Лидия Алексеевна Габышева
Рабочая программа второй ранней группы «Малышарики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Сардана»
МО «Алданский район» РС (Я)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(вторая группа детей раннего возраста)
на 2019-2020 учебный год
Срок реализации: 1 год
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Темочки:
Рабочая программа во второй группе детей раннего возраста составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016 г. с учетом целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, потребностей и возможностей воспитанников, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утвержденным 17.10.2013 г за №1155. Рабочая программа разработана с учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и др. условий, является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, речевому, физическому, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.
Программа для детей второй группы раннего возраста обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, игры-занятия с дидактическим материалом, игры - занятия со строительным материалом (настольный, напольный, речевому, музыкальному.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
1.1.1. Цель и задачи реализации программы МБДОУ «Сардана».
Учреждение создано в целях обеспечения воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 1.5 до 7 лет, гармоничного развития личности ребенка и подготовки его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе дошкольного образования. В Учреждении допускается использование новых технологий, авторских разработок, которые утверждаются в установленном порядке.
Цель: Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социо – культурных ценностей с учетом этнокультурной среды
Задачи:
-Внедрение новых технологий для совершенствования речевой деятельности в полилингвальной среде.
-совершенствование дополнительного образования – как условие творческого развития воспитанников.
-Развитие форм взаимодействия семьи и детского сада по укреплению здоровья воспитанников.
1.1.2. Цель и задачи реализации программы.
Цель и задачи основной образовательной программы второй группы раннего возраста : Раскрытие и комплексное развитие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей 2 – 3 лет путем интеграции художественно – эстетического и умственного воспитания.
Задачи:
Привить интерес к окружающим предметам и активно действовать с ними (проявлять самостоятельность, настойчивость в достижении результата своих действий);
Развитие устойчивого познавательного процесса;
Развитие различных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно – образного, вербально – логического);
Учить владеть активной речью, включенной в общение со сверстниками, понимать речь взрослых; названия окружающих предметов и игрушек.
Эти задачи решаются в организованной образовательной деятельности через все виды деятельности.
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей
3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
5. Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
6. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
Для коррекционной направленности устанавливаются дополнительные задачи:
- осуществление ранней полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников, путем создания условий для разнообразного общения детей в группе;
- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающих от возрастной нормы.
Программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. ;
• Федеральный государственный образовательный стандарт от 17.10.13 г. № 1155;
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).
• Устав МБДОУ ДС КВ «Сардана» с. Хатыстыр, утвержденный распоряжением Главы МО «Алданский улус (район)» РС (Я) .
Объем обязательной части основной Программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема и включает описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей. Часть, формируемая участниками образовательного процесса (40%) в учреждении осуществляется по базовой программе дошкольного образования «Тосхол» под редакцией М. Н. Харитоновой и др, 2014 г. в. Программа «Тосхол» предусматривает уровень развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, раскрытие его индивидуальности, творческого потенциала, таланта, нравственных качеств (как личности). Программа предусматривает совместную деятельность ребенка с взрослым, специальное обучение и самостоятельную деятельность детей. В программе обозначены задачи развития ребенка в деятельности по 4 основным линиям: социальное, познавательно-речевое, эстетическое и физическое развитие (см. программу «Тосхол»).
Реализация программы «Тосхол» проходит через все виды детской деятельности:
Учебные занятия;
Самостоятельную деятельность;
Индивидуальную работу с детьми;
Совместную деятельность педагога и ребенка;
Организацию предметно-развивающей среды.
Национально-региональный компонент реализуется вне организованной образовательной деятельности в режимных моментах, соответствующих возрасту и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста и используется для углубленного изучения образовательных областей через интеграцию, для дифференциации и индивидуализации учебных программ по возможности учреждения, особенностям и желаниям детей, и запросам родителей.
Время реализации Программы во второй группе раннего возраста - 1 год : 2019-2020 г. г.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы :
1. Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (содержание программы позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале).
