Санарова Юлия Владимировна
Рабочая программа кружка по развитию речи «Речетворчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка по развитию речи «Речетворчество» старшая группа.
«…Не только интеллектуальное развитие ребенка,
но и формирование его характера,
эмоций у личности в целом находиться
в непосредственной зависимости от речи»
Л. С. Выготский
Пояснительная записка
.
Публикация «Рабочая программа кружка по развитию речи „Речетворчество“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника.
Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающем миром.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же приёмов убивает интерес к развитию детей. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Чтобы у дошкольника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. (М. Р. Львов)
Актуальность
В настоящее время абсолютной ценностью личностно- ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую
Программа для детей старшего дошкольного возраста предусматривает: формирование словаря, совершенствование синтаксической стороны речи, освоение морфологического языка речи, формирование звуковой культуры речи. Задачей педагога является развитие умений детей понятно и содержательно отвечать на вопросы, но при этом, не теряя эмоциональный фон и своеобразие.
Проблема развития речи 21 век-век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для детей их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречаются дети с речевыми нарушениями. В наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего в постоянном общение со взрослыми. На занятиях по развитию речи возникают трудности у детей такие как: описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального
развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Цель: создание условий для развития у дошкольников связанной речи.
Задачи:
-развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
- пополнять и активизировать словарный запас на основе углубления знаний о ближайшем окружение;
- совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний;
- развивать умение различать на слух слова, начинающиеся на определенный звук;
- совершенствовать диалогическую речь;
- упражнять детей в умение пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок, рассказов.
В основу данной программы легли принципы :
1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развивать мотивацию к развитию речи.
2. Принцип наглядности. Пользуясь наглядным материалом педагог открывает для детей ещё один канал восприятия- зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации.
3. Принцип прочности. Цель принципа – прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Достигается с помощью развития интереса и положительного отношения к выполнению работы;
4. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности;
5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса выполнения работы с учетом возможностей детей. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения нужного материала;
6. Принцип гумманизации, сотрудничества, партнерства. Предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы видение в ребенке целенаправленного партнера;
7. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с социумом;
8. Принцип индивидуализации предлагается максимальный учет особенностей каждого воспитанника;
9. Принцип меж-предметности связь программы с другими предметами и видами деятельности;
10. Принцип доступности и последовательности предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному;
11. Принцип научной обоснованности и пратической применимости соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагоги и при этом имеет возможность в реализации в массовой практике дошкольного образования;
12. – Принцип равноправия педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
Целесообразность в настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.
Составляя кружковую работу, главной целью для меня служило организация целенаправленного занятия с использованием новых форм, где речь является средством мыслительных, умственных действий и в тоже время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.
Была разработана программа по развитию речи детей «Речетворчество».
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети развивают речь с помощью социо-игровых технологий, которые позволяют детям старшего дошкольного возраста раскрепоститься во время занятия. А так же подобраны дидактические игры, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения «Веселый язычок». Составление рассказа по иллюстрации, дидактические игры как средство развития речи, пальчиковые игры и лепка и множество творческих идей, внедряются новые технологии: (метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
- Тренинги, мнемотехника, игра-импровизация, морфологический анализ, игры-соревнования, игры драматизации).
Значимым элементом данной программы является непринужденное развитие речи детей через творческую деятельность и социо-игровые упражнения, игровые упражнения.
Творчество детей кружковой работы смогут наблюдать родители, так как каждое занятие будет заканчиваться творческой мастерской.
Программа дополнительного образования «Речетворчество» составлена
на основе «Программа от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы с учетом ФГОС ДО и интегрируется со всеми областями образовательной деятельности:
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое;
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
-социально-коммуникативное;
Формы работы :
- дидактические игры по развитию речи;
- индивидуальная работа;
- беседы;
- артикуляционные занятия «Веселый язычок»;
- лепка;
- чтение сказок;
-оформление выставки.
- мнемотехника.
-составление рассказов по картине.
- Игры с правилами.
- Игры-соревнования.
- Игры-драматизации.
- Режиссёрские игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Сказкотерапия.
- Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
- Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
- Тренинги.
- Самопрезентация.
Формой занятия является непосредственно-образовательная деятельность, в начале, которой проводится артикуляционная гимнастика для языка, используются различные приемы, что улучшает успешность и эффективность занятий - сюрпризный момент, проблемная ситуация. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
Игры вольные (на воле, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Ожидаемый результат:
1. Умение отчетливо произносить слова отдельные фразы;
2. Слушать и понимать вопрос взрослого и отчетливо отвечать на него.
3. Умение вести диалог с педагогом и сверстниками;
4. Развивать артикуляционный аппарат.
5. Умение делиться со сверстниками впечатлениями от прочтения сказки, анализируя её.
К концу года дети должны уметь:
Развитие речи :
• Правильно произносить все звуки родного языка;
• Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;
• Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
• Пересказывать набольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке предметам.
• Употреблять предложения с однородными ленами
Художественная литература
• уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
• читать наизусть набольшие стихотворения и потешки;
• воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя;
Художественно-эстетическая область
• раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;
• составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их цвету, форме, величине и последовательно наклеивать;
• лепить предметы из отдельных частей;
• правильно предавать в рисунке несколько предметов, распологая их на одной линии, на всем листе, связывать их единым содержанием;
• созвать узоры на полосе, квадрате круге, розете, ритмично располагая элементы;
Для реализации данной Программы необходимо :
- просторное, хорошо проветриваемое помещение;
- рабочее место для каждого ребенка (стол, стул);
- наглядный материал,
- использование ИКТ для просмотра и прослушивания сказок и мультфильмов.
- набор материалов (пластилин, цветные карандаши, клей карандаш).
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержание обучения и спецификой деятельности детей.
Независимо от этих факторов в любом занятие выделяют три основные части, неразрывно, связанных общим содержанием и методикой:
подготовительная
основная
заключительная часть
Подготовительная часть предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить внимание детей на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему нужно действовать самому, и в какой последовательности выполнять задания. Видеть, к какому результату ему стремиться.
Основная часть – самостоятельная практическая деятельностьдетей, заключающаяся в усвоение знаний и умений, которые определены учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы не только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки.
Заключительная часть – посвящена подведению итогов и оценке результатов деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности выполнения задания.
План кружковой работы.
Дата проведения: среда(2 половина дня)
Время проведения: 15.30-16.00
Периодичность занятия: 2 раза в месяц.
Срок проведения: с октября по май (включительно)
Возрастная группа: дети 4-5лет.
Форма организации: подгрупповая (8-10человек)
Длительность занятий: 15 минут
Место проведения кружка : групповая комната, (музыкальный зал, комната сказок).