Алина Долгушина
Рабочая программа по развитию логико-математических способностей детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт программы.
Вид: Адаптированная.
Направление программы : Познавательная.
Цель программы : Развитие логического мышления, творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр
Задачи программы : 1. Развитие логического мышления и основных
Публикация «Рабочая программа по развитию логико-математических способностей детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
мыслительных операций;
2. Развитие математических способностей и
склонностей;
3. Развитие личностных качеств и навыков
самоконтроля и самооценки.
Возраст детей, на которых
рассчитана программа : 4 – 5 лет.
Срок реализации: 1 год.
Основные блоки: 1. «Количество и счет».
2. «Ознакомление с геометрическими
фигурами».
3. «Определение величины».
4. «Ориентировка во времени, пространстве».
«Решение логических задач».
Пояснительная записка
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
• интеллектуальное развитие;
• создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
1.1. Актуальность программы.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному -развивающему обучению.
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики, мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
1.2. Нормативная база программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 13.07.2021г.).
-Федеральный закон от 03.08.2018 г. №317 –ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
- Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020г. №1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
- СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 об утверждении санитарных правил. Зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 18.12.2020 №61573.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды, обитания» (вместе с СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарные правила и нормы.»).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 г. №32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20» Санитарно-эпидиомологические требования к организации общественного питания населения.
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социально инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16, с изменениями от 24.03.2021 г. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №10 «О внесение изменений).
1.3. Цель работы по данной программе – развитие логического мышления и
математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
1.4 .Основными задачами реализации программы являются :
• Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.
• Развивать овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну) с использованием приемов наложения и приложения одного предмета к другому.
• Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы, а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.
• Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.
• Развивать умение работать со схемой.
•Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.
• Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
• Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
• Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
1.5. Разделы рабочей программы :
1. «Количество и счет»
Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 5, закреплять понимание отношений между числами, устанавливать равенство и
неравенство двух групп предметов, развивать психические процессы: внимание,
память, логические формы мышления.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами».
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах,
развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины».
Цель: развивать представление о величине (длинный-короткий, широкий-узкий, высокий- низкий, большой- маленький, умение сравнивать способом
наложения, приложения и с помощью счета и измерения, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Развивать ориентирование на плоскости стола (вверху-внизу, слева-справа, в
середине, в пространстве (передвижения в пространстве, анализ планов-схем, чувство времени (сейчас-потом, утро-вечер, день-ночь); дать представления о последовательности времен года.
5. «Решение логических задач»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, сериация, классификация, обобщение).
1.6. Возраст детей – 4-5 лет
1.6. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.
Программа рассчитана на реализацию в течение учебного года.
К концу года дети освоят:
• сенсорные эталоны формы, цвета.
• Знаки и символы свойств (наличие и отрицание)
• Предметные схематические модели (лесенка, обруч)
• Представления об отношениях соответствия и порядка.
• Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов по форме, размеру, количеству.
• Отражение в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и синего обручей)
• повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
• Повышение педагогической культуры родителей.
• Формирование интереса к развивающим играм.
1.7. Формы и методы обучения:
Групповой – занятия проводятся по подгруппам;
Индивидуальный – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.
Наглядные, демонстрационные.
Репродуктивные – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Словесные – даются объяснения, рекомендации, указания.
1.8. Используемые игровые пособия и материалы:
-Блоки Дьенеша
-Палочки Кюизенера
-Пособие «Веселые цветные числа»
-Альбом «Лепим нелепицы»
-Альбом «Дом с колокольчиком»
-Альбом «На золотом крыльце…»
-Раздаточный материал «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
-Альбом «Страна блоков и палочек»
-Демонстрационный материал к счетным палочкам Кьюизенера и логическим блокам Дьенеша.
-Схематические изображения деревьев, домиков для классификации.
-знаки-символы.
-обручи.
1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года.
