Получи документы

Рабочая программа по коми этнокультурному направлению для младшей и средней группы

Дина Леканова
Рабочая программа по коми этнокультурному направлению для младшей и средней группы

Пояснительная записка

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно- патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю, закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера.

Публикация «Рабочая программа по коми этнокультурному направлению для младшей и средней группы» размещена в разделах

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей работе духовно-нравственные ценности коми традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того, этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов. Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России.

Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов коми народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников. За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления этнокультурного и нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности: Статья 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской• Федерации» выделяет одним из принципов государственной политики «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве. Основным из направлений реализации государственной программы• «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является «Программно-целевой и системно-правовой подходы к патриотическому воспитанию реализуются в условиях объективно сложившегося перехода мирового сообщества к глобальному информационному пространству, насаждению массовой культуры, космополитической среды Интернета, виртуальной псевдореальности социального мифотворчества, актуализирует необходимость сохранения и развития в российском обществе исторически сложившихся культурно- самобытных ценностей, духовных традиций страны и прежде всего ценностей патриотизма». «Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы» основывается на принципах, положениях и нормах Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Коми, законов Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «О государственном языке Российской Федерации», законов Республики Коми «Об образовании» и «О государственных языках Республики Коми», Концепции национальной 6 образовательной политики Российской Федерации, Концепции национальной политики Республики Коми. ФГОС дошкольного образования, принятый в 2013 году, определяет, что образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста организуется через разные виды детской деятельности по пяти образовательным областям. Конкретные образовательные задачи по обучению детей коми языку, краеведению, истории и традициям народа коми, авторские программы реализуются в части содержания дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений. Одними из своих принципов ФГОС ДО определяют: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - учет этнокультурной ситуации развития детей. Одной из задач, на которую направлен стандарт это : объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Таким образом, в ФГОС ДО определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.

В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;

гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей; формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит. То есть важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Цель: Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.

Задачи:

1. Расширять знания о предметах ближайшего окружения,

2. Формировать обобщённые понятия (посуда, мебель, одежда, представления о предметах быта на основе функционального назначения: посуда (солонка, короб, хлебница); обувь (пимы);

3. Формировать представления о растениях Севера и их плодах.

4. Познакомить с отдельными представителями животного мира Севера и дать представление о существовании в условиях Севера.

5. Дать сведения о национальном северном жилище, приспособлении к жизни в суровых условиях, доме (чум).

6. Формировать представления о коми языке и искусстве (сказки, песенки).

7. Воспитывать чувство принадлежности к народу коми.

Основные направления работы :

1 «Я и мой дом»

2 «Северная природа и ребёнок»

Содержание работы с детьми

Тема Задачи Формы работы

1 «Я и мой дом»

«Дом в котором я живу» Дать знания о том, что у всех есть свой дом, расширять знания о предметах ближайшего окружения, быта.

Беседа: «Детский сад»

Беседа: «Улица, на которой расположен детский сад»

Чтение потешки «Кеконач» «Родтам – гонитам»

Конструирование: «Построй свой дом»

Дидактическая игра «Назови на коми языке» (называть мебель, части дома: стол-пызан, ложка-пань, стул-улос, окно-ошинь, дверь-одзос)

Рассматривание половиков.

Пальчиковая игра «Тайо чуньыс бать, мам, поль, поч, ме»

Познакомить с национальным северным жилищем чум.

Моделирование национального уголка

«Посуда» Дать представление о некоторых видах коми утвари. Рассматривание глиняной и деревянной посуды.

Называние домашней утвари и посуды: солонка, ковш, хлебница, полотенце

В гости к бабушке Марпиде: знакомство с коми избой.

Знакомство с печкой, основное назначение – приготовление пищи)

Лепка «Испечём шаньги для куклы Кати»

Дидактическая игра «Накрой на стол»

Дидактическая игра «Чего не стало»

«Одежда» Учить различать женский и мужской костюм, называть «Нарядим куклу Катю в коми национальный костюм»

Внесение кукол в коми национальных костюмах.

Рассматривание деталей коми национального костюма.

Рассматривание вязаных изделий (носки, варежки)

Дидактическая игра «Найди одинаковые варежки»

Рассматривание обуви (пимы, валенки-гын сапог)

Рассматривание прялки и веретена.

Создание узоров, украшений на одежду, познакомить с коми орнаментом : ель, следы, рога оленя, столб)

Создание альбома «Коми орнамент»

Аппликация «Украшение рубашки»

Дидактическая игра «Собери орнамент»

2 «Северная природа»

Формировать представления о растениях, животных, о неживой природе. Дидактические игры:

«Что где растёт»,

«Вершки-корешки» (морковь, лук, свекла)

«Что привели из леса» ( ягоды: брусника, клюква, черника)

Познакомить с плетёной корзинкой.

Лепка «Морковка для зайчика»

Аппликация «Огурцы в банке», «Ягоды на тарелке»

Рисование «Соберём бруснику в лукошко»

Дидактические игры:

«Назови детёнышей»,

«Кого не стало» (кань, мос, пон,

«Кто живёт в лесу» (коч, ош, руч)

Рассматривание альбома «Животные Коми края»

Знакомство с потешкой «Коч йокто, йокто»

Рассматривание иллюстраций с разными временами года.

Опыты со снегом.

Знакомство с зимующими птицами.

Публикации по теме:

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 летРабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ НА 2018-2019.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по коми этнокультурному направлению для младшей и средней группы
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 20:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД