
НОЯБРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛ
1. «Дом, в котором я хочу жить» (пластилинография). Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие.
Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. Цветной картон, пластилин, стеки, дощечки, клеенки.
2. «Ознакомление с традиционным искусством балкарского народа – изготовление ковров – кийизов».
Познакомить детей с традиционным искусством балкарского народа – коврами – кийизами, их назначением, видами, орнаментацией ковров; упражнять детей в изготовлении ковра ала – кийиза; воспитывать интерес, уважение к искусству народных мастеров, художественный вкус. Образец ковра ала – кийиз (пестрый ковер, кусочки войлока и шерсть разного цвета, клей ПВА, кисти, подставки под кисти, клеенки, салфетки.
3. Конструирование из строительного материала «Роботы». Упражнять в создании схем и чертежей; в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать воображение, внимание, сообразительность, стремление к экспериментированию, понятливость; умение строить умозаключения на основе своего опыта и здравого смысла, внимание, сосредоточенность; формировать представление об объемных телах, их форме, размере, количестве. Геометрические фигуры, фломастеры, простые карандаши, ластики, строительный материал, конструкторы, цветные карандаши.
4.«Пожар в доме» (аппликация из бросового материала). Закрепить знания детей о профессии пожарного, учить создавать на картоне композицию из природного материала – макарон, горох; развивать чувство ритма и композиции; продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче; воспитывать художественный вкус. Макаронные изделия, горох, клей ПВА, цветная бумага, фигурные ножницы, картинка пожарного.
ДЕКАБРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛ
1.«Зимний пейзаж» (рисование зубными щетками).
Познакомить учащихся с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; дать представление о зимнем пейзаже; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей; воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели; привить у учащихся любовь к природе. Листы для акварели А4, гуашь, зубные щетки, кисти №2 для рисования, бумажные салфетки, стаканы с водой.
2. «Пожарная машина» (из бросового материала). Формировать умения работать с нетрадиционными материалами, изготавливать «пожарную машину»;
продолжать формировать знания по пожарной безопасности; расширять знания о профессии пожарный; формировать умения обклеивать коробочку цветной бумагой, дополнять работу необходимыми элементами; закрепить умения складывать бумагу гармошкой и разрезать ее на квадраты. Коробочка от сока (на каждого ребенка, цветная бумага красного, белого цвета, вырезанные колеса (черный картон, пластилин желтого (фары) и синего (мигалка – сирена, белого и черного (пожарный рукав) цвета, трубочки для коктейля (лестница).
3.«Ёлочные украшения» (рисование манной крупой). Закреплять у детей навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу; воспитывать трудолюбие, аккуратность; поддерживать интерес к ручному труду. Манная крупа, клей ПВА, кисть, акварель, бумажные салфетки.
4.«Снеговик» (рисование смятой бумагой). Закреплять навыки рисования гуашью; познакомить детей с новым способом изображения – рисование смятой бумагой; учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.); развивать чувство композиции; воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели. Блюдце с гуашью, акварель, стаканчики с водой, кисти, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
ЯНВАРЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛ
2.«Зимняя картина» (аппликация из салфеток, макарон и ваты). Учить детей создавать на картоне зимнюю композицию; дополнять изображение, используя нетрадиционные материалы – макароны, крупу, вату, салфетки; развивать меткую моторику, согласованность в движении обеих рук. Лист картона, пластилин, макаронные изделия, крупа, вата, салфетки, клей ПВА, кисть.
3. «Узоры на окнах» (раздувание капли). Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, развитию дыхательного аппарата. Направлять на формирование воображения и культуры цветоведения. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Бумага формата А4, стаканчик с чистой водой, акварельные краски, трубочки, пипетка
4.«Сказочный зимний лес» (рисование жесткой кистью). Учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и техники рисования. Совершенствовать умение рисовать тычком; выполнять изображение в определённой последовательности. Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции. Иллюстрации, фотографии с изображением зимних пейзажей, репродукция картины «Зимняя сказка» (Александрова Д. А.) . Белая гуашь, восковые мелки, жёсткие кисти, тонированные листы бумаги формата А4; стакан с водой, салфетки.
ФЕВРАЛЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛ
1.«К вершине Олимпа» (лепка). Накопление и обогащение знаний детей об олимпийских играх; развивать знания о зимних видах спорта; формирование у детей системы знаний о здоровом образе жизни; учить детей лепить лыжника, передавать форму частей : овальную (туловище (голова, цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали; плотно соединять их путем «примазывания» одной части к другой. фото «Зимние виды спорта», пять олимпийских колец, аудиозаписи песни «Гимн сочи 2014», «Россия-чемпионка», пластилин, доски, стеки, зубочистки, салфетки, образец-лыжник, композиция «Зимний лес», медали для детей, флаг России, ленты.
2.«Валентинка» (аппликация из крепированной бумаги). Познакомить с выполнением цветов - розочек из крепированной бумаги; развивать чувство композиции; воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить радость близким в праздник. Крепированная бумага, картон, клей ПВА, кисти, ножницы.
3. «Открытка для папы» (аппликация из ткани). Учить детей составлять изображение самолета из ткани. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Развивать умение выполнять рамку из элементов, вырезанные фигурным дыроколом. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, художественный вкус.
Пластилин, макаронные изделия, горох, крупа, бисер, рама для оформления.
4.«Художественное плетение (адыгская тесьма, ткачество)». Продолжать обучение детей плетению на пальцах, на станках и способом косички; закрепить навыки завязывания узлов, уплотнения во время плетения адыгской тесьмы; расширить представления детей о народном прикладном искусстве плетения и ткачества; продолжить работу по украшению изделий (коврики, салфетки, сумочки); воспитывать у детей чувство красивого, художественный вкус.
МАРТ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛ
1.«Подарок на 8 марта» (аппликация из крепированной бумаги). Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; учить располагать изображение цветка на листе; закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции; развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного; развивать воображение, фантазию; воспитывать любовь к маме. Цифра 8 вырезанная из картона, крепированная бумага, картон зеленого цвета, клей ПВА, кисть, ножницы.
2. «Баночка с пожеланиями»
(из бросового материала). Продолжать учить детей самостоятельно придумывать украшения для своей поделки; продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы. Цветная бумага, ручка, ножницы,
банка или коробка,
ленты для украшения банки.
3. «Грачи прилетели» (техника оригами). Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами, используя словесное описание и показ; учить детей замечать и устанавливать причинно-следственные связи; обогатить игровой опыт детей и создать условия для самовыражения; развивать мелкую моторику рук, творческие способности, пространственные отношения; уточнить и расширить знания детей о признаках весны и о птице грач; упражнять в развитии силы голоса; воспитывать бережное отношение к птицам, к природе; углубить впечатления, связанные с приходом весны. На листе ватмана нарисованное дерево тополь, листы цветной бумаги квадратной формы, карандаши, гнёзда (коробочки, птенцы сложенные из бумаги, способом оригами, различные виды зерен, семена, магнитная доска, двусторонний скотч, цветок колокольчик.
4. «Закладка для книги» (аппликация). Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, проявлять фантазию, смекалку. Картон, простой карандаш, ножницы, цветная бумага, кисти, клей ПВА.
АПРЕЛЬ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛ
1.«Медицинская шапочка» (оригами). Тренировать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, следуя устным инструкциям; развитие глазомера у детей (будем делить угол на три равные части «на глазок»); учить читать схемы; развитие творческих способностей, уверенности в своих силах; стимулировать создание игровых ситуаций. Поэтапные схемы выполнения задания; квадрат белого цвета 20х20 см. на каждого ребёнка; цветная бумага красного цвета.
2.«В космосе» (оригами). Продолжать учить детей работать в технике оригами, складывать ровно углы, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику руки, творческое воображение. Цветная бумага: желтая, красная, синяя, зеленая, золотая (на звезды, ножницы, карандаши, клей, клеенки.
3. «Ночной город» (аппликация из ткани). Учить детей выполнять аппликацию из ткани; продолжать учить детей вырезать из ткани дома различных размеров, изображать предметы ближнего и дальнего плана; развивать фантазию, воображение, художественный вкус; воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу. Бумага серого цвета, ткани разной фактуры и цветы, свечи, акварель, кисть, баночки с водой, подставки, салфетки.
4. «Дорожные знаки» (ручной труд с элементами рисования). Развивать творческое воображение; продолжать учить складывать полоски бумаги в трубочку, обводить детали по
шаблону, правильно пользоваться ножницами, красиво и аккуратно вырезать детали, самим рисовать дорожные знаки. Полоски белой и цветной бумаги, фломастеры, ножницы, клей, кисти, простые карандаши, клеёнки, салфетки.
МАЙ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛ
1.«Салют» (аппликация из крепированной бумаги).
Учить выполнять розочки и гвоздики из крепированной бумаги. Развивать умение располагать цветы на листе бумаги; художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, доброжелательное отношение друг к другу. Плотный лист бумаги, пластилин, зубочистка.
2.«Роспись барышни дымковскими узорами» (рисование на мятой бумаге).
Учить детей расписывать узором по дымковским мотивам, используя разные элементы дымковской росписи на мятом листе; совершенствовать технику выполнения дымковского узора; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров. Лист с изображением барышни, акварель, кисть, стакан с водой, салфетки, картинки с дымковскими игрушками.
3. Экспериментиро-вание в изодеятельности: рисование на воде. Техника Эбру. Развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности; актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды; познакомить детей с техникой рисования на воде; развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук; воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность. Пластиковые тарелки, кисти, краски, листы акварельной бумаги (вырезанные по размеру тарелок, можно использовать ватман, но его стоит обработать наждачной бумагой, клей, палитра, вилки одноразовые, коктельные трубочки, магнитная доска, условные обозначения: нос, глаза, рот.
4. «Березовая роща» (аппликация из трубочек). Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – скручивание в трубочки; упражнять в приеме накручивания узкой длинной полоски бумаги на карандаш, учить делать объемную поделку, закреплять знания детей о деревьях; развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать аккуратность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Лист картона голубого цвета, бумага белого цвета, чёрный фломастер, ножницы, клей, кисти, клеенки.
Список используемой литературы:
1. «Азбука соленого теста» О. Чибрикова. - М. :Эксмо, 2014.- (Азбука рукоделия).
2. «Бумажная мозаика» Х. Линд ООО «Издательство «Айрис-Пресс», 2007г.
3. «Бумажная пластика. Конструирование» «Издательство «Какрапуз», 2012г.
4. «Волшебная бумага, или бумажные фокусы» О. В. Белякова, А. В. Щеглова. – Ростов на Дону: Феникс, 2016г.
5. «Волшебные полоски». - Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс»; 2009г.
6. «Машинки из бумаги» «Издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
7. «Неужели из бумаги? Азбука аппликации» И. А. Лыкова. - ООО «Карапуз-Дидактика», 2007г.
8. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. - Спб. : Детство-Пресс: 2010г.
9. «Оригами для самых маленьких» О. Сухаревская. - М. : Айрис-Пресс, 2008г.
10. «Оригами для самых маленьких» Методическое пособие для воспитателей. - Спб. : Детство-Пресс, 2008г.
11. «Оригами и развитие ребенка» Т. И. Тарабарина. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
12. «Подарки для мамы» Н. В. Дубровская. - Серия «Праздник».- Спб. : «Детство-Пресс», 2010г.
13. «Поделки из бисера» А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. Учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2010г.
14. «Поделки из ниток и пряжи» А. А. Анистратова, Н. И. Гришина Учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2010г.
15. «Детство» Программа развития и воспитания по образованию детей в детском саду. Программа разработана коллективом: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, М. В. Крулехт. - Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001г.
a. 3-е издание.
16. «500 развивающих игр от тех до шести» В. Г. Дмитриева, О. А. Новиковская. - М. : АСТ; Спб. : Сова, 2007г.
17. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «Мозаика-Синтез», 2004г.
18. «Ситцевый лоскуток». Учебное издание «Издательство «Мозаика-Синтез»,2006г.
19. «Соленое тесто. Лепка и роспись» И. Гусева. - Спб. : Издательский Дом «Литера», 2005г.
20. «Цветы из бумаги»: Техника. Приемы, Изделия: Энциклопедия» Л. Кулакова М. : «Аст-Пресс Книга», 2007г.