Мониторинг проводится по 4 бальной системе диагностирования:
4 балла – высокий уровень
3 балла – средний уровень
2 балла – низкий уровень
1 балл – низший уровень
Перспективный план работы
Месяц №
Темы занятия
Цель Используемые
Игры, пособия
Сентябрь Диагностика
N1
«Игры с
палочками
Кьюизенера»
-знакомство с палочками Кьюизенера
-закреплять понятия «один», «много»
-Учить соотносить палочки по цвету,
длине, расположению
1. Игра «Змейка» (стр. 6
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера)
2. Самостоятельная
деятельность: рисуем
картину «Красная шапочка и
волк» (стр. 1 альбом «дом с
колокольчиком»)
N 2
«Играем
с блоками Дьенеша»
- знакомство с блоками Дьенеша
- анализируем свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие,
- сравнение блоков по одному признаку
1. Игра: «Помоги
муравьишкам» (стр. 74,
вариант 1, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников)
2. Сочиняем небылицы
(стр. 1, 2,4,5 альбом «Лепим
нелепицы)
Октябрь N3
«Волшебные
фигуры»
-учить анализировать, сравнивать, находить объекты с одинаковыми и
разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по одному свойству блоков. Игра «Дорожки»
(стр. 79, вариант 1, Носова
«Логико-математическое
развитие дошкольников)
N4
«Сравниваем
по цвету и
длине»
-классификация предметов по цвету и
длине
-работать по алгоритму
-сравнивать предметы по длине
-соотносим палочки по цвету, длине,
расположению
1. Игра «Разноцветные
вагончики» (стр. 7 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера)
2. Самостоятельная
деятельность: картина
«Серый волк» (стр. 3 альбом «дом с колокольчиком»)
N5
«Форма,
размер и цвет»
-знакомство со знаками-символами
-научить группировать блоки по двум, трем свойствам (форме, размеру, цвету)
1. Занятие «Знакомство со
знаками-символами»
(демонстрационный
материал с. 1-4,
неперечеркнутые знаки)
2. Игра «Кондитерская
фабрика» (демонстрационный
материал, картотека игр с
блоками и палочками)
N 6
«Число 1 и 2»
-закрепить умение сравнивать предметы по длине и обозначать
словами результат сравнения.
-познакомить с образованием числа 2,
цифрами 1 и 2.
-соотносим палочки по цвету, длине,
расположению
1. «Число 1 и 2» (стр. 10
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера)
2. Самостоятельная
деятельность: картина
«Дюймовочка» (стр. 4 альбом «дом с колокольчиком»)
N7
«Форма,
величина, цвет»
-научить составлять описание свойств блока, пользуясь моделью.
- научить ориентироваться на знакисимволы свойств и группировать по несовместимым свойствам
1. Упражнение «Расскажи о
своем блоке»
(демонстрационный
материал)
2. Игра «Где чей гараж?»
(стр. 83, вариант 1, Носова
«Логико-математическое
развитие дошкольников)
Ноябрь N 8
«Ориентировка
в
пространстве»
-учить сравнивать по высоте- выше, ниже, одинаковые по высоте
-Закрепить цвета
-учить ориентироваться в
пространстве- слева, справа
1. Задание «Забор» (стр. 8
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера)
2. Самостоятельная
деятельность: выкладывание из палочек «Домик с забором» (стр. 3, альбом «На золотом крыльце…»)
N9
«Решение
логических
задач» -учить читать «схемы», следовать правилу
Игра «Вырастим дерево»
(стр. 93, вариант 1, Носова
«Логико-математическое
развитие дошкольников)
N10
«Число 3»
-познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой
-учить называть по порядку тчислительные от 1 до 3
-упражнять в ориентировке в
пространстве
-учить составлять треугольники из палочек разной длины
1. «Число 3» (стр. 11
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера)
2. Игра «Треугольники»
(стр. 12 Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
палочек разной длины. занятия с палочками
Кюизенера)
N11
«Осень»
-развитие инициативы и
самостоятельности, творческого мышления
-учить сравнивать и уравнивать по количеству
-ориентировка во времени Выставка картин на тему
«Осень» (стр. 4 альбом
«страна блоков и палочек»)
Декабрь N12
«Цветные
числа»
-закрепить представление о числе 1,2, 3 на основе счета и измерения.
1. Упражнения:
-считаем квадратики в
розовой и голубых полосках (плоскостной вариант палочек)
- строим лесенку из 3-х
полосок, палочек (белой,
розовой, голубой, «шагаем» по ней, называем числа по порядку.
2. Самостоятельная
деятельность: картина
«Черепаха Тортила» (стр. 9
альбом «дом с
колокольчиком»)
N13
«Фигуры
и
свойства» - анализируем свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие,
-сравнение блоков по двум признакам Игра: «Помоги
муравьишкам» (стр. 74,
вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников)
N14
«Число 4»
-познакомить детей с образованием числа 4 и соответствующей цифрой
-учить считать в пределах четырех
-закреплять умение различать количественный счет от порядкового.
1. «Число 4» (стр. 17
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера)
2. Самостоятельная
деятельность:
выкладывание из палочек
силуэта кита (стр. 7, 1блок,
альбом «На золотом
крыльце…»)
N 15 -учить анализировать, сравнивать 1. Игра «Дорожки»
«Играем
с блоками»
- учить анализировать, сравнивать, находить объекты с одинаковыми и
разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по двум свойствам блоков.
Игра «Дорожки» (стр. 79, вариант 2, Носова
«Логико-математическое
развитие дошкольников)
2. Самостоятельная
деятельность: придумываем и составляем украшения для новогодней елки. (из блоков и палочек)
Январь N16
«Волшебные
блоки»
-учить анализировать, сравнивать
- находить объекты с одинаковыми и разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по одному свойству блоков. 1. Игра «Домино» (стр. 80,
вариант 1, Носова «Логикоматематическое развитие дошкольников)
2. Самостоятельная
деятельность: Сочиняем
небылицы (стр. 10,11 альбом «Лепим нелепицы)
N17
«Количество
и счет»
-учить детей моделировать предмет из
четырех палочек одной длины
-сравнивать предметы по высоте
-упражнять в счете, в различении количественного и порядкового счета
1.«Строительство домов»
(стр. 13 Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера)
2. Самостоятельная
деятельность: «дорисовать
картинку по сюжету сказки
«Три медведя» (стр. 5,
альбом «Дом с колокольчиком»)
N18
«Решение
логических
задач»
-учить выделять и называть свойства
(форма, размер, цвет) общие для пары блоков
-учить ориентироваться на знаки-символы блоков
-закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма-цвет, используя таблицу 1. «Дружные блоки»
(демонстрационный
материал, стр. 6)
2. «найди две ошибки»
(демонстрационный
материал, стр. 7)
Февраль №19 «Считаем,
измеряем»
-закрепить представление о числе 1,2, 3, 4 на основе счета и измерения. 1. Упражнения:
-считаем квадратики в
розовой и голубой, красных
полосках (плоскостной
вариант палочек)
- строим лесенку из 4-х
полосок, палочек (белой,
розовой, голубой, красной,
«шагаем» по ней, называем
числа по порядку.
2. Выкладываем из палочек
силуэта мышки (стр. 8,
1блок, альбом «На золотом
крыльце…»)
N20
«Игры с
блоками»
-учить ориентироваться на знаки- символы свойств блоков, разбивать и
группировать по несовместимым свойствам. Игра «Засели домик»
(стр. 86, вариант 1, Носова
«Логико-математическое
развитие дошкольников)
N21
«Ориентировка
в
пространстве»
-учить сравнивать предметы по высоте
с помощью условной мерки
-ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко «Дачный поселок»
(стр. 18 Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера)
N22
«Зима»
-развитие инициативы и
самостоятельности, творческого мышления
-учить сравнивать и уравнивать по количеству
-ориентировка во времени Выставка картин на тему
«Зима» (стр. 1 альбом
«страна блоков и палочек»)
Март N23
«Число 5»
- познакомить с числом 5 на основе счета и измерения.
-закрепить представление о числе 1,2, 3,4 на основе счета и измерения.
-учить соотносить палочки по цвету,
размеру расположению 1. Упражнения:
-считаем квадратики в
розовой и голубой, красных
полосках (плоскостной
вариант палочек)
- строим лесенку из 5-ти
полосок, палочек (белой,
розовой, голубой, красной,
желтой, «шагаем» по ней,
называем числа по порядку.
