Екатерина Подкопаева
Рабочая программа воспитателя по сенсорному развитию (ранний и младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа воспитателя
(ранний и младший дошкольный возраст)
Разработала :
Подкопаева Екатерина Олеговна
2018г.
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа воспитателя по сенсорному развитию (ранний и младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций «Программы воспитания и обучения детей в доме ребенка», а также включает разработки зарубежных и российских авторов.
Возраст детей участвующих в реализации программы с 1 года до 3 лет.
Т. к. наиболее интенсивное сенсорное развитие происходит на втором году жизни. От двух до трех лет заканчивается формирование сенсорных способностей, постепенно закладываются сенсорные эталоны (термин А. В. Запорожца).
Продолжительность реализации программы- 2 года
Основная цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей раннего возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи рабочей программы
создать условия для обогащения чувственного опыта,, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Основные принципы программы :
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
Формы и режим проведения занятий
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
На восприятие формы;
На целенаправленное развитие восприятия цвета;
На восприятие качеств величины;
На количество предметов;
На развитие речи, мышления;
На развитие первоначальных представлений о природе;
Дары Фребеля;
Игры Монтессори.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
Фронтальная (групповая) форма
По подгруппам - основная форма работы на занятиях
Игровая форма
Индивидуальная деятельность
Развивающие игры
Интегрированная форма
Индивидуальные занятия проводят во время самостоятельной деятельности, преимущественно с детьми, отстающими в развитии, с каждым ребенком 2—3 раза в неделю.
На индивидуальных занятиях также знакомят детей с новым видом деятельности или материала. Проводят их в основном во вторую половину дня.
При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом можно вносить некоторые изменения в содержание и методику.
Дети занимаются сидя за столом или на расстоянии от стола. Нельзя сажать детей для занятий на пол, что ведет к утомлению. Занятия с подгруппой детей проводят не в игровой комнате, а в другом, тихом, светлом и чистом помещении.
Программное содержание, получаемое детьми на занятиях, должно закрепляться воспитателем во время прогулки, в игре, при проведении режимных процессов.
Второй год жизни
С детьми этого возраста проводятся занятия по подгруппам (от 1 г. до 1 г. 6 мес. - с 2-4 детьми; с 1 г. 6 мес. до 2 лет – с 4-6 детьми). Длительность занятий в начале 2-го года 3-5 мин., к концу первого полугодия – 7-8 мин. При сильной заинтересованности детей до 12-15 мин.
План занятий составляют на одну неделю и повторяют в течение месяца. Каждое занятие с детьми первого полугодия повторяется 2-3 раза в течение недели, во втором полугодии – 1-2 раза в неделю.
Содержание занятий, по мере усвоения детьми, усложняется на 2-й – 3-й неделях.
Третий год жизни
Все занятия проводят по подгруппам — с 4—8 детьми.
Длительность занятий определяется их видом и уровнем развития детей и колеблется от 5—10 мин до 15—20 мин.
Планировать занятия надо, исходя из возраста и уровня
развития детей, на одну неделю и повторять в течение двух недель.
Сетка занятий (т. е. их распределение по видам в течение дня и недели) должна быть единая для детей 1-го и 2-го полугодия 3-го года жизни и может быть составлена на год. А календарный план надо оставлять для каждой возрастной подгруппы на 1 неделю и повторять в течение 2 недель. В нем указывают тему, программное содержание, материал.
Сетка занятий
Занятия по сенсорному развитию проводятся 3 раза в неделю.
Методы и приемы проведения занятий
Занятие проходит в непринужденной обстановке.
Во время проведения занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж.
При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем.
Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. На начальных этапах обучения воспитателем используется развернутая инструкция. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:
посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;
посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем) : вначале на один, потом на другой;
снова посмотри на свой предмет;
найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;
покажи его воспитателю;
положи свой предмет рядом с образцом.
Если ребенок понял задание, некоторые звенья развернутой инструкции могут быть опущены:
посмотри внимательно на свою игрушку;
теперь посмотри, какие у меня игрушки;
где у меня такая же игрушка, как твоя;
положи свою игрушку вместе с такой же моей.
По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:
возьми предмет;
посмотри на мои игрушки;
положи свою игрушку рядом с такой же.
Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей, исследование;
Метод наблюдения, как основной – на занятиях, на прогулках, на участке. … У детей развивается наблюдательность, внимание, память.
