Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Осиктакан» по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку

Роза Иванова
Программа дополнительного образования «Осиктакан» по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сардана» был открыт в 1960 году в селе Хатыстыр, Алданского района. Село Хатыстыр является местом компактного проживания одного из малочисленных коренных народов Севера – эвенков. Алданский район – один из крупных промышленных районов Республики Саха (Якутия) и занимает значительную часть её территории. Обладая значительными запасами разнообразных природных ресурсов, Алданский район является одним из ключевых элементов промышленного развития Южной Якутии. Именно с Алданского района в двадцатые годы двадцатого столетия началось серьёзное и основательное промышленное освоение Якутии. По количественному составу преобладает русскоязычное население, в основном это мигранты, приехавшие на освоение Севера. Коренными жителями Алданского района являются эвенки, проживающие в трё х национальных наслегах: Хатыстыр, Угоян, Кутана с общей численностью около 4 тысяч человек, что составляет 0,6% от общего населения района. Национальный состав нашего села: эвенки – 70%, якуты – 25%, другие – 5%.

Публикация «Программа дополнительного образования „Осиктакан“ по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку» размещена в разделах

До 40-х годов ХХ столетия почти все эвенки общались между собой на родном языке и были живы жанры фольклора – вершины духовной культуры эвенков нимнгаканы. Эвенки водили свои хороводы, пели песни-импровизации, рассказывали сказки, детям загадывали загадки.

В настоящее время владеющих родным эвенкийским языком осталось около 0,6% коренных жителей. В школах ведётся обучение родному языку в начальных классах, в старших факультативно.

Таким образом, на фоне промышленного освоения Севера, социально-экономических, полиэтнических изменениях перед нами стаё т вопрос: в каких образовательных условиях возможен диалог культур. Мы пришли к выводу о том, что эти и другие проблемы могут быть решены путём этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Этнопедагогизация – это естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, технологиями, создающими воспитательную среду.

Принимая во внимание стоящую перед образованием задачу : приобщение детей к национальной культуре своего и других народов, воспитание у них культуры межнациональных отношений и принятую в 1993 году в РС (Я) «Концепцию обновления и развития национальных школ» педагоги нашего учреждения начали работу по модернизации образовательного пространства с учетом региональной специфики и этнокультурных особенностей. В 1994 году начали работу по якутскому народному календарю, ознакомление с якутской культурой, с традиционными занятиями, играми.

Весь собранный материал вырос в стройную систему работы по ознакомлению с окружающим «Союз трёх культур». Данная система работы позволит познакомить дошкольников с якутской, эвенкийской и русской культурой на основе следующих разделов:

• народный календарь;

• название месяцев;

• основные занятия взрослых;

• сезонные явления в природе;

• народные приметы;

• народное творчество;

• игры;

• традиции и быт.

Образовательная программа «Союз трех культур» разработана с учетом национально-регионального компонента, этно-экологического воспитания и коррекционно-развивающей работы средствами народного творчества. Реализация программы культур трех народов позволит сформировать социально-толерантную, гуманную личность ребёнка.

Педагогический проект «Осиктакан», разработан на основе Образовательной программы ДОУ с учётом требований ФГОС ДО России (Приказ № 1155 от 17.10.2013г., региональной программы «Тосхол» и программы «Союз трех культур», разработанной педагогами ДОУ в рамках республиканской инновационной площадки.

Актуальность.

В результате якутско-русской разговорной речи в селе эвенкийский язык затерялся. Обучить детей эвенкийскому языку особенно стремятся родители – эвенки, которые вследствие объективных и субъективных причин не владеют своим генетическим родным языком. Анкетирование родителей (приложение 1) показало, что 93% одобряют организацию обучения эвенкийскому языку в детском саду.

Обучение детей дошкольного возраста требует неотлагательного решения в виду своей значимости в настоящее время, когда гуманизация становится одной из основных тенденций воспитания и образования, предполагающей также всестороннее развитие личности. Преодоление трудностей при обучении произношению и пониманию эвенкийского языка носит не только методический характер но, и сугубо национальный (сохранение национального языка). Исходя из этого положения, можно утверждать, что одной из задач при обучении родному языку становится сохранение его специфических особенностей и норм.

В условиях программы «Союз трех культур», создание системы полилингвальной воспитательно-образовательной работы в детском саду, направленной на ознакомление с окружающей средой посредством трех культур, обучение эвенкийскому (родному) языку является актуальным.

Цель – формирование первоначальных умений и навыков практического владения родным (эвенкийским) языком в устной форме в рамках программы «Союз трёх культур».

Задачи:

• Создавать условия для овладения первичной коммуникацией на втором языке, формировать элементарные навыки общения;

• Способствовать приобретению детьми лингвистических знаний (в области фонетического, словесного, системного, частично морфологического и синтаксического строения эвенкийской речи);

• Формировать интерес к своему народу, его языку, к традиционным занятиям местного населения;

• Воспитывать стремление к общению на родном языке.

