Приложение МААМ

Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования «Юный эколог»

Гузель Аллабердина
Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ г. Нижневартовска ДС№15 «Солнышко»

Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования

для детей 5-6 лет

«Юный эколог»

Публикация «Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования „Юный эколог“» размещена в разделах

Детский сад сегодня - это дошкольная образовательная организация, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Формирование экологического воспитания обучающихся можно выделить отдельно, и, в то же время, оно интегрировано входит в каждое из направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач, поставленных данной программой дополнительного образования по экологии - это организация экспериментальной деятельности.

Идеи приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные законы подразумевают создание непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру и к себе.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Данная программа «Юный эколог» строится на принципе личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности обучающихся. Дополнительное образование по экологии с элементами экспериментирования нацелено на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности. Программа рассчитана на старшую группу, для обучающихся 5-6 лет.

Актуальность.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает детей, делает их более чуткими, служит развитию эстетического чувства, эмпатии, сенсорных процессов. Умение видеть и слышать природу, понимать её законы вызывает у детей интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера, интересов, происходит речевое развитие.

Написание данной программы «Юный эколог» обусловлено пониманием педагогами значимости задачи, поставленной в этой программе дополнительного образования. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе и к

окружающему миру в целом, посредствам не только знакомства с экологией, как с наукой, но и практической экспериментальной деятельности.

Организованная образовательная деятельность по экспериментированию пробуждает чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности в ней.

«Детское экспериментирование» характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и выступает как основной мотив деятельности. Главный метод детского экспериментирования – проблемное обучение – способствует созданию положительного эмоционального тонуса на организационной образовательной деятельности : дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок. Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить обучающегося, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблемы. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение, так как делает реальной цель современного образования – развитие личности.

Новизна.

Новизна программы состоит в том что, в ней познание экологии непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач.

Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. Программа рассчитана на реализацию принципов обучения:

- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его

индивидуальных особенностей;

- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;

- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;

- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;

- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и телескопом и презентациями;

- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации;

- организация экскурсий на территории детского сада и за его пределами, оптимизируя процесс обучения, обучающиеся отдыхают душой, эмоционально раскрепощаются при общении с природой.

Целесообразность.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира. Поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям:

- первое – это внесение в банк памяти обучающихся сведений о живой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязи друг с другом и т. д.). Обладая образным логическим мышлением, ребенок легко улавливает причинно - следственные связи, существующие в природе;

- второе - запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий :

- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)

- формах и методах обучения (интегрированное обучение, НОД, экскурсии)

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)

- средствах обучения (дидактический материал – альбомы «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Природа родного края», аудиозвуки «Голоса птиц», презентации и т. д.).

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих

Данная программа способствует более эффективному развитию детей через экологизацию предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольного образовательного учреждения, так и за его пределами, а также создание экологических образовательных центров (живых уголков, модельных и

искусственных экосистем, организация экологического просвещения родителей. Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения – путем экспериментальной деятельности.

Вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Формирование основ экологической культуры у детей—дошкольников происходит не только на НОД по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни.

Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.

Особое место в данной программе отводится проектной деятельности. В наше время технического прогресса информационный поток, выливающийся на наших детей так велик, что перед педагогами встаёт проблема недостатка практического применения полученных знаний. А всё, чем человек не пользуется, не пропускает через себя, быстро забывается и не приносит

никакой практической пользы. Задача всех дошкольных образовательных организаций – это подготовка детей к школе. Но кроме теоретической базы, необходимо заложить в ребёнка и хорошую психологическую, нравственную основу. Без участия и поддержки семьи это трудно осуществить, поэтому большая роль в данной программе отводится совместной детско- проектирование детей и родителей, презентации решают не только учебные, образовательные и воспитательные задачи, но и помогает справиться с дефицитом общения, внимания между ребёнком и взрослым.

С уверенностью можно сказать, что, создавая проект вместе, дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу. Родители ненадолго возвращаются в детство и окунаются в мир сказки, чуда и волшебства. А их дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

В течение всего процесса обучения запланированы экологические проекты по исследовательской деятельности путем экспериментирования, где родители и дети работают вместе:

1. Познавательно-исследовательский проект «Волшебная водичка».

2. Экспериментально-исследовательский проект «Эксперимент дома…».

3. Исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем».

4. Экспериментально-исследовательский проект «Секрет сосновой шишки».

5. Экологический проект «Синичкина столовая».

Формы и режим организационной образовательной деятельности.

Для детей старшей группы НОД проводятся один раз в две недели,

длительность занятия 25 мин. На 9 и 16-ой минутах от начала занятия проводятся физкультминутки. Проводится глазная гимнастика на снятие зрительного утомления сразу после непрерывной зрительной нагрузки.

