Елена Лукиных
Работа концертмейстера в классе сольного пения на примере произведения русской вокальной классики
▼ Скачать + Заказать документы
М. И. Глинки «Северная звезда»
К камерной вокальной музыке Глинка обращался на протяжении всей жизни. Им создано более 70 песен и романсов. В них нашли отражение разнообразные душевные состояния, а также созданы различные портреты, живописные пейзажи, бытовые сценки, картины далеких стран.
Публикация «Работа концертмейстера в классе сольного пения на примере произведения русской вокальной классики» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Литературная деятельность
- Музыка. Конспекты уроков
- Соль. Изучаем соль
- Темочки
Весьма широк диапазон жанров в вокальном творчестве композитора. Среди них лирический романс, элегия, «русская песня», серенада, баркарола, застольная песня, баллада, а также романсы, написанные в танцевальных ритмах (вальса, мазурки, польки, болеро, полонеза и других).
Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педагогом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, русского бельканто, где, по словам Б. Асафьева, «плавность, гибкость, пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием душевного смысла поэтического слова».
Романс "Северная звезда" написан М. И. Глинкой "на случай" - к свадьбе старшей дочери Николая I великой княгини Марии Николаевны, в 1839 году вышедшей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Подзаголовок романса - "Свадебная песня". В этом романсе М. Глинка обращается к жанру "русской песни", в котором он сравнительно много романсов написал в свои юные годы. На образцах юношеской поры Глинка (35 лет) отшлифовал те приемы, которые ему позже так пригодились, когда он писал оперу "Жизнь за царя" («Иван Сусанин»).
Содержания романсе Глинки на слова Е. Растопчиной сочетается с совершенной музыкальной формойи достигается гармоническое единство вокальной и фортепианной партий. Главной задачей для композитора в камерной вокальной музыке всегда было воплощение общего настроения стихотворения, ведущего поэтического образа. Поэтому вокальная мелодия в романсе является выразительной и пластичной кантиленой и лишь изредка включает в себя речитативные интонации.
Методический разбор.
Диапазон романса: ми I октавы – соль II октавы.
Тональности: I часть: D – dur - A- dur; II часть: e – moll - D – dur; III часть: D – dur - e – moll - D – dur.
Жанр: свадебная (величальная) песня;
Движение мелодии в началах куплетов:
- мелодия спокойна, передает настроение описательного текста и двигается по трезвучиям и их обращениям;
- простые распевы на соседних нотах в слове «много» и «красавиц милей» в нисходящем движении;
- в середине 3 фразы есть скачок на Б 6 («есть хорома одна»), за которым следует два распева: на слоги -ро- и -ма- в слове «хорома, тоже самое происходит про повторе мелодии в слове: «се-вер-ная»;
- в середине романса со слов «призадумалась, пригорюнилась…» мелодия принимает черты речитатива, сдвигается темп, интонация становится более взволнованной, что соответствует тексту о переживаниях невесты, вспоминающей жениха;
- прибавляется легкая пунктирная интонация на слове «пригорюнилась»;
- во 2й и 3й фразах мелодия по трем мотивам на словах «на кольцо» - до ре II окт., «обручальное» - до ми II окт. и «уронила» - до соль II окт. взлетает к самой верхней точке мелодии. В музыкальном тексте в начале слова «уронила» стоит звездочка *) и сноска: народный свадебный напев. прим. автора., т. е. эта интонация взята из настоящего свадебного величания, а не привнесена автором;
- после соль II окт. мелодия не теряя взволнованной интонации постепенно спускается вниз до си I окт, заканчивая фразу нисходящей квартой на слове «крупную»;
- 4я фраза средней части тоже имеет восхождение и свою вершину на фа II окт., но она более спокойная, соответствует описательному характеру текста: «о далеком о нем вспоминаючи» с небольшим распевом на –ю-;
- между средней частью и репризой есть фортепианный проигрыш, содержащий копию вокальной мелодии средней части, что является заключением взволнованной середины и возвращением к спокойной мелодии репризы, соответствующей рассказу об уехавшем женихе.
- мелодическая линия 1й и 2й фраз репризы являет очную копию мелодии I части с похожими распевами на словах: «сто-ро-не» и «ско-ро»;
- на 3й фразе, на словах: «когда будет весна» мелодия отклоняется в e – moll, но у же сразу, на следующем мотиве, на словах: «солнцем ярким взойдет солнце радости» - возвращается на D – dur - доминанту и оканчивается в основном G – dur.
При работе над дикцией необходимо знать, что согласные из слогов с распевами и на тянущихся нотах (как в словах «те-рем», «хоро-ма» - корень «рем»-«ром» - большой дом, дворец, «невеста» - корень «вест» - женская особь, вступающая в брачный союз, так и в слове «весна», написано: «вес-на», а петь: «ве-сна» с распевом на слог -ве-).
Аккомпанемент романса состоит из басовой октавной линии и покачивающейся на разложенных аккордах (бас – терция) в партии правой руки. В средней части в помощь вокалисту в партии правой руки выписана мелодия вокальной партии, что составляет определенную трудность в сочетании аккомпанемента и мелодической линии в одной руке.
В романсе есть трудности, связанные с соединением вокальной и фортепианной партий, когда новая фраза в средней части романса вступает на окончание фортепианной фразы. Такой прием напоминает стретту в классической полифонии, что способствует передаче взволнованной интонации.
Темы вступления и окончания фортепианной партии тоже написаны на материале вокальной партии из средней части, но во вступлении она уходит в малую и большую октавы и затаивается на 3х аккордах доминанты, предвосхищая начало в тоническом D-dur. В окончании мелодия на мотивах средней части наоборот поднимается во II октаву и тает на pp.
Задача концертмейстера состоит в том, чтобы сидя на расстоянии о вокалиста, улавливать дыхание, максимально помочь пению сложных мест средней части на высоких нотах, не дать на них задохнуться, а исполнять свою партию более подвижно, выразительно. Нельзя исполнять партию аккомпанемента отстраненно и тихо, выразительное исполнение фортепианной партии готовит вокалиста и помогает ему преодолеть неудобные мотивы и скачки в мелодии.