В процессе обучения родному языку дети должны научиться:

• Слушать и понимать родную речь;

• Вести диалог в определенной речевой ситуации;

• Читать наизусть стихи, петь детские песни, считать, знать несколько загадок.

Методологической основой данной работы является пособие для воспитателя «Обучение эвенкийскому языку в детском саду» автор Кудря А. А., рекомендованный Министерством образования РС (Я).

Практическая значимость работы.

• Разработка учебно-тематического плана обучения эвенкийскому языку по возрастным группам;

• Конспекты занятий;

• Рекомендация воспитателям и логопедам национальных детских садов.

Новизной и отличительной особенностью проекта является введение занятий по обучению эвенкийскому языку в дополнительное образование и интеграция с образовательными областями (речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое).

Срок реализации проекта:

1 этап: 2013 - 2014 гг. Изучение литературы и методических пособий по обучению

эвенкийскому языку. Разработка учебно-тематического плана обучения эвенкийскому языку по возрастным группам; составление конспектов занятий; введение проекта в дополнительное образование.

2 этап: 2014 - 2017 гг. Апробация программы дополнительного образования в образовательный процесс.

3 этап: 2017 – 2020 гг. Введение программы по обучению родному (эвенкийскому) языку в образовательный процесс детского сада, начиная со средней группы. Составление рекомендаций и методического пособия по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку.

Механизм реализации.

Непосредственная образовательная деятельность по обучению эвенкийскому языку в проводятся 1 раз в неделю со средней группы во второй половине по расписанию.

В проекте участвуют воспитатели, дети, родители.

Описание проекта

Для реализации проекта была разработана программа «Осиктакан» для организации дополнительного образования. Она составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. В программе уделяется внимание обучению понимания эвенкийской речи, и умению вести диалогическую речь.

Для того чтобы занятия были интересными, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, театральная.

Основными принципами данного проекта являются:

• добровольность;

• учет возрастных, психологических, творческих особенностей;

• системность;

• интеграция учебной и самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты проекта «Осиктакан» по образовательным областям

Группа Речевое развитие Познавательное развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Средняя Умеет проговаривать слова и двустишия на эвенкийском языке;

Стремится самостоятельно понимать и выражать действие. Знает предметы обихода и названия частей тела на эвенкийском языке.

Знает название наступившего месяца на родном языке. Выражает радость от общения на эвенкийском языке, улыбаться в ответ на улыбку;

В игре выполняет танцевальные движения. Знает короткие стихи и песни на эвенкийском языке.

Знает простые игры с ловлей и прятками.

Старшая Умеет рассказывать по картинке предложениями из двух – трех слов;

Умеет вести диалог в речевой ситуации (вопросы-ответы)

Знает значения слов на эвенкийском языке.

Знает название и определяет

следующий месяц на родном языке. В свободной игре использует слова родной речи. Знает и читает наизусть стихотворения;

Поет хороводные песни, исполняя танцевальные движения. Знает и играет подвижные народные игры.

Подготовительная к школе группа Умеет вести диалогическую речь;

Самостоятельно употребляет высказывания, состоящие из существительных

Умеет в высказывании пользоваться фразами, выражающими решения действия;

Умеет составлять рассказ – описание по картинке,

Знает на эвенкийском языке названия предмета обихода, утвари и игрушек;

Знает обряды и традиции своего народа.

Знает все название месяцев на родном языке.

Умеет пользоваться междометиями в игре (учо!учу! (как шумно) итд) Знает и выразительно читает наизусть стихотворения;

Эмоционально поет песни;

Знает хороводные песни. Умеет играть национальные игры с правилами и словами.

Публикации по теме:

Авторская программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Волшебный квадрат» МБДОУ «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» Канского.

Программа дополнительного образования для среднего дошкольного возраста «В гостях у сказки» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ВАРИАТИВНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММА.

Программа дополнительного образования — кружок «Клуб мастеров» для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНОЧКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 2 Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 1 Муниципальное автономное общеобразовательное дошкольное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 3 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Средний дошкольный возраст Тема: «Органы чувств»(1ч.) Закрепить представление детей об.

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 4 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ Старший дошкольный возраст (старшая группа) Тема: «Экскурсия в детскую лабораторию»(1ч.).

Программа дополнительного образования экологической направленности для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Ёлочка» МАДОУ г. Нижневартовска ДС №60 «Золушка» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №60 «Золушка ___О. Г. Коктышева.

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению игре в шахматы для детей старшего дошкольного возраста Дополнительная образовательная программа по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Азы шахматных наук».

Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Программа работы кружка дополнительного образования «Занимательная математика» с детьми дошкольного возраста Воспитатель: Буянкина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Осиктакан» по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 08:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Осиктакан» по обучению детей дошкольного возраста эвенкийскому языку» (включая файлы) размещена пользователем Роза Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД