Роза Иванова
Программа дополнительного образования «Осиктакан» по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сардана» был открыт в 1960 году в селе Хатыстыр, Алданского района. Село Хатыстыр является местом компактного проживания одного из малочисленных коренных народов Севера – эвенков. Алданский район – один из крупных промышленных районов Республики Саха (Якутия) и занимает значительную часть её территории. Обладая значительными запасами разнообразных природных ресурсов, Алданский район является одним из ключевых элементов промышленного развития Южной Якутии. Именно с Алданского района в двадцатые годы двадцатого столетия началось серьёзное и основательное промышленное освоение Якутии. По количественному составу преобладает русскоязычное население, в основном это мигранты, приехавшие на освоение Севера. Коренными жителями Алданского района являются эвенки, проживающие в трё х национальных наслегах: Хатыстыр, Угоян, Кутана с общей численностью около 4 тысяч человек, что составляет 0,6% от общего населения района. Национальный состав нашего села: эвенки – 70%, якуты – 25%, другие – 5%.
Публикация «Программа дополнительного образования „Осиктакан“ по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
До 40-х годов ХХ столетия почти все эвенки общались между собой на родном языке и были живы жанры фольклора – вершины духовной культуры эвенков нимнгаканы. Эвенки водили свои хороводы, пели песни-импровизации, рассказывали сказки, детям загадывали загадки.
В настоящее время владеющих родным эвенкийским языком осталось около 0,6% коренных жителей. В школах ведётся обучение родному языку в начальных классах, в старших факультативно.
Таким образом, на фоне промышленного освоения Севера, социально-экономических, полиэтнических изменениях перед нами стаё т вопрос: в каких образовательных условиях возможен диалог культур. Мы пришли к выводу о том, что эти и другие проблемы могут быть решены путём этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Этнопедагогизация – это естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, технологиями, создающими воспитательную среду.
Принимая во внимание стоящую перед образованием задачу : приобщение детей к национальной культуре своего и других народов, воспитание у них культуры межнациональных отношений и принятую в 1993 году в РС (Я) «Концепцию обновления и развития национальных школ» педагоги нашего учреждения начали работу по модернизации образовательного пространства с учетом региональной специфики и этнокультурных особенностей. В 1994 году начали работу по якутскому народному календарю, ознакомление с якутской культурой, с традиционными занятиями, играми.
Весь собранный материал вырос в стройную систему работы по ознакомлению с окружающим «Союз трёх культур». Данная система работы позволит познакомить дошкольников с якутской, эвенкийской и русской культурой на основе следующих разделов:
• народный календарь;
• название месяцев;
• основные занятия взрослых;
• сезонные явления в природе;
• народные приметы;
• народное творчество;
• игры;
• традиции и быт.
Образовательная программа «Союз трех культур» разработана с учетом национально-регионального компонента, этно-экологического воспитания и коррекционно-развивающей работы средствами народного творчества. Реализация программы культур трех народов позволит сформировать социально-толерантную, гуманную личность ребёнка.
Педагогический проект «Осиктакан», разработан на основе Образовательной программы ДОУ с учётом требований ФГОС ДО России (Приказ № 1155 от 17.10.2013г., региональной программы «Тосхол» и программы «Союз трех культур», разработанной педагогами ДОУ в рамках республиканской инновационной площадки.
Актуальность.
В результате якутско-русской разговорной речи в селе эвенкийский язык затерялся. Обучить детей эвенкийскому языку особенно стремятся родители – эвенки, которые вследствие объективных и субъективных причин не владеют своим генетическим родным языком. Анкетирование родителей (приложение 1) показало, что 93% одобряют организацию обучения эвенкийскому языку в детском саду.
Обучение детей дошкольного возраста требует неотлагательного решения в виду своей значимости в настоящее время, когда гуманизация становится одной из основных тенденций воспитания и образования, предполагающей также всестороннее развитие личности. Преодоление трудностей при обучении произношению и пониманию эвенкийского языка носит не только методический характер но, и сугубо национальный (сохранение национального языка). Исходя из этого положения, можно утверждать, что одной из задач при обучении родному языку становится сохранение его специфических особенностей и норм.
