Дарья Шевлягина
Работа а первую категорию. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
1.3. Участие аттестуемого в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса* :
(Представить тексты самостоятельно или в соавторстве разработанных образовательных программ, другого программно-методического обеспечения и/или отзывы, рецензии на них, включая ссылки на публикации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных.)
1. Участвовала в разработке основной образовательной программы дошкольного образования. https://egorka.kolcovo.ru/sveden/files/306a8d0c-c3fb-4889-88c6-95394f1f5a5c.pdf
Публикация «Работа а первую категорию, 2 часть» размещена в разделах
2. Участвовала в разработке Адаптированной программы для детей с нарушением речи. https://egorka.kolcovo.ru/sveden/files/8e343098-2217-466f-8c61-5220085b17fc.pdf
3. Разработала перспективное планирование по формированию элементарного математического познания для средней, старшей и подготовительной групп, проходящей «сквозным механизмом» во всех видах деятельности, режимных моментах.
4. Имеются авторские разработки тематических занятий, мастер классов для воспитателей, творческих, познавательно-экологических проектов, развлечений.
5. Публикую свои методические разработки, конспекты НОД, мастер классы и презентации на Международном образовательном портале МААМ. RU https://www.maam.ru/users/439084 и на сайте МБДОУ «Егорка» https://egorka.kolcovo.ru/
1.4. Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой (направлением) профессиональной деятельности в межаттестационный период (или проблемой профессионального проекта) :
(Указать методические разработки, подтверждающие деятельность аттестуемого по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, включая ссылки на публикации.)
Я использовала диагностику, разработанную на основе содержания Программы «От рождения до школы» под редакцией Е. Н. Вераксы. Диагностика подтвердила, что у многих детей слабо развито внимание, активность, мышление. Проанализировав результаты входящей диагностики (см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) и изучив методическую литературу по теме «Нетрадиционные методы математического развития дошкольников» в литературе, интернете, на семинарах-практикумах различного уровня, я выбрала интересные формы, методы и приёмы формирования математических представлений у дошкольников и составила перспективный план работы по формированию элементарных математических представлений используя приёмы декодирования и кодирования информации.
Взаимодействие с детьми осуществляла с учетом дифференцированного подхода и включала разнообразные формы: групповые и подгрупповые занятия, развлечения, дидактические игры, выставки рисунков и поделок.
Обучение математике не должно быть скучным для детей, ведь детская память избирательна. Дети усваивают лишь то, что их заинтересовало, удивило, обрадовало или напугало, поэтому я решила сделать так, чтобы им было интересно. Поскольку игра является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста, я выбрала познавательные игры и упражнения основным методом формирования элементарных математических представлений для моих детей. Я стремилась и стремлюсь найти такую форму приобщения к математике, которая бы решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Процесс развития математических способностей осуществлялась как на занятиях, так и в процессе са-мостоятельной деятельности детей.
Организованная образовательная деятельность детей начиналась с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывало интерес у детей и организовывало их на познавательную деятельность. Так же использовала различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.).
На каждом занятии обязательно происходила смена деятельности: восприятие информации воспитателя, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность (математическая игра является обязательным компонентом занятия; часто все занятие строилась в форме игры). Обязательно включала в занятие физическую разминку тематически связанную с занятием, пальчиковую гимнастику. Например, путешествуя по сказкам, мы помогали мышке найти короткую дорогу к теремку (сравнение длинный - короткий, лягушке помогали собрать рассыпавшиеся бусы (цепочка закономерностей (выкладывание геометрических фигур по схеме, зайцу помогали пробраться по лабиринту, с лисичкой складывали платочки (оригами, а с медведем играли в подвижную игру (физминутка «Три медведя шли домой»).
Постановка задачи позволяла мне возбудить их познавательную активностью. Создав ситуация, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно, чтобы найти правильный ответ на поставленный вопрос, и возникала потребность узнать что-то новое, научиться чему то. Например, я спрашивала: «Как узнать, на сколько, длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Показывала им новый способ сравнения длин с помощью мерки.
Использовала различные методы и приемы математического развития:
1. Метод вживания ребенка в изучаемый объект «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Например, представь себе, что ты круг (треугольник, цилиндр, число). Какой ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? На что похож?
2. Метод мозгового штурма. Очень часто ситуация введения мозгового штурма возникала стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия.
3. Метод поиска аналогий. Задача найти в окружающем мире объекты, выполняющие одинаковые функции. Например: солнце и батарея – греют. Важно чтобы дети ответили на вопросы - какие функции выполняют эти объекты, что общего и что отличного в этих функциях.