Дополнительное образование осуществляется, прежде всего, на НОД, и поэтому задача педагога — обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью учебного плана и отдельных его частей. В отличие от школы, где основной формой учебной деятельности является урок, в системе дополнительного образования

дошкольников используются разнообразные формы организации НОД. Формы работы, планируемых по каждой теме различны. Используются такие формы, как:

1. Игра

2. Беседа

3. Экскурсия

4. Конкурс

5. Наблюдение

6. Экспериментальная деятельность

7. Акция

8. Выставка

9. Защита проектов

10. Викторина

11. Лабораторная деятельность

12. Практическая деятельность

13. Презентация

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Продолжительность образовательного процесса, предусмотренного программой дополнительного образования, составляет один учебный год и охватывает детей старшей группы.

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы

благоприятные условия:

- Организованы групповые уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими

особенностями; на территории садика: сад.

- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.

- Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами: «Мини-лаборатория», календарь природы, ,уголок цветов, различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки, воронки, природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины).

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Под целью экологического образования дошкольников мы понимает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование у него экологической культуры, которые проявляются в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в естественном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных нравственных норм, в системе ценностных ориентации.

Для реализации поставленной цели были разработаны следующие задачи:

1. Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность детей по организации экспериментальной деятельности;

2. Показать исследование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательно-поисковое развитие детей;

3. Подвести к понятию, что взрослые и дети - это тоже часть природы;

4. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

5. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

6. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам; воспитание правильного поведения в природе;

7. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

-сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру;

-проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития;

-сформированность основ логического мышления;

-усвоение основ целостного видения окружающего мира;

-сформированность коммуникативных навыков;

-использование результатов в игровой деятельности.

Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, встречи в родительском клубе «Наши дети», вечера загадок, КВН, викторины и т. д.

Разработаны диагностические таблицы на начало и конец года, тесты, задания, самостоятельное экспериментирование по алгоритму, тест для нахождения одаренных детей по экологическому развитию, анкеты для родителей. (Приложение № 1, 2, 3, 4)

Итог реализации дополнительной образовательной программы.

Итогом реализации программы «Юный эколог» могут служить выставки детского творчества в МАДОУ, итоговая открытая организованная образовательная деятельность, детско-родительские проекты, фотовыставка, экологические акции, презентация кружка «Юный эколог».

Тематическое планирование дополнительного образования «Юный эколог» на 2015-2016 учебный год в старшей группе.

Сентябрь

Обследование детей. Анкетирование родителей.

Сентябрь

Тема: На свету и в темноте.

Цель: Помочь детям определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

Зарисовка опыта.

Тема: Мир бумаги.

Цель: Познакомить детей с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная, формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. Формировать представление о роли бумаги для человека.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, горит, намокает. Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой – медленнее.

Октябрь

Тема: Мир ткани.

Цель: Познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей. Формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; помочь понять, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. Дети называют сходства и различия разных тканей.

Тема: Легкая пластмасса

Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделий из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.

Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается). От свойств материала зависит его использование. Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.

Ноябрь

Тема: Знакомство с ухом

Цель: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Способствовать формированию привычки: прислушиваться к себе, проверять свои знания на практике. Познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту.

Выводы: уши позволяют слышать, слушать, определять направление звуков, разговаривать друг с другом и т. д.

Тема: Наши помощники – глаза.

Цель: Познакомить с органом чувств – глазами, их назначением, правилами ухода и охраной глаз. Помочь определить, зачем человеку нужны глаза. Показать зависимость видения объекта от расстояния до него. Показать детям качество зрения при использовании обоих глаз. Способствовать формированию привычки: проверять свои знания на практике.

Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию.

Декабрь

Тема: Определение пищи на вкус.

Цель: Познакомиться с особенностями работы языка. Упражнять в определении вкуса продуктов. Формировать привычку детей прислушиваться к себе, проверять свои знания на практике. Определить вкусовые зоны языка, поупражняться в определении вкусовых ощущений. Продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека.

Вывод: Язык помогает издавать звуки; определить вкус и теплоту продукта, переворачивать кусочки пищи при жевании) .На языке есть бугорки, которые называются вкусовыми сосочками. Они позволяют ощущать, какой вкус имеют продукты: сладкий, соленый, горький или сладкий.

Тема: Взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов.

Развивать умение с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения.

Вывод: С помощью органов чувств мы воспринимаем свойства окружающих нас предметов: их внешний вид, звук, запах, вкус и каковы они на ощупь.

Январь

Тема: Свойства воды.

Цель: Формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы. Выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.

Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.

Тема: Свойства льда и снега.

Цель: Сформировать у детей представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Помочь детям выявить свойства снега. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега, о загрязнении снега.

Вывод: Снег и лед – это вода в твердом состоянии. Снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Снег защищает растения от замерзания. На снегу оседает пыль, грязь, хоть он и, кажется белый.

Февраль

Тема: Как и почему льется вода.