В условиях программы «Союз трех культур», создание системы полилингвальной воспитательно-образовательной работы в детском саду, направленной на ознакомление с окружающей средой посредством трех культур, обучение эвенкийскому (родному) языку является актуальным.
Цель – формирование первоначальных умений и навыков практического владения родным (эвенкийским) языком в устной форме в рамках программы «Союз трёх культур».
Задачи:
• Создавать условия для овладения первичной коммуникацией на втором языке, формировать элементарные навыки общения;
• Способствовать приобретению детьми лингвистических знаний (в области фонетического, словесного, системного, частично морфологического и синтаксического строения эвенкийской речи);
• Формировать интерес к своему народу, его языку, к традиционным занятиям местного населения;
• Воспитывать стремление к общению на родном языке.
В процессе обучения родному языку дети должны научиться:
• Слушать и понимать родную речь;
• Вести диалог в определенной речевой ситуации;
• Читать наизусть стихи, петь детские песни, считать, знать несколько загадок.
Методологической основой данной работы является пособие для воспитателя «Обучение эвенкийскому языку в детском саду» автор Кудря А. А., рекомендованный Министерством образования РС (Я).
Практическая значимость работы.
• Разработка учебно-тематического плана обучения эвенкийскому языку по возрастным группам;
• Конспекты занятий;
• Рекомендация воспитателям и логопедам национальных детских садов.
Новизной и отличительной особенностью проекта является введение занятий по обучению эвенкийскому языку в дополнительное образование и интеграция с образовательными областями (речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое).
Срок реализации проекта:
1 этап: 2013 - 2014 гг. Изучение литературы и методических пособий по обучению
эвенкийскому языку. Разработка учебно-тематического плана обучения эвенкийскому языку по возрастным группам; составление конспектов занятий; введение проекта в дополнительное образование.
2 этап: 2014 - 2017 гг. Апробация программы дополнительного образования в образовательный процесс.
3 этап: 2017 – 2020 гг. Введение программы по обучению родному (эвенкийскому) языку в образовательный процесс детского сада, начиная со средней группы. Составление рекомендаций и методического пособия по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку.
Механизм реализации.
Непосредственная образовательная деятельность по обучению эвенкийскому языку в проводятся 1 раз в неделю со средней группы во второй половине по расписанию.
В проекте участвуют воспитатели, дети, родители.
Описание проекта
Для реализации проекта была разработана программа «Осиктакан» для организации дополнительного образования. Она составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. В программе уделяется внимание обучению понимания эвенкийской речи, и умению вести диалогическую речь.
Для того чтобы занятия были интересными, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, театральная.
Основными принципами данного проекта являются:
• добровольность;
• учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
• системность;
• интеграция учебной и самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты проекта «Осиктакан» по образовательным областям
Группа Речевое развитие Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Средняя Умеет проговаривать слова и двустишия на эвенкийском языке;
Стремится самостоятельно понимать и выражать действие. Знает предметы обихода и названия частей тела на эвенкийском языке.
Знает название наступившего месяца на родном языке. Выражает радость от общения на эвенкийском языке, улыбаться в ответ на улыбку;
В игре выполняет танцевальные движения. Знает короткие стихи и песни на эвенкийском языке.
Знает простые игры с ловлей и прятками.
Старшая Умеет рассказывать по картинке предложениями из двух – трех слов;
Умеет вести диалог в речевой ситуации (вопросы-ответы)
Знает значения слов на эвенкийском языке.
Знает название и определяет
следующий месяц на родном языке. В свободной игре использует слова родной речи. Знает и читает наизусть стихотворения;
Поет хороводные песни, исполняя танцевальные движения. Знает и играет подвижные народные игры.
Подготовительная к школе группа Умеет вести диалогическую речь;
Самостоятельно употребляет высказывания, состоящие из существительных
Умеет в высказывании пользоваться фразами, выражающими решения действия;
Умеет составлять рассказ – описание по картинке,
Знает на эвенкийском языке названия предмета обихода, утвари и игрушек;
Знает обряды и традиции своего народа.
Знает все название месяцев на родном языке.
Умеет пользоваться междометиями в игре (учо!учу! (как шумно) итд) Знает и выразительно читает наизусть стихотворения;
Эмоционально поет песни;
Знает хороводные песни. Умеет играть национальные игры с правилами и словами.