Лилия Туребекова
Рабочая программа театрализованного кружка
Рабочая программа театрализованного кружка
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в детском саду принята программа по театрализованной деятельности, которую реализуют воспитатели.
Публикация «Рабочая программа театрализованного кружка» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, за действуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—6 лет (старшая группы).
Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания и умение различать жанры: потешки, сказки, рассказы, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
Развивающая: развивать у детей интонационную выразительность речи, умение чувствовать характер литературного произведения, развивать выразительность жестов, мимики, умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор и навык детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в команде.
Актуальность программы :
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
Направленность программы :
Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении - какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.
Новизна программы :
Данная программа очень состоятельна, так как на протяжении всех занятий присутствует герой из любимого мультфильма – это Маша, что дает обучению связность и вызывает интерес у детей. В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Мы хотим научить детей самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Формы работы :
1. Театрализованные игры.
2. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.
Взаимодействие с родителями и специалистами:
Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Ожидаемые результаты:
• Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
• Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
• Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
• Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
• Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
• Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
• Установлен тесный контакт с родителями
Перспективное планирование программы.
№ Тема Задачи
1 Мой театр. Знакомство с главной героиней кружка куклой Машей.
Образовательная задача:дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров.
Развивающая задача:.развивать эмоциональность, актреское мастерство.
Воспитательная задача:воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2 Знакомство с театром. Образовательная задача:учить управлять дыханием при проговаривании фраз и реплик, определять интонацию и произносить фразы с разной интонацией. Познакомить с видами театра, профессиями, инструментами необходимыми в актерской деятельности.
Развивающая задача:развивать артикуляционный аппарат, умение произносить фразу на одном дыхании.
Воспитательная задача:воспитывать культуру поведения, культуру речи.
3 Какие театры бывают? Образовательная задача: формировать знания о видах театра.
Развивающая задача:продолжать развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества.
Воспитательная задача:воспитывать коллективизм.
4 Игра-драматизация «За кулисами театра» Образовательная задача:сформировать знания о профессиях людей, работающих в театре, об их обязанностях.
Развивающая задача: развивать творческое воображение, актерское мастерство.
Воспитательная задача:вспитывать уважение к профессиям театра.
5 Первые актерские пробы. Сказка «Колобок на новый лад» Образовательная задача:познакомить с сказкой «Колобок на новый лад», формировать желания дополнять и изменять старые сказки, используя свою фантазию.
Развивающая задача:развивать творческие способности, актерское мастерство.
Воспитательная задача:воспитывать умение оценивать себя и других, умение быть справедливым.
6 Что такое мимика? Драматизация отрывка «Волк и Лиса» Образовательная задача:сформировать понимание что такое мимика и зачем она нужна актеру.
Развивающая задача:развивать навык выражать эмоции через движения и мимику, навык выразительной интонации; умение красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.
Воспитательная задача:воспитывать уважение к творческим профессиям.
7 Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?Инсценировка «Чудо овощи» Образовательная задача:закрепить знания детей об овощах и их пользе.
Развивающая задача:развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Воспитательная задача:желание самовыражаться.
8 Актеры кукольного театра. Инсценировка сказки Сутеева «Яблоко»
Образовательная задача:познакомить со сказкой Сутеева «Яблоко»
Развивающая задача:развивать артикуляционный аппарат, выразительность речи и творческое воображение.
Воспитательная задача:воспитывать щедрость, умение делиться друг с другом.
9 Мой голос. Театрализованная игра «Настройщик».
Образовательная задача:формировать понимание, какую силу имеет голос для актера.
Развивающая задача:развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию.
Воспитательная задача:воспитывать чувство коллективизма.
10 Драматизация «Сказка о том, почему помидор стал красным».
Образовательная задача:формировать умения произносить скороговорки, учить выразительности движений.
Развивающая задача:развивать пластичность, легкость движений, речь и актерское мастерство.
