Юлия Лещёва
Развитие традиций вокальной школы М. И. Глинки в русской музыкальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Русская вокальная школа прошла сложный путь развития.
Деятельность Глинки в рамках этой школы вполне можно назвать
основополагающей – по сути, он заложил и развил методические основы
светского профессионального вокального воспитания, направленного на
естественное, правдивое исполнение, путем применения концентрического
метода. Безусловно, и сам ход развития вокальной педагогики в целом, так
Публикация «Развитие традиций вокальной школы М, И, Глинки в русской музыкальной культуре» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Музыка. Конспекты уроков
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
или иначе, обусловил наличие такого рода требований. Но остается только
удивляться прозорливости, тонкому чутью и вокальной одаренности Глинки,
пропагандировавшего самые прогрессивные установки задолго до их
повсеместного вхождения в российскую и европейскую педагогическую
практику. Деятельность композитора на этом поприще имела огромное
значение для утверждения этих принципов.
Сам Глинка и в рамках своей композиторской работы придерживался
этого же направления. При написании вокальных партий он всегда
ориентировался на конкретных певцов; вот что он писал в прошении на имя
директора Императорских театров А. М. Гедеонова: «…опера сия в
настоящем ее виде может быть дана токмо на с. -петербургском театре, ибо,
писав оную, я соображался с голосами певцов здешней труппы» [17, 652].
Более того, еще в процессе написания вокальных партий, до вызревания
окончательного варианта, композитор стремился на практике проверить
удобство для исполнения создаваемой им музыки. А. Я. Петрова-Воробьевавспоминала, как Глинка принес ей только что написанную сцену Вани из
«Жизни за царя» и спрашивал, «…по голосу и ловко ли написано» [13, 173].
Взгляды М. И. Глинки разделяли крупнейшие музыканты и критики
XIX века, такие как А. Н. Серов, В. В. Стасов, А. С. Даргомыжский и,
впоследствии, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и многие другие.
Они также высказывали сходные с глинскинскими устремления. Особо
заметную роль сыграла вокально-педагогическая деятельность Глинки в
становлении профессионального вокального исполнения русской музыки.