4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
6. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
7. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, с учетом положения, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
9. Принцип гуманизации, который означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
10. Принципы дифференциации и индивидуализации образовательном процессе обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ре-бенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
11. Принцип непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования для обеспечения к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе; соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько усвоения детьми определенного объема информации, знаний, сколько формирования у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
12. Принцип системности, который означает, что Программа представляет собой целостную систему высокого уровня (все компоненты в ней взаимо-связаны и взаимозависимы).
13. Принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, который реализуется через приобщение детей к истокам русской народной культуры, одновременно Программа предполагает воспитание уважения к другим народам, интерес к мировому сообществу.
1.4. Программа «Союз трёх культур»
Разработанная программа «Союз трех культур» предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями. Основная цель программы : создание информационно - образовательной среды, направленной на формирование у дошкольников знаний о трех культурах.
М Тематика недели Сез явления в природе Традиции Праздники Тематика по областям
Сентябрь Сирудян – Ойричи умно Осень еду собирает, зима поедает В сентябре эвенки начинали готовиться к зимней охоте В конце месяца осенний праздник молодого оленя. Семьи обменивались между собой хорошими породистыми самцами.
Сентябрь – период гона оленей.
День знаний «Грибы, ягоды», «Олень»
Бала5ан ыйа –Улуу Суорун Айыы В сентябре лист на дереве не держится. Хорошо лето цветами, осень – плодами Люди готовятся к длинной зиме. Прощание с цветами, листьями, птицами Подготовка к зиме «Птицы», «Цветы»
Хмурень – ревун Листопад, перелёт птиц. Листопад проходит скоро – зима будет холодная 14 сентября – Семён день. Время с Семёна дня по 21 сентября называется «Бабьим летом», хозяйки устраивали уборку дома, стирку белья на зиму 5 сентября – Луппа брусничник
15 сентября – День леса «Деревья и кустарники», «Овощи, фрукты»
Золотая осень Обобщение Развлечение «Золотая осень», День детского сада «Дары осени», «Мой детский сад»
Октябрь Угун – Аката илаани Месяц стрелы. Охота на зверей, месяц охоты на белку «Дикие животные»
Алтынньы – Хотой Айыы Покровитель птиц Хотой Айыы дарует людям стремление у жизни Рассказывают о народных богатырях: Манчаары, Майагатта Бэрт Хаара Международный день пожилых людей «Богатыри земли Олонхо», «Перелётные птицы»
Грязник, листопад, свадебник Сентябрь пахнет яблоком, октябрь капустой. Покров – первое зазимье Идёт активная пора заготовок к зиме. В этом месяце чаще игрались свадьбы 14 октября – «Покров» «Домашние животные»
Листопад, пора сбора урожая Обобщение «День матери» Конкурс «Осенняя фантазия»
Ноябрь Хугдарки – hэгэн илааннии Период большой темноты и сильных морозов Месяц охоты на соболя День народного единства «Зимняя одежда»
Сэтинньы – Байанай Хозяин тайги, покровитель охотников 12 ноября – Зиновий, синичкин праздник, прилетают: синицы, щеглы, снегири, свирели «Зимний лес»
Полузимник Ноябрь – ворота зимы. В ноябре осень с зимою борются. В ноябре снега надует – хлеба прибудет 27 ноября – Куделица, Женщины начинали сучить пряжу 15 ноября - День рождения Деда Мороза «Зимующие птицы»
Месяц охоты Развлечение «Байанаай» «Что нужно для охоты»
Декабрь Хэгдыг – Иносй иилаанни Период морозов Охота на пушного зверя Всемирный день детского телевидения и радиовещания» «Телевидение и радио»
Ахсынньы – Билгэ Месяц сказаний. 22, 23, 24 три самых коротких дня в году, «Макушка года – Дьылоройо» делят год пополам Знакомство с Сээркээн Сэhэн – сказителем сказок Конкурс «Золотая сказка» «Сказочная неделя»
Студень Екатерининское гулянье, в этот день устраивались гонки на санях, собиралась вся деревня Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст 14 декабря – Наум грамотник. Во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное «Город мастеров»
Новогодние утренники Акция «Ёлочка – зелёная иголочка» «Новый год»
Январь Мирэ – hээйэ илаанни Темя головы, период мороза, месяц холода Актуальна пословица: в лабазе продукты, чай оставь, заблудившийся человек найдёт «Зимние забавы»
Тохсунньу- Танха Из Северного ледовитого океана выходит Бык Холода, у него два рога, два месяца холода, приносит с собой не только холод, но и темноту Месяц народных гаданий, настольных игр 13 января – день святой Маланьи, назывался Васильевой колядой, щедрый вечер. Неделя настольных игр
Январь – перелом зимы, перезимье Январь – году начало, зиме серёдка. Месяц январь – зимы государь. Крещенские морозы Месяц гаданий, колядок Дети и взрослые колядовали. 19 января – Крещение, брали воду из колодцев «Что из чего и для чего»
Месяц народных игр, колядок «Колядки» «Народные праздники»
Февраль Гиравун – Оврии миир Месяц перемены мест зверями и животными Охота на зверей.
