Колышкина Екатерина
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I Целевой раздел 4
1.1. Пояснительная записка
1.2. Нормативно-правовые документы 4
1.3 Цели и задачи реализации программы 7
1.4. Принципы и подходы к формированию программы 8
1.5. Краткая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития 9
1.6. Организационные и методические особенности программы 12
II Содержательный раздел
2. Содержание коррекционно-развивающей программы 13
2.1. Цель и задачи коррекционно-развивающей работы 13
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением интеллектуального развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2.2. Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие» 18
2.3. Диагностический инструментарий 21
2.4. Основные направления коррекционно-развивающей работы 23
2.4.1. Учебный план логопедической деятельности 23
2.4.2. Объяснительная записка к перспективно-календарно-тематическому планированию непосредственно-образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллектуального развития 23
2.4.3. Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе для детей с нарушением интеллектуального развития 24
2.5. План-программа коррекционно-развивающей работы 42
2.5.1 Перспективно-календарно - тематическое планирование задач коррекционной работы по ОО «Развитие речи». Раздел «Развитие речи и коммуникативных способностей» 42
2.5.2. Взаимодействие учителя-логопеда с другими участниками коррекционно-развивающего процесса. 66
2.5.3. Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников 66
III Организационный раздел
3.1. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития 70
3.2. Формы организации и этапы коррекционной работы 70
3.3 Учебно – методическое обеспечение программы 72
3.4. Результаты коррекционно-развивающей работы 78
3.5. Литература 79
3.5. Приложение 80
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость и актуальность разработки данной программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает написание каждым педагогом рабочих программ.
В условиях реализации ФГОС ДО система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья направлена:
- на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья,
- на оказание им квалифицированной помощи в освоении программы,
- на их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Рабочая программа (далее – Программа) учителя – логопеда является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему комплексного педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Рабочая программа позволяет обеспечить организацию познавательно-речевого, социально-личностного развития воспитанников с нарушением интеллектуального развития, а также повышение качества информированности семьи о потенциальных возможностях ребёнка.
Программа коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда, раскрывает формы и приёмы организации коррекционно-образовательного процесса, отражающих специфику обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития, является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. Пояснительная записка
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.
Рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, имеющими нарушения интеллектуального развития. Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые промежуточные результаты образования).
Настоящая рабочая программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-логопеда, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития детей с нарушением развития, создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе. Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Рабочая программа включает в себя образовательную область: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей» (ФГОС ДОУ). Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач с учетом интеграции образовательных областей: «Речевое развитие».
Все разделы рабочей программы учитель-логопед рассматриваются с позиций особенностей развития нормально-развивающихся сверстников с указанием специфики требований к организации коррекционно-развивающего процесса для дошкольников с нарушением интеллектуального развития.
Срок реализации Программы логопедического сопровождения детей с нарушением интеллекта–4 года.
1.2. Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа учителя – логопеда по образовательной области «Речевое развитие и формирование коммуникативных способностей» составлена на основе нормативных документов международного, федерального, регионального уровней, локальных актов МОУ школы-интерната № 8 КГО Челябинской области.
Международный уровень
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года);
«Конвенция о правах инвалидов» принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года (положения об инклюзивном образовании);
«Рекомендация № R(92)6 Комитета министров государствам-членам о последовательной политике в отношении инвалидов» (принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года);
«Осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов: достижение провозглашенных в Декларации тысячелетия целей в области развития, касающихся инвалидов» (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 62/127 от 18.12.2007 г.).
Федеральный уровень
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф;
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ, ред. 17.03.2018) // https://www.consultant.ru/; https://www.garant.ru/
«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16.04.2001 N 29/1524-6;
«Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03;
«Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003 N 27/2722-6;
«Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Приказ Министерства образования т науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95;
«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6);
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06;
Инструктивно-методическое письмо мин. Образования РФ «Об охране зрения в общеобразовательных и специализированных (коррекционных) образовательных учреждениях» от 21.02.2001 г. №; от 4.06.2003 г. №27/2897-6;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Постановление Главного гос. сан. врача РФ от 15.05 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 г. № 422н, с изм., внесенными Приказом Минтруда России от 25.12.2014 г. № 1115н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // https://www.consultant.ru/; https://www.garant.ru/
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // https://www.consultant.ru/; https://www.garant.ru/
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // https://www.consultant.ru/; https://www.garant.ru/
Региональный уровень
Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
Программа «Обеспечение прав несовершеннолетних в городской системе» (Челябинская городская Дума от 18.04.2000г. № 54/6);
Муниципальный уровень
Договор о взаимодействии с Центром Диагностики и Консультирования г. Копейска и г. Челябинска по реализации консультативной, коррекционно-педагогической деятельности.
Локальный уровень