4. Задания на развитие креативности мышления. Например: придумать обозначение числа, звука, буквы; сформулировать закономерность.
5. Дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные и др., как для закрепления, так и для сообщения новых знаний: «Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот», «Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по описанию» и др.
6. Игры с фигурами Дьенеша. Часто дети самостоятельно придумывали игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.
7. Логические упражнения и задачи. Например: Чем отличается одна картинка от другой? На основании зрительного сопоставления надо найти несколько отличий. Найти два одинаковых предмета (по цвету, форме, величине и другим характерным признакам); Какая фигура лишняя и почему?
8. В лабиринтах на основе зрительного прослеживания ходов, линий надо было отыскать нужный предмет, выход и т. д. Сначала детям предлагала несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти свое дупло, девочке - выйти из леса и т. д.»
9. Проблемные ситуации. (ТРИЗ) Создавая игровые проблемно - практические ситуации, знакомила детей с доступными терминами, знаками, символами, способами действий, создав особые условия, которые побуждали детей применять имеющиеся у них знания в практической деятельности.
10. Задачи-головоломки. Использовала задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек, на изменение фигур, для решения которых надо было убрать указанное количество палочек, на смекалку, решение которых состояло в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
11. На занятиях и в свободное время использовала загадки, занимательные задачки и задачки - шутки. Они оказывали неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)
12. Моделирование создавало благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует усвоению специфиче-ских, предметных действий, лежащих в основе понятия числа.
13. Плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.
14. Легоконструирование объединяет элементы игры с экспериментированием, совершенствуется восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы – анализ, классификация.
15. Использовала технику оригами, которая способствовала развитию всех свойств внимания, особенно концентрации. Каждый этап складывания фигуры требует зрительного и мысленного сосредоточения. Дети, приобретали такие качества, как усидчивость, внимательность, самоконтроль. Занятия оригами стимулировали развитие памяти. Для того, чтобы сделать поделку, детям необходимо было запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Кроме того занятие оригами развивало наглядно-образное мышление. Образ, который ребенок держит в голове, имеет обобщенный характер. В нем отражаются не все особенности предмета, а только существенные. В сознании детей возникала модель, схема, развивалось схематическое мышление. Даже при простом копировании моих действий с бумагой детям приходилось использовать пространственное мышление. Уровень сложности возрастал, когда я ставила задачу самостоятельно разобрать и собрать фигурку. В процесс включались операции анализа, синтеза, сравнения, развиваются пространственное воображение, чувство формы.
16. В экспериментальной и исследовательской деятельности я обязательно включала и опыты на развитие математических представлений. Предлагала детям, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар, чтобы определить, что они одинаковые по массе.
17. Игры путешествия совершались нами в воображаемых условиях, где все действия определялись игровыми ролями: геолога, зоолога, топографа и т. д
18. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением их свободной фантазией.
19. Метод проектов. Осуществляя эту работу, дети составляли задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее.
20. Интерактивные игры. Они делали процесс формирования математических представлений интереснее и познавательнее.
21. Подвижные игры математического содержания «Медведь и пчелы», «Воробушки и автомобиль», «Ручейки», «Найди свой Домик», «В лес за цветами».
22. В «Математической мастерской» изготавливали с детьми, с родителями пособия для занятий, раздаточный материал. Это позволяло применить и укрепить знания, полученные ими ранее.
23. Кодирование, схематизацию и моделирование простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.
Используя все перечисленные методы, хочу подробнее остановиться на приёме Кодирования и декодирования информации.
Представляю вам игру «Фабрика фигур». Цель игры: формирование навыка кодирования информации о геометрических фигурах с помощью знаково-символических обозначений.
Для игры используется плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера и листы с заданиями.
В начале игры вспоминали с детьми, какие свойства есть у геометрических фигур? (Цвет, размер, форма)
Затем показывала - какие знаки их обозначают.
• Как вы думаете, какое свойство обозначает этот символ? (Показ условных обозначений)
Как вы думаете, что происходит с фигурами на фабрике? (изменяют свойство)
Одни фигуры превращаются в другие, меняя свои свойства, одно или сразу несколько (В зависимости от подготовки детей).
На фабрике работают гномы. Они меняют свойства драгоценных камней по заказу Белоснежки, которая работает в магазине. Сегодня у нас Белоснежкой будет Катя, а все остальные – гномы. Она раздаёт гномам карточки с заданиями.
Какие знаки поместим в пустых окошечках? (Размер и цвет)
По своему желанию выберите способ выполнения задания и заполните пустые окошечки фабрики. С детьми второй младшей и средней группы я использовала готовые знаки. Детям старшей и подготовительной групп предлагала самим нарисовать знаки.
Например: был большой синий квадрат, а стал маленький красный квадрат. У большого синего квадрата поменяли цвет и размер, и он стал (превратился) маленьким красным квадратом.
На фабрику привезли большой синий квадрат. У него поменяли цвет и форму, и в магазин повезли маленький красный квадрат.
Такая вариативность дает индивидуальный подход и обеспечивает постепенность – усложнение и поэтапность, поддерживает интерес.
Игра «Загадки Карандаша» Цель: формирование навыка кодирования информации о предметах с помощью знаково-символических обозначений. Задача – научить детей применять логические приемы, доказывать свой выбор, свое решение.
Рассказывала детям, что кодировать и декодировать знаками можно не только фигуры.
Что еще можно кодировать? Буквы, предметы, слова, свойства предметов: мягкость и твердость, запах, вкус, где растет или водится, чем питается, использование в пищу, ощущение от прикосновения, и. д.
При кодировании и декодировании предметов использовала план (лист со знаками, который выставляла на доску.
В зависимости от подготовки детей задавала количество свойств. От двух во второй младшей группе, до шести – в подготовительной (цвет, форма, размер, к какой группе относится, т. е. обобщающее понятие, материал, из которого изготовлен, использование, ощущения или эмоции, свойства: мягкость, твердость и т. д.)
Предлагала вместе отгадать, какой предмет закодировал Карандаш.
Кто уже догадался? (Подушка) Расшифруйте знаки.
Это подушка, потому что это предмет постельной принадлежности, квадратной формы, в цветочек, большого размера, изготовлен из пера и нужен для сна.
В старшей и подготовительной группе предлагала детям самим попробовать себя в роли шифровальщика (кодировщика? Раздавала детям по одной картинке с изображением предмета. Их задача – с помощью плана представить этот предмет, нарисовать знаки на листе в ряд. Затем все вместе отгадывали закодированный предмет.
По моим наблюдениям, такие игры эффективно развивали у детей навык ориентировки.
Ориентируясь на старших дошкольников для формирования умения ориентировки на листе бумаги, я усовершенствовала метод использования планшеток с калькой. Планшетка состоит из двух листов одинаковой величины, скреплённых между собой по принципу блокнота. Нижний лист из обычной бумаги. Верхний лист прозрачный выполнен из кальки, разлинованный в клетку по одному сантиметру, имеет ось координат. Размер планшетки 12/15 см. Работа с планшеткой проходила следующим образом. Под кальку подкладывалась заготовленная картинка в зависимости от темы (звездное небо с планетами, ряд детей, разные деревья, цветы, животные и т. д.) Первый вариант : давались координаты объекта и детям нужно найти объект. Второй вариант давалось название объекта и нужно узнать его координаты.
Например, на занятии в подготовительной группе, дети искали незнакомую планету, координаты которой были (13/8)
Я раздавала всем мерки – планшетки и карты звездного неба. Работали в парах. Каждая пара искала потерявшуюся планету. Затем мы сравнили наши вычисления.
Чтобы определить с какой планеты прилетел корабль, было необходимо вставить космическую карту в планшетку так, чтобы нижний левый угол карты совпал с местом пересечения линий на планшетке. Это и было местом отсчета. Определяли расположение путем отложения данных от точки отсчета по вертикали и горизонтали. Один шаг – одна клеточка. Первые шаги делали вправо, отсчитывая 13 клеточек. Далее поднимались вверх на 8 шагов. В этой точке и находилась неизвестная планета. Но название планеты было закодировано цифрами, и детям с помощью кодировочных таблиц нужно было перевести информацию из числовой в буквенную. Это занятие я показывала на мастер-классе для слушателей НИПК и ПРО в 2017 г. ПРИЛОЖЕНИЕ№7
Для детей это был новый материал. Для пробы занятие провела для преподавательского состава садика с детьми с более низким уровнем формирования математических способностей и была приятно удивлена отличными показателями заинтересованности, активности и математического мышления всей подгруппы. Ещё раз убедилась в том, что на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
В 2019 году я второй раз участвовала в конкурсе «Воспитатель года» в р. п. Кольцово и заняла третье место. ПРИЛОЖЕНИЕ№8 На этапе показов открытых занятий с детьми я показывала опять это занятие про Пришельца с другой планеты. Оно было высоко оценено комиссией. А мастер-класс по кодированию так понравился представителям комиссии, что меня пригласили в МБДОУ №1 «Сибирячок» в город Бердск выступить перед воспитателями и поделиться своим опытом по применению приёмов кодирования и декодирования информации с детьми дошкольного возраста. ПРИЛОЖЕНИЕ№8