Кира Мартынова
Рабочий план-программа работы кружка «Ритмопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Ритмопластика»
Руководитель: Мартынова К. Г.
Характеристика программы
Программа предусматривает:
- Ритмопластика (разминка, упражнения на развитие ориентировки в пространстве);
- Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений и шагов);
- Разучивание танца (композиция);
-Игровой танец;
Музыкально – двигательный этюд.
Направление деятельности
Музыкально-физкультурное
Возраст дошкольников
3-5 лет
Публикация «Рабочий план-программа работы кружка „Ритмопластика“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Цель программы
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки у детей младшего дошкольного возраста посредством ритмопластики.
Прогнозируемые результаты
Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, Лёгкости, пластичности, выразительности движений; умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития музыкального образа.
Перспективы развития
Занятия в хореографических студиях, участие в городском комплексе утренней гимнастики «Юная смена», концертная деятельность.
Ритмопластика - один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей.
Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу,выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть.
Ритмопластика тесно связана с музыкой и танцем, что способствует эстетическому воспитанию детей, развитию чувства прекрасного.
Ритмопластика – богатый источник самовыражения. Ей присущ творческий
компонент. Создание новых композиций, новых элементов, совершенствование индивидуального стиля – все это стимулирует воображение, развивает творческие способности детей.
Теплая дружественная и непринужденная атмосфера общения ребенка и взрослого во время занятий ритмопластикой - одно из основных условий полноценного развития детей, важнейший фактор формирования личности.
Программа кружка по ритмопластике - результат практической работы с детьми, система работы, сочетающая в себе решение задач творческого, эстетического, физического, музыкального и нравственного развития ребенка, направлена на наиболее полную реализацию творческих возможностей ребенка с сохранением его индивидуальности, физического и психического здоровья.
Основные направления программы.
1. Подготовительные упражнения используются для физической подготовки детей. Они способствуют развитию двигательных способностей, овладению основами координации движений, формированию осанки.
2. Музыкально-ритмические упражнения:
упражнения из хореографии (тренаж, музыкальные игры, упражнения на согласованность движений с музыкой, упражнения ритмической гимнастики,элементы народных и современных танцев.
3. Упражнения, составляющие содержание спортивнотехнической подготовки:
упражнения без предмета (специальные виды ходьбы или бега, пружинные движения, "волна", взмах, равновесие, повороты, наклоны, прыжки, упражнения с предметами (мячом, лентой, обручем, скакалкой, шарфом).
6. Участие в праздниках, миниконцертах.
7. Подготовка арибутов, костюмов.
Программа строится на принципах:
1. Принцип целенаправленности педагогического процесса.
2. Принцип целостности и непрерывности педагогического процесса.
3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.
4. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения и ввоспитания.
5. Принцип личностно-деятельностного подхода в воспитании и обучении.
6. Принцип художественно-коррекционного воздействия.
Актуальность программы.
Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают творчество. Ребёнок получает огромное удовольствие от того, что двигается под музыку, сочиняет сам! Актуальность использования программы очевидна. Ритмопластика - это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Ритмопластика развивает у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмопластики является психологическое раскрепощение ребенка. Занятия ритмопластикой совершенствуют коммуникативные навыки и обогащают эмоциональную сферу ребенка.
Опыт проведения ритмопластики показал, её привлекательность и доступность. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками и умениями, опытом творческого осмысления музыки, развиваются физические и коммуникативные навыки. Именно в этом заключается актуальность данной программы. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.
Новизна программы заключается в том, что с помощью интеграции образовательных областей «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация» осуществляется комплексный подход к коррекционно-развивающему воспитанию.
Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия ритмической гимнастикой начинаются с детьми 3-4 лет. В этом возрасте движение, особенно под музыку, доставляет детям особую радость. Основными задачами, которые ставит педагог для этого возраста, являются:-развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. На данном этапе развиваем у детей музыкальность, воспитываем любовь к музыке и желание её слушать. У детей обогащается слушательский опыт, так как на занятиях звучат произведения композиторов-классиков (например,П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,М. Майкапар «Мотылёк» и др.», русские народные мелодии, а также произведения современных композиторов.
В движении развиваем умение передавать различный характер музыки, а также оттенки (весёлое – грустное, шаловливое – спокойное, радостное, торжественное, шуточное и т. д.). Учимся реагировать на изменение темпа, динамики, метроритма, различаем 2-х и 3-х частную форму. Детям предлагаются общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на гибкость и плавность.
В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ (например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной координации.
Учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
В этом возрасте уже начинается работа над творческими проявлениями. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку. Формируются умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях. Дети способны сами подбирать оригинальные движения, характеризующие пластический образ.
Проводится работа по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности. На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. На занятиях у детей воспитывается чувство такта, умение вести себя во время занятий, находить своё место, не толкаясь, высказываться самому и слушать товарищей.
На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и умение дать объективную оценку другим детям. Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Форма обучения.
Обучение детей проходит на специально организованной деятельности во второй половине дня.
Способ организации – группа, количественный состав до 15 человек. Деятельность проводится 1 раз в неделю продолжительностью в 20 минут.
Ожидаемые результаты:
Формирование:
- эмоциональной отзывчивости на музыку
- лёгкости, пластичности, выразительности движений
- умения выражать в танце, музыкальном движении динамику развития
музыкального образа
Условия реализации программы.
1. Создание предметно-пространственной среды для музыкально-ритмической деятельности.
2. Методическое обеспечение программы.
3. Установление сотрудничества с хореографическими коллективами города.
4. Взаимосвязь с семьей.