МААМ-картинки

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением интеллектуального развития

Колышкина Екатерина
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением интеллектуального развития

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

I Целевой раздел 4

1.1. Пояснительная записка

1.2. Нормативно-правовые документы 4

1.3 Цели и задачи реализации программы 7

1.4. Принципы и подходы к формированию программы 8

1.5. Краткая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития 9

1.6. Организационные и методические особенности программы 12

II Содержательный раздел

2. Содержание коррекционно-развивающей программы 13

2.1. Цель и задачи коррекционно-развивающей работы 13

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением интеллектуального развития» размещена в разделах

2.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие» 18

2.3. Диагностический инструментарий 21

2.4. Основные направления коррекционно-развивающей работы 23

2.4.1. Учебный план логопедической деятельности 23

2.4.2. Объяснительная записка к перспективно-календарно-тематическому планированию непосредственно-образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллектуального развития 23

2.4.3. Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе для детей с нарушением интеллектуального развития 24

2.5. План-программа коррекционно-развивающей работы 42

2.5.1 Перспективно-календарно - тематическое планирование задач коррекционной работы по ОО «Развитие речи». Раздел «Развитие речи и коммуникативных способностей» 42

2.5.2. Взаимодействие учителя-логопеда с другими участниками коррекционно-развивающего процесса. 66

2.5.3. Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников 66

III Организационный раздел

3.1. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития 70

3.2. Формы организации и этапы коррекционной работы 70

3.3 Учебно – методическое обеспечение программы 72

3.4. Результаты коррекционно-развивающей работы 78

3.5. Литература 79

3.5. Приложение 80

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает написание каждым педагогом рабочих программ.

В условиях реализации ФГОС ДО система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья направлена:

- на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья,

- на оказание им квалифицированной помощи в освоении программы,

- на их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Рабочая программа (далее – Программа) учителя – логопеда является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему комплексного педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Рабочая программа позволяет обеспечить организацию познавательно-речевого, социально-личностного развития воспитанников с нарушением интеллектуального развития, а также повышение качества информированности семьи о потенциальных возможностях ребёнка.

Программа коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда, раскрывает формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса, отражающих специфику обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития, является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. 1. Пояснительная записка

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.

Рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, имеющими нарушения интеллектуального развития. Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые промежуточные результаты образования).

Настоящая рабочая программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-логопеда, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития детей с нарушением развития, создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Рабочая программа включает в себя образовательную область: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» (ФГОС ДОУ). Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач с учетом интеграции образовательных областей: «Речевое развитие».

Все разделы рабочей программы учитель-логопед рассматриваются с позиций особенностей развития нормально-развивающихся сверстников с указанием специфики требований к организации коррекционно-развивающего процесса для дошкольников с нарушением интеллектуального развития.

Срок реализации Программы логопедического сопровождения детей с нарушением интеллекта–4 года.

1.2. Нормативно-правовые документы.

Рабочая программа учителя – логопеда по образовательной области «Речевое развитие и формирование коммуникативных способностей» составлена на основе нормативных документов международного, федерального, регионального уровней, локальных актов МОУ школы-интерната № 8 КГО Челябинской области.

Международный уровень

­ Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.

­ «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года);

­ «Конвенция о правах инвалидов» принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года (положения об инклюзивном образовании);

­ «Рекомендация № R(92)6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов» (принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года);

­ «Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов» (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 62/127 от 18.12.2007 г.).

Федеральный уровень

­ Конституция Российской Федерации;

­ Федеральный закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

­ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф;

­ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ, ред. 17.03.2018) // https://www.consultant.ru/; https://www.garant.ru/

­ «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16.04.2001 N 29/1524-6;

­ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03;

­ «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003 N 27/2722-6;

­ «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Приказ Министерства образования т науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95;

­ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6);

­ О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06;

­ Инструктивно-методическое письмо мин. Образования РФ «Об охране зрения в общеобразовательных и специализированных (коррекционных) образовательных учреждениях» от 21.02.2001 г. №; от 4.06.2003 г. №27/2897-6;

­ Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155;

­ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

­ Постановление Главного гос. сан. врача РФ от 15.05 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

­ Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 г. № 422н, с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 г. № 1115н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // https://www.consultant.ru/; https://www.garant.ru/

­ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // https://www.consultant.ru/; https://www.garant.ru/

­ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // https://www.consultant.ru/; https://www.garant.ru/

Региональный уровень

­ Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

­ Программа «Обеспечение прав несовершеннолетних в городской системе» (Челябинская городская Дума от 18.04.2000г. № 54/6);

Муниципальный уровень

­ Договор о взаимодействии с Центром Диагностики и Консультирования г. Копейска и г. Челябинска по реализации консультативной, коррекционно-педагогической деятельности.

Локальный уровень

­

Публикации по теме:

Проект «Использование современных игровых технологий для интеллектуального развития детей в группе раннего возраста» «Развиваемся играя» ВВЕДЕНИЕ В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовывать.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино».

Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Использование словесных игр для развития связной речи» (февраль. 2019) Связная речь – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных.

Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушения развития ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет.

Рабочая программа организации деятельности учителя-логопеда с детьми 5–6 лет старшей группы компенсирующей направленности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования.

Рабочая программа первой младшей группы на 2017–2018 учебный год. Характеристики особенностей развития детей раннего возраста 1.4. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста. Общие сведения о коллективе детей,.

Рабочая программа по коррекции познавательного развития Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида» Утверждено от «__»___20___г ___Н. Ф.

Рабочая программа учителя-логопеда для детей подготовительной группы с ТНР Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида» Утверждено от «__»___20___г ___Н. Ф.

Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми с ТНР подготовительной группы на 2018–2019 учебный год Рабочая программа учителя-логопеда Матвеевой У. А. для работы с детьми с ТНР подготовительной группы на 2018-2019 уч. г. СОДЕРЖАНИЕ I.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Правильная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением интеллектуального развития
Опубликовано: 12 апреля 2019 в 08:09
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД