Светлана Николаевна Ильина
Тема открытого урока «Работа над техникой в средних классах на примере этюда А. Бертини»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока: «Работа над техникой в средних классах на примере этюда А. Бертини»
Используемое оборудование: инструмент – фортепиано.
Цель урока: Обмен опытом.
Задачи урока: 1.Научить владению разными видами фортепианной техники в пределах изучаемых на данном этапе произведения.
2.Познакомить обучающегося с некоторыми фактами биографии композитора А. Бертини.
3. Воспитать в ученике настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Публикация «Тема открытого урока „Работа над техникой в средних классах на примере этюда А, Бертини“» размещена в разделах
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Методы работы: словесный, практический, наглядно-слуховой, поэтапная работа над этюдам, обобщение.
План урока:
1.Начало урока: организационный этап, приветствие, сообщение цели и хода работы на уроке. История жанра этюд. Краткая биография А. Бертини.
2.Основная часть: работа над этюдом А. Бертини соч. 29№8.
3.Заключительная часть: вывод о проделанной работы.
Ход урока:
1. Этюд (с французского - изучение, упражнение) - инструментальная пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры и предназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя. Обычно этюды создаются сериями, сборниками. В педагогической практике широкое распространение получили этюды для фортепиано Клементи, Генри, Крамера. Высокую художественную ценность имеют этюды Шопена, Шумана, Листа, Рубинштейна, Рахманинова, Лядова, Аренского, Скрябина. Большое значение имеет систематичность и последовательность в изучении этюдов, они эффективно служат учащимся для развития технических навыков. Этюдные сочинения К. Черни, Л. Шитте, Г. Беренса. А. Гедике, А. Лемуана, Т. Лака, А. Бертини просты и непритязательны, вместе с тем они мелодичны и даже элегантны. Техническая задача поставлена в них исключительно ясно. Анри Бертини - французский пианист и композитор.
Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники. Бертини написал приблизительно 500 этюдов.
2.Тема моего открытого урока - «Способы работы над этюдом», и выбрала я ее для того, чтобы обратить ваше внимание на работу в классе.
В каждом этюде есть свои конкретные трудности, для преодоления которых нужны свои специфические варианты. С другой стороны, особенности технического развития каждого ученика, его «технические недочеты» требуют составления таких вариантов, которые наилучшим образом будут развивать технику данного ученика. Таким образом, варианты в значительной мере «индивидуальны» (в отношении и этюдного материала и ученика). Все же я считаю нужным и возможным перечислить основные, типичные формы вариантов, которые могут и должны применяться в каждом отдельном этюде и при работе с каждым учеником; что приведенные типы вариантов не являются (и не могут явиться) исчерпывающими: перечислю лишь наиболее употребительные. Приведу основные и наиболее типичные формы вариантов и применю их в игре с ученицей. Этюд находиться в стадии выучивания наизусть. Работу над техническими приёмами проделаем с ученицей Лерой поэтапно- над каждым разделом в отдельности.
Перенесение акцентов. Например, вместо акцентирования первой ноты в группе из четырех шестнадцатых - перенесем ударения на вторую, затем на третью и, наконец, на четвертую ноту. Этот вариант особенно полезен, если этюд звучит у ученика недостаточно четко, «пропадают» отдельные ноты и т. д.
Изменение звучности. Сюда относятся: а) разучивание этюда (или частей этюда, исполняемого piano, громким звучанием forte и наоборот; б) разучивание этюда, в котором обе руки исполняют технически сложные фигуры, таким образом: правая рука играет forte, левая piano и наоборот.
Изменение артикуляции. Например, разучивание связных (legato) технических фигур- staccato, portamento и т. д. Этот способ разучивания может применяться так же, как и предыдущий (например, одна рука играет legato, другая staccato, или один голос в партии, скажем правой руки исполняется связно, другой отрывисто).
Изменение ритмического рисунка (ритмические варианты).
Уменьшение трудностей. (упрощение). Цель этого варианта заключается в том, чтобы ученик сначала научился преодолевать техническое задание в упрощенном виде и лишь затем перешел к техническому заданию в том виде, в каком оно поставлено автором этюда. Играющий постепенно (как бы по ступенькам) подводится к выполнению трудной технической задачи. Мы продолжили работу над этюдом Бертини. С прошлого урока Лера освоила прием пластичного исполнения шестнадцатых в правой руке (вращением кисти) «Подключая» левую – вслушиваемся в нижний голос – спускающийся короткими мотивами – вниз, который должен исполняться певуче с мягким окончанием.
Ученица пока увлечена «правой», при исполнении двумя руками – начинает ускорять темп, но услышав замечание, что ритмическая опора как раз приходится на «восьмые» в левой руке и их нужно слушать, все встает на свои места. На протяжении урока, Лера с пониманием выполняла все пожелания,рекомендаци, чувствовалась отдача. 3.Проанализаровали с учащейся работу и выяснили все недочёты в исполнении, на основании этого было дано домашнее задание: увидеть в тексте все секвенции и выучить их наизусть,учитывая динамику среднего темпа. Урок прошел результативно и продуктив
b]но. [/b]