Маргарита Логинова
Рабочая программа раннего обучения детей дошкольного возраста английскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа дошкольного образования детей
«ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
(РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНАИЙ – ДЕТЯМ. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» С. В. ЛИТВЕНЕНКО)
Предмет: английский язык
Возраст: 5-6 лет, 6-7 лет
Публикация «Рабочая программа раннего обучения детей дошкольного возраста английскому языку» размещена в разделах
- Английский язык для дошкольников
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Программа (УМК): Учебно-методический комплект «Планета знаний - детям. Ступеньки к школе» подготовлен в соответствии с ФГОС, способствует формированию всех школьно-значимых функций у детей 3–7 лет и успешной их адаптации при переходе на уровень начального образования.
Учебник: С. В. Литвиненко «Английский язык», детский сад. Пособие является составной частью УМК «Планета знаний-детям», полностью соответствует требованиям ФГОСТ дошкольного образования. Входит в линейку книг «Детский сад»
Количество учебных часов в год: 68 часов
Количество учебных часов в неделю: 2 часа
Срок реализации: 2 года
Педагог дополнительного образования: Логинова Маргарита Сергеевна
Пояснительная записка.
Настоящая программа является результатом совместной работы педагогов объединения «Планета знаний-детям» С. В. Литвиненко, О. В. Чиндилова, И. А. Дядюнова на базе обобщенного опыта преподавания английского языка.
Образовательный процесс опирается на новейшие учебно-методические комплексы, подобранные специально с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся.
Английский язык в современную эпоху стал языком международного общения. Он получил широкое распространение во всем мире. Это язык всех областей человеческого общения: деловых, научных и политических встреч, семинаров и симпозиумов, молодежных, экологических объединений и движений в защиту мира.
Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память. Ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности.
В модернизации дошкольного образования раннее обучение иностранному языку имеет огромное значение и способствует формированию иноязычных коммуникативных умений ребенка старшего дошкольного возраста.
Иноязычные коммуникативные умения старшего дошкольника представляют собой способы владения средствами коммуникации на иностранном языке, обеспечивающие творческое межкультурное общение.
Формирование иноязычных коммуникативных умений на занятиях по иностранному языку в условиях дошкольной организации и направлено на решение следующих задач:
-осознание представлений об иностранном языке как средстве общения,
позволяющем добиваться взаимопонимания с англоязычными людьми;
-развитие элементарных навыков устной речи на иностранном языке;
-расширение лингвистического кругозора дошкольников (овладение
первичной коммуникацией на втором языке);
-приобщение к культуре стран изучаемого языка;
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому
языковому миру для преодоления дальнейшего психологического барьера;
-формирование личностных качеств, эмоциональной сферы дошкольника,
его внимания, памяти, мышления и воображения в процессе участия в
игровой коммуникативной деятельности;
Иноязычные информационно-коммуникативные умения включают в
себя:
-Фонетические иноязычные умения
-Лексические иноязычные умения
-Грамматические иноязычные умения
Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. В программе раскрываются содержание доступных и понятных сфер жизнедеятельности ребенка: знакомства, игрушки, животные, предметы быта, продукты питания. Освоение детьми английского материала осуществляется, в рамках ситуации общения.
Общая характеристика Образовательной Деятельности.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Частота проведения ОД максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании. Следует отметить, что цели и задачи данного курса формируются на уровне, доступном детям данного возраста, исходя из их речевых потребностей и возможностей.
Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой.
Построение дошкольного образования по нашей программе нацелено на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно полное эмоциональное благополучие и счастливую жизнь каждого ребенка.
Уровень освоения. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к культуре, традициям англичан, расширяет представления у детей о стране изучаемого языка, знакомит с английскими стихами и песнями, играми, в которые играют их зарубежные сверстники.
Актуальность: в связи с возрастающей учебной нагрузкой в начальной школе, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, а также исходя из заботы о здоровье ребенка, появилась необходимость в создании программы обучения английскому языку в раннем возрасте, которая позволит развить и сохранить интерес и мотивацию к изучению иностранных языков.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут во 2 класс. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие их лингвистических и специальных способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно-познавательном пространстве систем дополнительного образования.
Примерный план ОД:
1) Приветствие;
2) Речевая разминка;
3) Повторение пройденного и введение нового лексического материал;
4) Разминка с использованием подвижных игр;
5) Активизация пройденного закрепление нового лексического материала;
6) Разучивание стихов и рифмовок;
7) Подведение итога.
Каждый вид ОД строится как вид общения, максимально приближенный к естественному. Особое внимание уделено фонетической стороне речи: произношение звуков, овладение основными типами интонации в английском языке.
Каждое ОД курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или, стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется мультимедийные приложения, обучающие компьютерные программы, аудиоприложения с записями стихов и песен на английском языке.
Принципы работы:
1) Обязательно использовать различные средства поощрения (вербальные, материальные);
2) Формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка;
3) Системно вводить лексику: Первое занятие 4 – 6 слов. Второе занятие – закрепление;
4) Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова;
5) Учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия;
6) Обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения;
7) Отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат и снимает языковые барьеры;
8) Развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем.
