Надежда Казакова
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми средней группы. 3 часть
▼ Скачать + Заказать документы
2.3.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
«Формирование элементарных математических представлений»
Пояснительная записка
Раздел Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательной области «Познание». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.
Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Публикация «Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми средней группы, 3 часть» размещена в разделах
1. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
2. Формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы.
3. Развитие умения определять равенство или неравенство частей множества.
4. Развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности).
5. Совершенствование умения сравнивать предметы по величине.
6. Расширение представлений о геометрических фигурах.
7. Развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно развивающей среды в группе на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
К концу года дети пяти лет могут:
• различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
• считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос " Сколько всего?";
• сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);
• раскладывать 3-5предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в
• возрастающем (убывающем) порядке;
• рассказывать о величине каждого предмета в ряду;
• различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр;
• знать их характерные отличия;
• находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
• определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад,вверх, вниз);
• различать левую и правую руки;
• определять части суток.
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
Пояснительная записка
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора является одной из составляющих содержание образовательной области «Познание» и включает в себя следующие части : предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Каждая составляющая часть раздела имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного субъекта природы.
Цель раздела: расширять представления детей об окружающем мире.
Реализация цели происходит через реализацию следующих задач:
1. Формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам (цвет, форма, величина, вес).
2. Уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
3. Формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях.
4. Развитие интереса к миру природы.
5. Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
6. Формирование представлений о причинно – следственных связях внутри природного комплекса.
7. Развитие эмоционально – доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
8. Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
9. Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях.
К концу года дети могут:
• называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице;
• знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;
• проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они имели возможность видеть;
• с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе;
• составить рассказ о своем родном поселке;
• рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать врачом, пожарным, военным и т. п.);
• знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;
• участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними;
• делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
• рассказывать о сезонных изменениях природы.
Конструктивно-модельная деятельность
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание, использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота).
Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами-кубиками и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Продолжать учить дет дорожка и дома -улица; стол, стул, диван-мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Формы работы с детьми образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность
1. Формирование элементарных математических представлений
* количество и счет
* величина
* форма
* ориентировка в пространстве
* ориентировка во времени
Интегрированные деятельность Упражнения Игры (дидактические, подвижные) Рассматривание Наблюдение
Игровые упражнения Напоминание Объяснение Рассматривание
Наблюдение
Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
2. Детское экспериментирование Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде
Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования
Игровые упражнения
Игры (дидактические, подвижные)
Показ
Игры экспериментирования Простейшие опыты Игровые упражнения
Напоминание
Объяснение
Обследование
Наблюдение
Наблюдение на прогулке
Развивающие игры
Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
Игры-экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов
Наблюдение
Интегрированная детская деятельность
(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность : предметную, продуктивную, игровую)
3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
* предметное и социальное окружение
* ознакомление с природой Сюжетно-ролевая игра
Игровые обучающие ситуации
Наблюдение
Целевые прогулки
Игра-экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающие игры
Экскурсии
Ситуативный разговор
Рассказ
Беседы
Экологические, досуги, праздники, развлечения Сюжетно-ролевая игра
Игровые обучающие ситуации
Рассматривание
Наблюдение
Труд в уголке природе
Экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающие игры
Экскурсии
Рассказ
Беседа Сюжетно-ролевая игра
Игровые обучающие ситуации
Игры с правилами
Рассматривание
Наблюдение
Игра-экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование
Развивающие игры
Перспективное планирование по ФЭМП. Приложение № 2.
Перспективное планирование по конструированию. Приложение № 3
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром и прогулка. Приложение № 4