Сенсорное развитие детей раннего возраста тесно связано с другими разделами программы воспитания и обучения детей в доме ребенка.
Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:
- психогимнастика;
- сюрпризные моменты.
- настольные, пальчиковые театры, театры «би-ба-бо»;
- «Чудесный мешочек»;
- «Волшебный сундучок».
Развития речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем:
- артикуляционная гимнастика;
- стихи;
- потешки;
- сказки;
- загадки;
- дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания
звукам, словам, игры типа лото;
- пальчиковая гимнастика.
Развитие движений, гимнастика:
- игры, развивающие координацию движений;
- игры с мячами;
- физкультминутки;
- логоритмические упражнения;
- игры с цветными кеглями.
Развитие изобразительной деятельности:
- аппликация без наклеивания.
Развитие конструктивной деятельности:
- игры со строительным материалом.
Музыкальные занятия:
- песни;
- игры – пляски;
- игры с музыкальными инструментами;
- музыкальные игрушки;
- музыкально – ритмические упражнения.
Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания:
- игры Монтессори;
- игры с водой, песком, крупами и пр.
Программное содержание занятий по сенсорному развитию :
12 месяцев
Учить выполнять действия только по слову взрослого: открывать и закрывать матрешку, коробку, кастрюлю, бидончик и пр. ; снимать со стержня и надевать на него кольца с большими отверстиями; ставить кубик на кубик, класть кирпичик на кирпичик; вставлять грибочки (палочки, стержни) в отверстия скамеечки, стола и вынимать их; катать шары по желобу или скату; выполнять простые игровые действия с куклой, кошкой, собачкой, мишкой и др. («Покорми Лялю», «Покатай лошадку»).
1 г. – 1 г. 3 мес.
Обогащать, чувственный опыт детей, знакомить с цветом предметов, проводить занятия с однородными предметами, окрашенными в разные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и в один из основных цветов (красные пирамиды). Учить ориентироваться в двух предметах контрастной величины (большой, маленький-) с разницей 3—1,5 см (пирамида, куб, формы (шар и куб или квадрат и круг, выполнять задания на соотнесение предметов по форме и величине, размещать вкладыши в соответствующие гнезда или выбирать один из двух предметов по просьбе взрослого, по образцу.
Учить выполнять разнообразные действия с предметами: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать и пр. Учить перекладывать шарики в коробку, в ведерко, скатывать по желобку; раскладывать и собирать цветные колпачки, нанизывать па стержень 3—4 одинаковых кольца, 2 резко контрастных кольца (большое и маленькое, вкладывать полые кубы — маленький в большой; накрывать маленькие кубы большими; учить собирать игрушки из двух частей (матрешки, бочата и пр.).
Привлекать внимание к предметам, сделанным из различных материалов (дерево, бумага, материя, полиэтилен, металл, производящих различные по громкости и тембру звуки (тихие, громкие — колокольчик, погремушка). Давать каждому ребенку коробку с набором небольших предметов (кусочек материи, ключ,- куколку с ванночкой, погремушку и др., для ознакомления с их свойствами, манипулирования, называния.
1 г. 3 мес. – 1 г. 6 мес.
Продолжать учить выполнять задания на соотнесение предметов по форме (круглый, квадратный, прямoугольный, треугольный) и величине (большой, маленький) при размещении вкладышей, продолжать знакомить с цветом предметов, учить подбирать предметы одного цвета.
Учить ориентироваться в 3—4 контрастных по форме предметах (шар, куб, кирпичик, призма) и в 2 предметах более близких по величине.
Развивать умение собирать одноместные дидактические игрушки (матрешки, бочата, яйца, выполняя прямые и обратные действия (открыть, найти там сюрприз, вынуть, вложить, закрыть, погреметь тем, что внутри, и т. д.). Учить собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку из двух колец резко контрастных размеров, из — четырех колец — по два каждого контрастного размера, а затем состоящую из 3 колец разных размеров.
Привлекать внимание к предметам, производящим звуки, разные по тембру (колокольчик, бубен, музыкальный волчок).
1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес.
Учить ориентироваться в 3—4 предметах контрастной величины и в 3—4 близких по форме (шар, яйцо, кубик, кирпичик или круг, овал, квадрат, прямоугольник); группировать и различать однородные предметы по одному из признаков (форма, величина, группировать однородные предметы (карандаши, палочки, резко различающиеся по цвету (по просьбе взрослого «положи такой же) : красный - синий, желтый - черный, зеленый - оранжевый, белый - фиолетовый.