1) Вводится понятие и методический принцип «среды» в обучении дошкольников английскому языку. Это предполагает, что формы работы, обычно считающиеся факультативными и дополнительными к основной программе (игры, включая подвижные, работа с видеоматериалами) в данном случае являются составной частью самой программы и организуют языковое пространство использования английского языка детьми;
2) Календарно-тематическое планирование материала для дошкольников составлено в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в целом, а не только исходя из внутренней логики курса английского языка;
3) Все занятия проводятся в игровой форме.
Цели и задачи программы дошкольного образования английскому языку.
Цель программы:
1) воспитание и развитие личности посредством приобщения к культуре англоязычных стран;
2) ознакомление детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития;
3) введение элементарных языковых конструкций;
4) привить детям желание изучать английский язык, создавая условия для формирования высокого уровня мотивации ребёнка-дошкольника к изучению английского;
5) развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации их творческой деятельности;
Задачи программы:
Образовательные:
1) приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
2) формировать у воспитанников речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
3) познакомить с элементарной диалогической и монологической речью;
4) развивать элементарные языковые навыки и умения;
5) формировать умения понимать несложные команды учителя и реагировать на ряд элементарных вопросов;
6) познакомить с основными звуками фонетического строя языка;
7) развивать языковую память (фотографическую, образную, графическую, словесную) и творческие способности;
8) формировать навыки понимания элементарных языковых явлений и умения сопоставлять простые целостные конструкции как блок на родном языке в сравнении с изучаемым.
Развивающие:
1) развивать мышление, память, воображение, волю;
2) расширять кругозор воспитанников;
3) формировать мотивацию к познанию и творчеству;
4) ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
5) развивать умения и навыки работы в большой группе (12–14 человек) и в малых группах по 5–6 человек, умение работать в команде.
6) развивать фонематический слух;
Воспитывающие:
1) воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
2) воспитывать чувство толерантности;
Важно помнить, что познание мира, неродного языка в детском возрасте чаще всего происходит в игровой ситуации. Игра - это главный мотивационный двигатель ребенка, тот методический инструмент, который обеспечивает готовность к общению на языке. «Влияние игры очень многосторонне. Переоценить её развивающее значение невозможно (Д. Элысонин). Поэтому именно игровая методика определяет основной принцип обучения иностранному языку в детском саду
Содержание программы.
При выборе тематики, лексико-грамматических конструкций учитываются уровень развития детей, их мотивация и интересы, а также соотнесенность с учебными планами по развитию познавательных способностей и речи на русском языке в детском саду.
Общение дошкольников на иностранном языке осуществляется в рамках следующей тематике:
1) Introduce yourself (what’s your name? How old are you).
2) My toys.
3) Colours.
4) Numbers 1-10.
5) Food (vegetables, fruits and so on).
6) Animals (farm animals, domestic animals, forest animals).
7) The family.
8) The body (describing people).
9) Furniture at home (kitchen, Living, room, bedroom).
10) In the town.
11) In the park.
12) Sport.
13) Days of the week.
14) Transport.
15) In the forest (different trees, flowers, berries).
16) Seasons.
17) Daily routing (what do you do in the morning, evening).
18) Verbs, Adjectives, Nouns.
19) Clothes (what do you wear in different seasons? At home).
Педагог использует следующие виды работы:
1) Работа над произношением: рифмовки, стихотворения, песенки
2) Работа с игрушкой: диалог с игрушкой, описание игрушки
3) Работа с картинкой: описание картинки, игра “Что исчезло», «Найди картинку”
4) Разучивание стихов и песен, конкурс стихов
5) Инсценировка коротких рассказов и пьес.
6) Подвижные игры.
7) Спокойные игры.
8) Творческие игры.
9) Воспроизведение ситуативных диалогов
В процессе НОД дети сидят или стоят полукругом, или кругом, как можно ближе к педагогу, что помогает им хорошо видеть и слышать педагога и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
В результате работы развиваются следующие языковые знания и навыки:
-Произносительная сторона речи: навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка, соблюдения ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений, выражение чувств и эмоций.
-Лексическая сторона речи: навыки распознания и употребления в речи лексических единиц, в рамках тематики дошкольного учреждения, наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка.
-Грамматическая сторона речи: признаки глаголов в наиболее употребительных временных формах, модальных глаголов, существительных, артиклей, относительных, неопределённых/неопределённо-личных местоимений, прилагательных, наречий, предлогов, количественных и порядковых числительных. Навыки распознания и употребления в речи
Требования к уровню подготовки выпускников-дошкольников.
В результате изучения иностранного языка дошкольник должен: Знать/понимать
-основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
-интонацию различных коммуникативных типов предложения;
-признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов, артиклей, существительных, местоимений, числительных, предлогов);
-основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
- роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные герои художественных детских произведений; известные достопримечательности, сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета;
-рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка;
- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках изученных тем);
-понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, мультфильмы) и выявлять значимую информацию;
-понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
-приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные).
Описание места в учебном плане.
Образовательная деятельность в соответствии с программой проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность ОД в соответствии с требованиями СанПиН2.4.1.3049-13 устанавливается в пределах:
-20 минут для детей 4-5 лет.
-25 минут для детей 5-6 лет.
-30 минут для дошкольников 6-7 лет.
Количество ОД в месяц – 8 в год – 68 (при 9 учебных месяцах в году).
Предусматривает 2-х кратное проведение непосредственной образовательной деятельности в неделю. Но их количество, последовательность и тематика могут варьироваться с учетом праздников, периода подготовки к Новому году и диагностики детей.