Воспитательная задача: воспитывать желание проявлять хорошие качества человека: скромность, честность.
11 Язык жестов. Кукольный театр. Драматизация сказки «Глупый волк»
Образовательная задача:Продолжать знакомить детей с литературным жанром - сказками о животных; закрепить знакомые слова по содержанию текста на казахском языке.
Развивающая задача:развивать речь, мышление, память, формировать умение управлять в процессе показа сказки куклами, умение интонировать голосом.
Воспитательная задача:Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.
12 Эмоции.
Образовательная задача:учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры.
Развивающая задача:развивать умения изображать эмоции, используя жесты, движения, голос, развивать эмоциональную сферу ребенка.
Воспитательная задача:воспитывать положительные эмоции.
13 Эмоции. Игра драматизация по стихотворениюК. Чуковского «Айболит и воробей»
Образовательная задача: закреплять знания об основных эмоциях: злость, боль, сострадание. Учить различать их и изображать с помощью выразительных средств.
Развивающая задача:развивать умения определять тон, настроение произведения, особенности поэтического языка, умение оценивать поступки героев произведения с точки зрения норм нравственности, этики взаимоотношений, норм поведения. Развивать речь, мышление.
Воспитательная задача:воспитывать чувство сострадания, сочувствия к персонажам произведения.
14 Знакомство с настольным театром. Инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Образовательная задача:познакомить с настольным театром, формировать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
Развивающая задача:развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.
Воспитательная задача:воспитывать умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.
15 Что такое рифма? Игра драматизация «Суп»
Образовательная задача:сформировать понимание что такое рифма, учить рифмовать слова.
Развивающая задача:развивать чувство рифмы,воображение и пантомимические навыки.
Воспитательная задача:воспитывать чувство коллективизма, единства.
К рнекі ралдар/ используемый материал:иллюстрации к игре в рифму,музыкальное сопровождение.
16 Настольный театр «Заюшкина избушка» Образовательная задача:продолжить знакомство с настольным театром, Формировать социальные качества личности через драматизацию
русской народной сказки.
Развивающая задача:Развивать у детей умение разыгрывать знакомые сказки, развивать творческие способности; умение перевоплощаться, импровизировать.
Воспитательная задача:воспитывать чувство доброты, взаймопомощи, уважение друг к другу.
17 Продолжаем рифмовать. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина.
Образовательная задача:закрепить языковые знания детей по пройденным словам, формировать понимание о важности трехязычия,учить рифмовать.
Развивающая задача:развивать фонематичский слух, координацию движению и умение использовать нужную интонацию голоса.
Воспитательная задача:воспитывать сотрудичество детей друг с другом, командное чуввство.
18 Ролевая гимнастика у зеркала. Парная инсценировка стихотворения.
Образовательная задача: учить передавать содержание стихотворения движениями, совершенствовать образные исполнительские умения.
Развивающая задача:развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
Воспитательная задача:воспитывать сотрудничество, адекватную самооценку.
19 Пантомима. Сценическое мастерство.
Образовательная задача:учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. Учить детей элементам искусства пантомимы.
Развивающая задача:развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.
Воспитательная задача:воспитывать умение дружить.
20 Игра – пантомима «Представьте себе»
Образовательная задача:Закреплять умение взаимодействовать с партнером по диалогу.
Развивающая задача:Развивать воображение, пантомимические навыки, выразительность жестов.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к театральной деятельности.
21 Настольный театр русская народная сказка «Рукавичка»
Образовательная задача:совершенствовать навыки работы с настольным театром.
Развивающая задача:развивать творческую активность детей, выразительность.
Воспитательная задача:воспитывать товарищеские взаимоотношения.
22 Театрализованная игра по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»
Образовательная задача: познакомить детей с литературным произведением из сокровищницы мировой классики. Учить детей показывать отрывок сказки, применяя заученные слова героев.
Развивающая задача:развивать память, мышление, речь, актерское мастерство.
