Гололобова Татьяна Петровна
Рабочая программа «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста при знакомстве с родным краем»
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, селу, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности.
Публикация «Рабочая программа „Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста при знакомстве с родным краем“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране. Ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего села, города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Каждый уголок Алтайского края имеет свою историю, замечательных людей, прославивших свой край. Дети дошкольного возраста восприимчивы к содержательной выразительности национальной культуры, задача воспитателя - пробудить у них интерес к своему родному краю, помочь осознать, что Алтайская земля — наша Родина, формировать целостное представление о культуре своего народа. Знание детьми доступного им краеведческого материала будет основой понимания своеобразия других далеких краев. Процесс ознакомления с родным краем предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений о малой родине, отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, традициях и праздниках. Именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Цель: Создать условия для развития речевой активности детей среднего дошкольного возраста при знакомстве с родным краем.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными достопримечательностями села.
2. Способствовать развитию речевого аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы детей.
3. Сформировать умение детей рассказывать о достопримечательностях села и применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
4. Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю.
Содержание программы
Рабочая программа разработана на основе :
• Закон РФ 273-ФЗ «Об образовании».
• Программа, реализуемая в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
• Устав МКДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтова.
• Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений о родном крае.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается во всех возрастных группах детского сада.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориеинтаций.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды.
Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.
Структура программы
Программа составлена для детей среднего дошкольного возраста. Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости : вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода.
Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки.
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• сюжетно-ролевые игры, дидактические, театрализованные, пальчиковые,подвижные игры;
• проблемные ситуации;
•разучивание стихов,
•наблюдения;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Планируемые результаты
После реализации программы у детей появятся более яркие представления о родном крае, о достопримечательностях села, о любимых улицах.
Улучшится активная речь детей, обогатится словарный запас, появится умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем стихотворения о родном крае.
Дети научатся исполнять разные игровые действия, все это поможет им в дальнейшем овладеть родным языком, грамотно и красиво говорить, давать развернутые высказывания.
Календарно-тематическое планирование
Сроки реализации Тема
месяца Содержание деятельности. Мероприятия
с детьми и родителями. Дата проведения
Сентябрь
Дикие животные нашего леса
Презентация для малышей «Дикие животные»
Беседа «Дикие животные нашего леса»
Загадки по картинкам «Дикие животные»
Пальчиковая гимнастика «Лиса», «Волк»
Игра «Кто спрятался?»
Игра-имитация «Артисты»
д\и «Отгадай и назови»
Загадки про диких животных
Октябрь
«Здравствуй, зайка серенький»
Беседа «Заяц», рассматривание картины «Заяц»
Хороводная игра «Заинька»,
Подвижная игра «Серый зайка умывается»,
потешка «Заяц Егорка»
Пальчиковая игра «Просыпались зайчики»
Дидактические игры : «Выбери картинки»
Раскрашивание: «Раскрасим зайчику морковку».
Ноябрь
"Лиса и волк»
Потешка: «Бежала лесочком лиса с кузовочком»,
Дидактические игры : «Сложи картинку»,
Чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц».
Пальчиковые игры: “Серый волк увидел зайца”, “Серый волк”,
Изготовление совместно с детьми и родителями альбома «Дикие животные нашего леса».
декабрь
«Животные и их детёныши»
Рассматривание картин «Дикие животные и детеныши» см. пособие
Игра-путешествие «Дикие звери и их детеныши»
Подвижные игры: “Зайцы и волк””, “Медведь и добрые зайчата”
Дидактические игры “Помоги зайчику найти маму”, “Парные картинки”.
Презентация
«Где, чья мама?»
Январь
«Зимовье зверей»
Презентация «Как зимуют дикие звери?»
Игра-драматизация «Рукавичка»
Подвижные игры: “Снежинки и ветер”, “Мороз Красный нос”.
Пальчиковая гимнастика «Бурый мишенька», «Медведь в берлоге крепко спит»
Дидактические игры : "Кто где живет?" Где, чей домик?"
Февраль
«По следам животных…»
Игра – Путешествие «В зимнем сказочном лесу»
игра - упражнение
«Ходим по глубокому снегу».
Подвижные игры «Кто мороза не боится», «Подмети дорожку».
Пение потешки «Заинька выходи»
Пальчиковая гимнастика «Погреем пальчики»
Нетрадиционное рисование: «Следы на снегу»
Работа с родителями; оформление игрушек – невиданные звери
Март
«В гостях у сказки»
«Театрализованная игра: «Колобок»
Дидактическая игра "Отгадай сказку «Собери сказку из частей» пазлы,
Беседа по сказке «Теремок»
Д/и «Кто в теремочке живет?», «Спрячь колобка»
Развлечение : «Волк в гостях у ребят».
Рассматривание иллюстраций
тематического альбома «Сказки».
Работа с родителями : выставка книг «Добрая сказка»
Апрель
«В лес весна шагает»
Подвижная игра «Весна в лесу»
Динамический этюд «Что такое весна?»
Театр на фланелеграфе
Игра – беседа «Книжка про зверей в лесу»
Сюжетно-ролевая игра «В лесу»
Презентация: «У кого самый пышный хвост?»
Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Тёплый ветерок»
Май
«Здравствуй лес, дремучий лес,
полный сказок и чудес!»
Пальчиковая гимнастика «Медведь»
У медведя во бору
Рассматривание макета «Лес и его жители»
Дидактические игры : «Помоги зверятам» «О ком я говорю», «Кто что любит».
П/и «Мишка косолапый», «Как-то мы в лесу гуляли».
Презентация: «Звуки леса»
Нетрадиционное рисование: «Подарки для зверей»
Физкультурное развлечение «Этот лес - страна чудес». Анкета для родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Список литературы:
Гризик Т. Познаю мир. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника»,-М. ,2007
Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет. - М. ,ООО Издательство «ДОМ. ХХ1 век»,2007.-186 с.
Лямина Г. М. «Развитие речи ребенка раннего возраста», методическое пособие. ,-М. ,2005-90 стр
Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры,_М. ,ООО Издательство «ДОМ. ХХ1 век»,2007.-186 с.
Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. -Санк-Петербург,1997
Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.