НАДЕЖДА ВЫШЕГОРОДЦЕВА
Рабочая программа по ФЦКМ
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
по ФЦКМ
Уровень базовый
Ступень образования: основное общее дошкольное образование
Группа: вторая младшая 3-4 года
УМК: по программе «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Вторая младшая группа.
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Разработала воспитатель _1_ категории
Вышегородцева Надежда Антоновна
Комсомольск. 2016.
Пояснительная записка.
Фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.
Публикация «Рабочая программа по ФЦКМ» размещена в разделах
На ФЦКМ по программе отводится 1 занятие в неделю. Это 33-34 занятия по 15-20 минут.
Цель программы: Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Задачи:
развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений, местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
- ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице», о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);
- формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт. ,о деятельности людей, явлениях общественной жизни.
Планируемые результаты:
Дети:
• Различают и называют игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта.
• Свободно ориентируются в ближайшем окружении.
• Узнают свой дом и квартиру, дошкольное учреждение и групповую комнату.
• Знают свои имена, имена членов своей семьи и воспитателя группы.
• Называет признаки и количество предметов.
• Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
• Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения.
• Называет времена года в правильной последовательности.
• Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Содержание раздела «Формирование целостной картины мира» состоит из разделов:
o Предметное окружение,
o Ознакомление с природой.
Каждый подраздел Программы имеет свою базовую основу. Введение в предметное и социальное окружение предполагает:
o ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификациями т. п.);
o восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере касается всех обозначенных рубрик подраздела:«Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» ит. п.
Умственное воспитание в Программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием.
Содержание программы в младшей группе (от 3 до 5 лет)
Ознакомление с окружающим миром.
Расширять представления детей о природе. Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др., птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др., овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др., грибах (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Учить детей замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Предметное и социальное окружение
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес.
Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам.
Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Формировать первичные представления о школе.
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представления о профессиях.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
Дата п/н Тема занятия кол-во часов
1 Здравствуйте! Правила поведения и приветствия в детском саду. 1
2 Знакомство с членами семьи. Моё имя. 1
3 Что нам осень принесла! Приметы осени. 1
4 Листопад, листопад, засыпает старый сад… 1
5 Игрушки в нашей комнате. Правила игры с игрушками. 1
6 Хорошо у нас в детском саду. 1
7 Где ночует солнце? 1
8 Кошка и котёнок. 1
9 Плоды фруктовых деревьев. 1
10 Ветер, ветерок. 1
11 Как звери к зиме готовятся? 1
12 Классификация посуды. 1
13 Наш семейный альбом. 1
14 Наступила зима. 1
15 Зима в лесу. 1
16 Магазин одежды. 1
17 Праздник с игрушками. 1
18 День и ночь. 1
19 Дикие животные. 1
20 Новоселье. 1
21 Поможем зайке. 1
22 Большие и маленькие звёздочки. 1
23 Мы поздравляем наших пап. 1
24 Самолёт построим сами … 1
25 Мамы всякие нужны, мамы всякие важны… 1
26 Весна. Признаки весны. 1
27 Домашние животные и их детёныши. 1
28 Электрические приборы. 1
29 Мы космонавты. 1
30 Солнце. Солнечный зайчик. 1
31 Деревья и кустарники. 1
32 Кто построил этот дом. 1
33 Шестиногие малыши. 1
34 Классификация предметов. Одежда. Мебель. 1
35 Продукты. Посуда. 1
36 Транспорт. Виды транспорта. 1