2. Выкладывание сюжетной
картинки «Птичий двор»
(стр. 15,16, 1блок, альбом
«На золотом крыльце…»)
N24
«Игры с
блоками»
-учить анализировать, сравнивать
- находить объекты с одинаковыми и разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по двум свойствам блоков. 1. Игра «Домино» (стр. 80,
вариант 2, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников)
2. Сочиняем небылицу «Мы вдвоем катали ком…» (стр. 7, альбом «Лепим нелепицы)
N25
«Сравниваем,
считаем»
-закреплять знание чисел в пределах 5
-учить сравнивать предметы по длине
-учить ориентироваться в
пространстве
-учить преобразовывать конструкцию предмета.
1. «Скворечник» (стр. 23
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера)
2. Самостоятельная
деятельность: выкладывание сюжетной картины «аквариум-силуэты» (стр. 17,18, альбом «На золотом крыльце.»)
Апрель N 26
«Волшебные
блоки»
- научить ориентироваться на знаки-символы свойств и группировать по
Несовместимым свойствам Игра «Где чей гараж?»
(стр. 83, вариант2, Носова
«Логико-математическое
развитие дошкольников)
N27
«Решение
логических
задач»
-развить умение группировать блоки
по двум-трем свойствам (форме, размеру, цвету)
-учить ориентироваться на два-три свойства знака-символа блоков.
1. Игра «Кондитерская
фабрика» (демонстрационный
материал, картотека игр)
2. Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэт
крокодила (стр. 6, альбом
«Лепим нелепицы»)
N28
«Количество
и счет»
-упражнять детей в сравнении предметов по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине)
-моделировать предмет по словесной инструкции
-учить ориентироваться в
пространстве
1. «Кукла Маша» (стр. 26,
Новикова, Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера)
2. Самостоятельная
деятельность: выкладывание
силуэта «Улитка на
солнышке» (стр. 11, альбом
«На золотом крыльце»)
N29
«Решение
логических
задач»
-освоение способа декодирования знаков-символов
-учить ориентироваться на три свойства знака-символа блоков.
- учить собирать блоки в группу
- развитие логики, мышления 1. Игра «Шерлок Холмс ищет преступника»
(демонстрационный
материал, картотека игр)
2. Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэты
лягушки и петуха (стр. 8,
альбом «Лепим нелепицы»)
N30
«Считаем»
- развивать смекалку и
сообразительность
- учить детей составлять фигуры из палочек
-сравнивать и уравнивать по количеству полоски палочки
1.«Шагаем по числовой
лесенке» (стр. 13, 14 альбом
«На золотом крыльце…»)
2. Дорисуй картинку к сказке
«Три медведя» (стр. 10,
альбом «Дом с колокольчиком»)
Май N31
«Волшебные
блоки»
- развитие мелкой моторики, речи
-учить ориентироваться на знакис-имволы
-учить анализировать, сравнивать
- находить объекты с одинаковыми и разными свойствами
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по двум свойствам блоков. 1. Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэты козы
и стрекозы (стр. 9, альбом
«Лепим нелепицы»)
2. Игра «Дорожки»
(стр. 79, вариант 2, Носова
«Логико-математическое
развитие дошкольников)
N32
«Весна
наступила»
-учить выкладывать картины из палочек, блоков
- тренировка мелкой моторики руки
-развитие инициативы и
самостоятельности, творческого мышления, логики
-учить сравнивать и уравнивать по количеству
-ориентировка во времени Выставка картин на тему
«Весна» (стр. 2, альбом
«страна блоков и палочек»)
Диагностика
Используемая литература:
Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»
Е. А. Носова, З. А. Михайлова «Логико-математическое развитие дошкольников»
«Комплексные занятия. Средняя группа» под редакцией М. А. Васильевой
1. Математика от трех до шести. Учебно – методическое пособие для
воспитателей детских садов / Сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб. : Издво «Акцидент»., 1995.
2. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб «Детство – Пресс», 2000.
4. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.
Дидактические материалы:
• Финкельштейн Б. Б. Альбом-игра «Дом с колокольчиком» (от 3-х до 5-ти)
• Финкельштейн Б. Б. Комплект игр и упражнений с цветными счётными
палочками Кюизенера «На золотом крыльце…»
• Комплект игр с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»
• Альбомы «Чудо кубики», «Чудо кубики 2», «Маленькие логики 2», «Лепим
нелепицы»
• Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина «Сложи
узор».