Светлана Арнаутова
Рабочая программа учебного курса по музыке для 4 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа учебного курса по музыке для 4 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гиагинского района
«Средняя общеобразовательная школа №2» им. А. Асеева и Ю. Голикова
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов
Протокол №___от___
Руководитель МО учителей начальных классов
Кузьмина С. В.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
___
Барковская М. А. Утверждаю:
Приказ №___от___
Директор школы
___
Порецкая О. Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Публикация «Рабочая программа учебного курса по музыке для 4 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
учебного курса
по музыке
ДЛЯ 4 КЛАССА
(УМК «Школа России»)
учителя начальных классов
Арнаутова Светлана Викторовна
на 2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование рабочей программы
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Закон Республики Адыгея от 27.12.2013 г. №264 «Об образовании в Республике Адыгея»;
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №2 им. А. Асеева и Ю. Голикова станицы Гиагинской;
4. Положение о структуре, порядке разработке и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ №2 им. А. Асеева и Ю. Голикова станицы Гиагинской;
5. Учебный план МБОУ СОШ №2 им. А. Асеева и Ю. Голикова станицы Гиагинской на 2019-2020 учебный год;
6. Авторская программа Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка 1-4 класс»;
7. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка» : Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М. : Просвещение, 2014.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами адыгов и составляет 10% учебного времени.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
1. Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
• и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2. Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
• построения музыки;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др., собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Музыка» в 4 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа.
1 четверть 9 часов
2 четверть 7 часов
3 четверть 10 часов
4 четверть 8 часов
Всего 34 часа (1 учебный час в неделю)
Контроль уровня обученности
№ урока Тема урока Вид контроля Форма контроля
9 Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь. Обобщающий урок.
Самостоятельная работа. текущий, устный опрос
16 «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.
Обобщающий урок.
Самостоятельная работа текущий, устный опрос
26 Народные праздники адыгов.
Обобщающий урок. Самостоятельная работа. текущий, устный опрос
34 Обобщение изученного за год.. итоговый, устный сообщение
Содержание курса
Раздел 1. «Россия — Родина моя».
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий»
«В краю великих вдохновений.». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских на-родных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале»
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.»
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Учебно-тематический план.
№ Наименование разделов и тем. Количество часов
1 Россия-Родина моя 4
2 О России петь – что стремиться в храм 1
3 День, полный событий 4
4 Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 2
5 В концертном зале 6
6 В музыкальном театре 6
7 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… 11
Итого 34
Календарно - тематическое планирование по предмету «Музыка»
№ п\п Тема урока Кол-во часов Дата проведения Домашнее задание
по плану по
факту
1 Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».
Адыгейские народные напевы. 1 Выучить песню.
2 Как сложили песню. Звучащие картины. 1 Нарисовать рисунок.
3 «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» 1 Выучить песню.
4 «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» 1 Подготовить сообщение о Илье Муромце.
5 Святые земли Русской. Илья Муромец 1 Принести иллюстрации природы.
6 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» 1 Принести пейзажи зимнего утра, вечера.
7 Зимнее утро, зимний вечер. 1
Выучить наизусть стихотворение.
8 «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Музыкальное сопровождение адыгейских обрядов. 1 Принести текст народной песни.
9 Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь. Обобщающий урок.
Самостоятельная работа. 1 Принести текст молитвы.
10
«Приют, сияньем муз одетый…».
1 Подготовить сообщение о биографии М. И. Глинка.
11 Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. 1 Подготовить сообщение о биографии М. П. Мусоргского.
12 Опера «Хованщина» М. П. Мусоргского. 1 Иллюстрации востока.
13 Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. 1 Принести ложки.
14 Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. 1 Выучить песню.
15 Оркестр русских народных инструментов. Адыгейские музыкальные инструменты 1 Нарисовать иллюстрацию адыгейского народного инструмента.
16 «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.
Самостоятельная работа 1 Выучить песню.
17 Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. 1 Принести иллюстрации народных инструментов.
18 Старый замок. 1
Выучить песню.
19 Счастье в сирени живет… 1
Выучить песню.
20 Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Адыгейские танцы 1 Нарисовать иллюстрацию танца.
21 Патетическая соната. Годы странствий. Камерный Музыкальный театр им. А. А. Ханаху
1 Подготовить сообщение о симфоническом оркестре.
22 Царит гармония оркестра. Симфонический оркестр Министерства культуры Республики Адыгея 1 Найти значение слова комедия.
23 Театр музыкальной комедии. 1
Подготовить сообщение о И. Ф. Стравинского.
24 Балет «Петрушка» 1
Подготовить сообщение о празднике Троица.
25 Народные праздники. Троица. 1 Подготовить сообщение о праздниках адыгов.
26 Народные праздники адыгов.
Обобщающий урок. Самостоятельная работа. 1 Подготовить сообщение о Кирилле и Мефодии.
27 Кирилл и Мефодий. 1 Подготовить сообщение народных традициях и обычаях.
28 Праздников праздник, торжество из торжеств. 1 Принести колокольчик.
29 Родной обычай старины. Светлый праздник. 1 Найти значение слова революция.
30 Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. 1 Нарисовать иллюстрацию гитары.
31 Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). 1 Выучить песню.
32 В каждой интонации спрятан человек. 1 Подготовить сообщение о инструментах оркестра.
33 Музыкальный сказочник. 1 Подготовить сообщение о Москве-реке.
34 Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
Самостоятельная работа. 1