Воспитательная задача: воспитывать сотрудничество, коллективизм.
23 Пальчиковый театр. Русская народная сказка «Снегурочка»
Образовательная задача:учить использовать пальчиковый театр, имитировать голоса. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Развивающая задача:развивать речь детей посредством словесного описания разных времен года в соответствии с содержанием сказки. Развивать память, логическое мышление.
Воспитательная задача:воспитывать умение оценивать себя, свои возможности, знания.
24 Театрализованная игра с элементами пальчикового театра «Три поросенка».
Образовательная задача:продолжать обогащать и активизировать словарь детей, учить образовывать прилагательные от существительных, закреплять и уточнять значения слов.
Развивающая задача:развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, восхищение, жалость, презрение, развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики.
Воспитательная задача:воспитывать старательность, трудолюбие, любознательность.
25 Драматизация стихотворения «Три мамы»
Образовательная задача:познакомить с стихотворением «Три мамы»,продолжать знакомить детей с чистоговорками.
Развивающая задача:Развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность, умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию на материале чистоговорок.
Воспитательная задача:воспитывать любовь и уважение к маме, воспитывать чувство собственного достоинства.
26 Интонация.
Инсценирование мини-сценки «Рак-бездельник». Образовательная задача:упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.
Развивающая задача:развивать интонационный строй речи у детей и коммуникативные способности, развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.
Воспитательная задача:воспитывать активность.
27 Действия с воображаемыми предметами.
Образовательная задача:учить действовать на сцене согласованно.
Развивающая задача: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение, способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.
Воспитательная задача:воспитывать сотрудничество, стремление достигать единой цели.
28 Театральная игра "Одно и то же по-разному" Образовательная задача:учить согласовывать свои действия с другими детьми.
Развивающая задача: развивать воображение, фантазию детей.
Воспитательная задача:воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
29 Что такое этюд? Образовательная задача:познакомить детей с понятием "этюд", учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.
Развивающая задача: развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Воспитательная задача:воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками.
30 Репетиция итогового спектакля по мотивам английской сказки
«Три поросенка». Эпизод «Давай построим дом». Образовательная задача:формировать четкую, грамотную речь; совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики.
Развивающая задача: развивать воображение, фантазию, память детей.
Воспитательная задача: воспитывать умение оценивать себя и других так, чтобы не обидеть и умение воспринимать критику.
31 Репетиция итогового спектакля по мотивам английской сказки
«Три поросенка».
Эпизод «Быстро мы построим дом». Образовательная задача:совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос. Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства.
Развивающая задача: развивать воображение, фантазию, память детей.
Воспитательная задача: воспитывать умение оценивать себя и других так, чтобы не обидеть и умение воспринимать критику.
32 Репетиция итогового спектакля по мотивам английской сказки
«Три поросенка».
Эпизод «Погоня за поросятами» Образовательная задача:совершенствовать культуру и технику речи, добиваться от детей верного, правдоподобного поведения в предлагаемых обстоятельствах.
Развивающая задача: развивать воображение, память детей.
Воспитательная задача:воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
33/
34 Праздник сказки. Показ спектакля «Три поросенка»
Образовательная задача: продолжить формировать интерес к театрально-игровой деятельности.
Развивающая задача: развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом,
Воспитательная задача:воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, культуру поведения в театре.
35 Театральная игра «Сам себе режиссёр» Образовательная задача:учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, создавать условия для импровизации мини-спектакля.
Развивающая задача: развивать внимание и наблюдательность
Воспитательная задача:воспитывать коллективизм.
36 Итоговое занятие. Спасение Маши.
Образовательная задача:углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас. Формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.
Развивающая задача:развивать мышление, зрительную память, наблюдательность. Развивать мелкую моторику рук и движений. Развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.
Воспитательная задача: воспитывать нравственные качества: желание помочь, дружелюбие, отзывчивость.
Итого: 36 ч