зиля махмутова
Дополнительная образовательная программа «Экспериментальная деятельность в детском саду» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность в детском саду
Направленность :
эколого-биологическая.
Срок обучения: 1 год
Пояснительная записка.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических.
Публикация «Дополнительная образовательная программа „Экспериментальная деятельность в детском саду“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи ребёнка.
Главная цель данной программы – заинтересовать детей первыми, пусть несложными, но неожиданными и занимательными исследованиями и экспериментами, помочь им увидеть удивительное и непонятное в обычных, хорошо знакомых предметах и явлениях. Такие совместные исследования эффективно развивают в детях наблюдательность, умение мыслить и анализировать.
Особое внимание уделяется формированию первых представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Такой подход в работе кружка позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
Важное значение придаё тся нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, бережному отношению отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. В подготовительной к школе группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности. Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей, снять «установку» на занятие, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала занятия.
Работа спланирована по блокам, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем.
Кружковые занятия проводятся по 30 минут во второй половине дня, 1раз в неделю. Педагогический анализ проводится 2 раза в год (на начало года – вводный, в конце года – итоговый).
Структура проведения занятий экспериментирований
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).
2. Выдвижение предложений (гипотез) отбор, способы проверки.
3. Проверка гипотез.
4. Подведение итогов, вывод.
5. Фиксация результатов.
6. Вопросы детей.
Цель: формирование основ исследовательского поведения, развитие и активизация познавательной деятельности в процессе познания окружающего мира.
Задачи:
- Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- способствовать самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
- помочь увидеть удивительное и непонятное в обычных, хорошо знакомых предметах и явлениях;
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
- воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, воспринимать красоту и многообразие;
- формировать знания о природе, развивать сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение;
Календарно – тематическое планирование
Месяц Тема Задачи Форма проведения Оборудование
Октябрь
Блок «Вода» «Волшебница-вода»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность; Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
Групповая, индивидуальная.
Стаканы с водой, гуашь, молоко, сахар, эфирные масла.
«Круговорот воды в природе».
Учить детей анализировать, сравнивать.
Расширить знания детей об окружающем мире, о круговороте воды в природе.
Групповая, индивидуальная
Схема с изображением круговорота воды в природе, стаканы, горячая и холодная вода, пена для бритья, краситель, разносы, губки.
«Как напоить Иванушку чистой водой?»
- Сформировать у детей представление о значении воды для всего живого на земле, научить понимать, что чистая вода - это бесценный дар природы (родники);
Познакомить детей со способами очистки воды. Развивать умение анализировать, сравнивать.
Групповая, индивидуальная
Вода, стеклянные баночки, стаканы, воронки, фильтры (ватные диски, кусочки ткани, сито).
«Польза и вред газированной воды»
Дать представление о вреде газированных напитков и сладостей организму. Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Групповая.
Бутылка с газированной водой, мел, конфета, иллюстрации по теме.
Ноябрь. «Звенящая вода»
Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Групповая, индивидуальная. Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик
«Что растворяется в воде?»
Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.
-продолжать учить читать схемы.
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
Групповая
Соль тонкого помола, сахар,
два стакана, растворимый кофе, эл. чайник,
хлопчатобумажная нить, блюдце, ложка, вода.
«Замерзание жидкостей».
Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Групповая.
Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Декабрь
Блок
«Снег и лед» «Почему снег мягкий?»
Обратить внимание на красоту лежащего снега. Формировать умение детей определять свойства снега. Воспитывать любознательность. Развивать внимание, наблюдательность, мышление.
Групповая, индивидуальная.
Проводится на прогулке.
Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
«Определение тяжести»
Что тяжелее: снег или лёд?
Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Индивидуальная.
Миски с водой, бумажные салфетки на столах.
«Лед и соль»
Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.
Групповая, индивидуальная.
5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.
«Освобождение пуговицы из ледяного плена».
Подобрать быстрый и безопасный способ освободить пуговицу.
Групповая.
лёд, пуговица.
Январь. «Нужен ли растениям снег?»
Совершенствовать знание детей о снеге. Учить детей анализировать, делать выводы.
Групповая.
Проводится на прогулке.
2 ёмкости с водой.
«Защитные свойства снега».
Уточнить и расширить представления детей о снеге; вызвать радость от открытий, полученных из опыта. Развивать у детей интерес к зимним явлениям природы
Групповая, индивидуальная.
Проводится на прогулке.
Иллюстрации, вода в 3-х бутылках из пластика (прозрачные)
«Что быстрее растает? (рыхлый снег, комок снега, лёд).
Уточнить свойства снега и льда;
упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом;
учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе.
Групповая, индивидуальная.
Прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.
«Откуда берётся иней?»
Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Групповая.
Термос с горячей водой, тарелка.
Март
Блок
«Растения»
«Где лучше
расти?» Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.
Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи
Групповая,
Индивидуальная.
Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.
«Условия, необходимые для роста растений».
Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи
Групповая, индивидуальная.
Лоток с землёй, горох, лук, картофель, лейки, палочки для взрыхления.
«Нужен ли корешкам воздух?»
.
Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
групповая
Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.
Апрель
«Необходимость влаги для роста растений». Способствовать развитию у детей обобщению представлений о росте и развитии растений. Учить детей обобщать по существенным признакам; Учить строить суждения с доказательствами.
Групповая
Растения, горох, фасоль, блюдца, тряпочка, вата
«На свету и в темноте»
.
Развивать у детей познавательные процессы; Учить понимать взаимосвязь растений со средой обитания и особенностями их строения.
Воспитывать заботливое отношение к растениям.
Групповая
Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
«Необходимость тепла для распускания срезанных веток».
Воспитывать у детей интерес к растениям;
Воспитывать заботливое отношение к растущим растениям.
Групповая
Срезанные ветки ивы и
березы, ваза с водой
«С какой стороны листа в растение попадает воздух?» Развивать познавательный интерес к растениям; Активизировать внимание, логическое мышление, связную речь у детей.
Групповая
Растение в горшке, вазелин.