Учить собирать двухместные дидактические игрушки. Выбирать по предлагаемому воспитателем образцу и слову предметы по размеру и называть их (большой, маленький, понимать слово «меньше», соответствующее промежуточной величине (кольцо пирамиды, матрешка, стаканчик и др.). Учить собирать с небольшой помощью взрослого пирамидку из колец трех контрастных размеров (через одно кольцо). Продолжать развивать ориентировку в форме, проводя занятия с пособиями типа «почтовый ящик» (для вкладышей разной формы) и «Геометрическая мозаика». Развивать мелкую моторику пальцев, побуждая детей выполнять более точные действия с предметами (мелкие вкладыши, нанизывание, «бирюльки», мелочь).
Продолжать знакомить детей с предметами, издающими различные звуки, обращать внимание на ритм, побуждая к ритмическому постукиванию по бубну, по столу, погремушкой по ладони.
Развивать ориентировку в цвете, учить подбирать парные предметы по образцу и слову (2—3 цветов, например, разложить шарики двух контрастных цветов в соответствующие мисочки, подбирать к красной варежке (ботинку, бантику, чашечке) красную пару, к синей — синюю и пр.
1 г. 9 мес. – 2 г.
Продолжать формировать умение различать и сравнивать предметы близкие по форме и величине (3—4 величины, группировать объемные и плоскостные формы; предметы двух резко различающихся цветов в сочетании: красный - синий, белый - фиолетовый, желтый - зеленый. Учить подбирать по образу и слову 3—4 предмета контрастных цветов («это красный, положи такой же, красный; это синий, положи синий, положи все зеленые, покажи, где желтый»).
Учить собирать трехместные дидактические игрушки, находить соответствующие вкладыши при сборе и раскладывании полых кубов, цилиндров, конусов из 2—3 деталей, подбирать крышки к коробкам разной формы (круглой, квадратной, треугольной, складывать фигуры из геометрической мозаики 2—3 форм. Учить определять форму независимо от цвета и величины предмета.
Продолжать учить собирать предметы по убывающей величине (вкладные пластмассовые чашки, стаканчики, кубы, пирамиды, матрешки, понимать слова «поменьше», «побольше», «самый маленький», «самый большой». Учить собирать пирамидку из 4—5 колец (без 1—2 промежуточных колец). К 2 годам с помощью взрослого — из 6—8 колец разной величины; собирать 3—4 местную матрешку. Учить различать величину предметов, независимо от их формы (матрешка, кольцо, куб) и цвета, формировать обобщенное представление о предметах.
Продолжать развивать ориентировку в цвете, учить подбирать по слову взрослого предметы 4 основных цветов; упражнять в раскладывании по цвету, группировке по называемому взрослым цветовому фону предметов 3, а затем 4 цветов (шариков, втулочек, кружков и других предметов; посуды, одежды кукольной, флажков). Учить выполнять задание с ориентировкой на два свойства одновременно: цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, используя народные дидактические игрушки. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, давать материал для нанизывания, «бирюльки», наборы «мелочи», плоскостную геометрическую мозаику (выкладывание по образцам).
Продолжать ознакомление со звучанием различных предметов и музыкальных инструментов.
2 г. – 2 г. 6 мес.
Учить группировать однородные предметы по одному из признаков (величина, форма или цвет, по образцу и слову взрослого (большой, маленький, такой, не такой). Можно использовать для обозначения формы названия предметов (прямоугольник — кирпичик, овал — яйцо, цилиндр — труба, трехгранная призма — крыша и т. д.). Различать и группировать предметы по цвету (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, по форме (круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал).
Учить группировать однородные предметы, резко различные по величине (большой—маленький, форме (квадрат— круг треугольник—овал, цвету (красный—синий, желтый— черный); затем более близкие по величине, форме (круг- овал, прямоугольник—квадрат, цвету (красный—желтый, синий—зеленый,
Давать задания на соотнесение предметов по одному из свойств: собирать бусы одного, а затем разного цвета и формы путем нанизывания; вставлять грибочки одного цвета в столик такого же цвета, геометрические вкладыши разной величины или формы вкладывать в соответствующие гнезда, складывать по образцу простые рисунки из геометрической мозаики. Соотносить вначале предметы резко различных, а затем более сходных свойств. Осуществлять выбор предметов заданного свойства из двух разновидностей (предметы одной формы, но разного цвета или разной формы, но одного цвета и т. п.). Развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук.
Проводить занятия: с пирамидами из 6—8 колец, вкладышами кубами (4—6, бочатами, многоместными матрешками (4—6); лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», с разрезными картинками из 2 частей, складными, кубиками из 4 частей, с предметным лото, «Кто так кричит?", «Как кукушка кукует?», «Как звенит колокольчик?», "Послушай и назови, что слышно?». Занятия по аппликации без наклеивания: раскладывать на фланелеграфе готовые формы контрастных цветов — «Праздничный салют», изображение из геометрических фигур — котенок с мячом, шар, мяч; из фигур разной величины — самолеты, снеговик, пирамида, неваляшка.
2 г. 6 мес. – 3 г.
Закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине. Учить различать и называть цвет (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный); форму (круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал, заменяя названия формы названием соответствующих предметов; величину контрастную (большой, маленький) и менее контрастную (больше, меньше, очень большой, очень маленький, самый маленький). Предлагать задания на соотнесение предметов по 2—3 свойствам.
Используя мозаику геометрическую и мелкую, учить детей изображать простейшие предметы с соответствующими сенсорными свойствами, складывать рисунок, учитывая цвет, форму, величину по образцу и самостоятельно.
Продолжать развивать слуховые дифференцировки, речевой слух, слуховое внимание, мелкую моторику рук. Развивать первые числовые представления (много, мало, один, два, больше, меньше).
Проводить занятия: с пирамидками сложной формы из 8—12 колец, с лото «Разноцветная посуда», «Цветные фоны», разрезными картинками и складными кубиками из 4-6 частей, содержащими не более 4 элементов, с предметным лото, парными картинками; дидактические игры «Сделай, что нужно», «Чего не хватает», «Угадай, что изменилось», «Скажи, чего не стало», «Угадай па ощупь и назови», «Послушай и назови, что слышно», «Угадай и скажи, кто так кричит» и занятия: «Как звенит колокольчик?», «Кто, как кричит?» и др. Использовать природный материал на прогулке для развития восприятия цвета (ромашка — белая, василек — синий, мак — красный, одуванчик — желтый или белый, трава — зеленая и т. д., величины, веса (наполнить песком ведра разных размеров и сравнить их по тяжести) и т. д.
Проводить занятия по аппликации без наклеивания — составлять изображения предметов из геометрических фигур, учитывая форму, величину, цвет («солнышко», «елочка», «домики», «забор», «праздничные флажки» и др.).
Для развития представлений о числе использовать пирамиды, грибочки, палочки, шарики, природный материал (камешки, шишки, желуди и др.).
Диагностика нервно – психического развития детей
раннего возраста по сенсорному развитию
В течение всего периода нахождения детей в доме ребенка осуществляется контроль за уровнем нервно-психического развития детей. На медико –педагогическом совещание делается заключение, даются рекомендации с целью наметить маршрут дальнейшего развития ребенка.
Рабочая программа включает методы диагностики психического развития детей, разработанные Аксариной Н. М., Печорой К. Л., Пантюхиной Г. В.
Показатели сенсорного развития детей второго года жизни и диагностика
Эпикризный срок Показатели Методика выявления
1 г. 3 мес. Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба). Перед ребенком выкладывается маленький куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает.
1 г. 6 мес. Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику кубик). Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом.
Ребенок выполняет оба задания.
1 г. 9 мес. Играя, различает три разных по величине (контрастные, с разницей 3 см) предмета (например, три куба). Взрослый достает кубы один из другого, ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку собрать. Ребенок собирает кубы соответственно величине (10 см, 7 см, 4 см).
2 г. По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. Перед ребенком раскладываются 3 пары варежек (носок) трех цветов в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета.
Показатели сенсорного развития детей третьего года жизни и диагностика
Эпикризный сроки Показатели Методика выявления
2 г. 6 мес. Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус. Материал: 4-х цветные карты (12 х 9, 8 одноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые). Например, красный карандаш и красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает, на какую карту положить предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета.
Подбор к образцу.
3 г. Называет 4 основных цвета.
Использует геометрические фигуры в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу) Материал: 8 цветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы. Например: красный мяч, красный флаг и т. п. (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает какого цвета. Ребенок называет один предмет хотя бы один раз.