Месяц падения снега с веток «Животные Севера»
Олунньу – Одун В феврале обламывается второй рог Быка Холода Заканчиваются лютые и свирепые морозы «Весёлые старты» «Моё село»
Снежень, бокогрей Тимофей полузимник, Половина зимы прошла. Тимофеевские морозы Вукола телятник, начало весеннего отела коров 28 февраля – Онисим овчарник, зима становится безрогой «Животные жарких стран»
Месяц спортивных игр «День защитника отечества» «Наша армия родная»
Март Эктэнкирэ – Оври иэчээн, Мэринтэ Спускающийся локоть Месяц охоты на дикого оленя, охота на лыжах 8 марта – Международный женский день «О любимой мамочке»
Кулун тутар – Дьоhогой ыйа С небес спускается Дьоhогой Айыы – бог лошади Холода отступают, день становится длиннее ночи. В этот месяц рождаются жеребята. В марте ждут олонхосута, который рассказывает олонхо. В этот месяц прилетают первые «ласточки» весны – туллуктар Театрализованное представление «Олонхо» «Герои Олонхо»
Зимобор, протальник Март – не весна, а предвесенье В марте первое яйцо у воронихи. С крыш капает, а за нос цапает 20 марта – Василий капельник, с Василия весна идёт. Всемирный день воды «Дом», «Какая она вода»
Весна «Масленица», «Народные игрушки»
Апрель Туран – Тугучээк илаанни
Месяц отела важенок
Вода уходит с тарынов Праздник оленеводов
«День смеха», «Семья» «Урикит- пастбище»
Муус устар – Айыыhыт ыйа Месяц хранительницы домашнего очага, покровительница любви. Любовь есть не только у людей, но и у растений, животных, птиц «День птиц» «Космос»
Снегогон Зажги снега, заиграй овражки С апреля земля преет. Апрельские ручьи землю будят. Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени 7 апреля – Благовещение, святая Пасха «Пасхальные яйца»
Пасхальная неделя Международный день Земли – 22 апреля,
Акция «Сбережём подснежник» «Весна»
Май Сонкан – hоннича нилаанни
Месяц оленёнка
1 мая - праздник весны и труда.
3 мая – день Солнца. 9 мая – день Победы «Профессии», «Чтобы не было войны»
Ыам ыйа – Иэйихсит айыы Богиня плодородия На южной, освобождённой от снега, стороне муравьиной кучи появляются рыжие муравьи. В конце мая начинают нереститься караси и озёрные гольяны. Речные рыбы нерестятся в период паводков 15 мая – международный день семей «Дом»
Травник, травень Март с водой, апрель с водой, май с цветами Егорьев день, первый выпас скота. Не ленись с плужком – будешь с пирожком «Родина», «Полезные ископаемые»
Майские праздники Выпускной бал «Цветущая весна»
В детском саду «Сардана» создана своя система приобщения дошкольников к этнокультурным и экологическим традициям коренных народов РС (Я).