Дина Леканова
Рабочая программа по коми этнокультурному направлению для младшей и средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно- патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю, закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика Коми
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей работе духовно-нравственные ценности коми традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того, этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России.
Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов коми народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников. За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности: Статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской• Федерации» выделяет одним из принципов государственной политики «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве. Основным из направлений реализации государственной программы• «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является «Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно- самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма». «Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы» основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, законов Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «О государственном языке Российской Федерации», законов Республики Коми «Об образовании» и «О государственных языках Республики Коми», Концепции национальной 6 образовательной политики Российской Федерации, Концепции национальной политики Республики Коми. ФГОС дошкольного образования, принятый в 2013 году, определяет, что образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям. Конкретные образовательные задачи по обучению детей коми языку, краеведению, истории и традициям народа коми, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений. Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - учет этнокультурной ситуации развития детей. Одной из задач, на которую направлен стандарт это : объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.
В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:
приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит. То есть важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.
Цель: Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.
Задачи:
1. Расширять знания о предметах ближайшего окружения,
2. Формировать обобщённые понятия (посуда, мебель, одежда, представления о предметах быта на основе функционального назначения: посуда (солонка, короб, хлебница); обувь (пимы);
3. Формировать представления о растениях Севера и их плодах.
4. Познакомить с отдельными представителями животного мира Севера и дать представление о существовании в условиях Севера.
5. Дать сведения о национальном северном жилище, приспособлении к жизни в суровых условиях, доме (чум).
6. Формировать представления о коми языке и искусстве (сказки, песенки).
7. Воспитывать чувство принадлежности к народу коми.
Основные направления работы :
1 «Я и мой дом»
2 «Северная природа и ребёнок»
Содержание работы с детьми
Тема Задачи Формы работы
1 «Я и мой дом»
«Дом в котором я живу» Дать знания о том, что у всех есть свой дом, расширять знания о предметах ближайшего окружения, быта.
Беседа: «Детский сад»
Беседа: «Улица, на которой расположен детский сад»
Чтение потешки «Кеконач» «Родтам – гонитам»
Конструирование: «Построй свой дом»
Дидактическая игра «Назови на коми языке» (называть мебель, части дома: стол-пызан, ложка-пань, стул-улос, окно-ошинь, дверь-одзос)
Рассматривание половиков.
Пальчиковая игра «Тайо чуньыс бать, мам, поль, поч, ме»
Познакомить с национальным северным жилищем чум.
Моделирование национального уголка
«Посуда» Дать представление о некоторых видах коми утвари. Рассматривание глиняной и деревянной посуды.
Называние домашней утвари и посуды: солонка, ковш, хлебница, полотенце
В гости к бабушке Марпиде: знакомство с коми избой.
Знакомство с печкой, основное назначение – приготовление пищи)
Лепка «Испечём шаньги для куклы Кати»
Дидактическая игра «Накрой на стол»
Дидактическая игра «Чего не стало»
«Одежда» Учить различать женский и мужской костюм, называть «Нарядим куклу Катю в коми национальный костюм»
Внесение кукол в коми национальных костюмах.
Рассматривание деталей коми национального костюма.
Рассматривание вязаных изделий (носки, варежки)
Дидактическая игра «Найди одинаковые варежки»
Рассматривание обуви (пимы, валенки-гын сапог)
Рассматривание прялки и веретена.
Создание узоров, украшений на одежду, познакомить с коми орнаментом : ель, следы, рога оленя, столб)
Создание альбома «Коми орнамент»
Аппликация «Украшение рубашки»
Дидактическая игра «Собери орнамент»
2 «Северная природа»
Формировать представления о растениях, животных, о неживой природе. Дидактические игры:
«Что где растёт»,
«Вершки-корешки» (морковь, лук, свекла)
«Что привели из леса» ( ягоды: брусника, клюква, черника)
Познакомить с плетёной корзинкой.
Лепка «Морковка для зайчика»
Аппликация «Огурцы в банке», «Ягоды на тарелке»
Рисование «Соберём бруснику в лукошко»
Дидактические игры:
«Назови детёнышей»,
«Кого не стало» (кань, мос, пон,
«Кто живёт в лесу» (коч, ош, руч)
Рассматривание альбома «Животные Коми края»
Знакомство с потешкой «Коч йокто, йокто»
Рассматривание иллюстраций с разными временами года.
Опыты со снегом.
Знакомство с зимующими птицами.