Цель: Продолжить знакомство со свойствами воды: текучесть, принимать форму того сосуда, в который её наливают. Формировать у детей представления о бережном отношении к воде.

Вывод: Вода – это жидкость, она обладает текучестью и принимает форму того сосуда в который налита.

Тема: Вода – растворитель.

Цель: Формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, о свойствах соленой воды.

Вывод: Не все вещества растворяются в воде бесследно. Есть вещества, которые изменяют цвет воды, которые в воде вообще не растворяются, и которые оставляют на поверхности воды маслянистую пленку. Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Март

Тема: Фильтрование воды.

Цель: Формировать представление о том, что вода не растворяет некоторые вещества. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Вывод: Грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду.

Тема: Плавучесть предметов.

Цель: Сформировать представления у детей, что легкие и полые предметы плавают.

Вывод: Плавать могут не только легкие предметы (пластмасса, дерево, но и тяжелые (металлические, если внутри них есть воздух. Чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть.

Апрель

Тема: Этот удивительный воздух.

Цель: Формировать представление детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Вывод: Воздух есть во всем, хотя он и невидим, прозрачен. Воздух легкий, но имеет вес. Воздух необходим человеку для дыхания.

Тема: Движение воздуха.

Цель: Формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Показать детям как человек использует свойства воздуха. Способствовать формированию представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Вывод: Воздух движется. Движение воздуха в природе называют ветром. Он бывает теплый, т. е. легким, и бывает холодным – тяжелым. Воздух может быть чистым и грязным. Использовать видео – презентацию.

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Определить силу ветра с помощью флюгера.

Май

Тема: Магнит и его свойства.

Цель: Способствовать формированию у детей представлений о свойствах магнита, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Познакомить с действием магнитного поля через бумагу.

Вывод: Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а металлические изделия – наоборот притягиваются к нему. Сила, которую создает магнит и которая притягивает металлические предметы, называется магнитная сила.

Итоговое занятие-викторина «Школа волшебства»

Цель: развивать любознательность; активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность.

Обследование детей, итоговые занятия совместно с родителями.

Родительское собрание : показ презентации «Школа волшебства».

Домашнее задание на лето: провести опыт по выращиванию кристаллов соли;

Методическое обеспечение

1. Физкультминутки

2. Конспекты НОД

3. Экологические викторины

4. Дидактические игры

5. Компьютерные презентации на темы: «Живая и неживая природа», «Вода», «Воздух», «Времена года», «Волшебный песок», «Облака», «Почва», «Гроза», «Дикие и домашние животные» и др.

6. Фильмотека.

7. Фонотека (звуки природы, шум воды, звук грозы, пение птиц, звуки насекомых и животных, водопад и др)

8. Консультации для родителей (Приложение 12)

Список литературы

1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва, Просвещение, 1998.

2. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о животных» Ярославль, Академия развития, 1997.

3. Ашиков В. «Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников» Дошкольное воспитание. 2001 №2, стр. 34.

4. Валова З. Г., Моисеенко Ю. Е. «Ребенок среди природы». Минск, Полымя, 1995.

5. Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду». М. :Просвещение, 2001.

6. Николаева С. Н. «Создание условия для экологического воспитания детей». Москва, Новая школа, 1993.

7. Козлова С. А. «Мой мир». Москва. Линка- Пресс, 2000.

8. Мартынова Е. А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Волгоград «Учитель» 2011.

9. Королева Л. А. «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» Санкт-Петербург Детство-пресс 2015

Публикации по теме:

Дополнительная модифицированная программа эколого-биологического направления развития «Юный эколог» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

Образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Вдохновение» Программа кружка рукоделия «Вдохновение» предназначена для занятий с детьми во внеурочное время в МБУ Подростковый клуб «Ровесник». Содержание.

Образовательная программа дополнительного образования по опытно-экспериментальной деятельности для детей 5–6 лет 1. Пояснительная записка 1.1. Направленность программы кружка «Хочу всё знать» В современном обществе востребована творческая личность, способная.

Образовательная услуга сверх базового компонента «Юный эколог» Задачи: • подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы; • воспитание желания бережно относиться к своему здоровью; •.

Проект по экологии «Юный эколог» Муниципальное Казенное учреждение Детский дом «Остров надежды» Проект по экологии «юный эколог» г.

Программа творческого объединения «Юный эколог» Сентябрь Занятие № 1 Тема: Экология в картинках. Экология как наука. Живая и неживая природа. Цели и задачи занятия: - Обобщить представление.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Занимательная математика» Пояснительная записка В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий..

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» в младшей группе. Рабочая программа кружковой работы «Юный эколог» во второй младшей группе Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май - включительно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования «Юный эколог»
Опубликовано: 11 ноября 2016 в 09:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования «Юный эколог»» (включая файлы) размещена пользователем Гузель Аллабердина (УИ 26688) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД