Румянцева Надежда
Рабочая программа работы с родителями с 5–7 лет «Детский сад пришел в семью»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Публикация «Рабочая программа работы с родителями с 5–7 лет „Детский сад пришел в семью“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т. д.).
Цель работы с родителями : Создание системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.
Задачи:
- распространять педагогические знания среди родителей
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
- формировать позитивные формы общения.
- привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы
Реализация программы рассчитана для работы с детьми старшего и подготовительного к школе возраста (дети 5- 7 лет). Рассчитана на 2 года обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят через оформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Формы и методы работы с родителями :
1. Выступление на родительских собраниях
Тема: «Путешествие по возрастным особенностям детей» (собрание-путешествие, «Как быть здоровым душой и телом» «Полёт в космос» Семейная колыбельная песенка», «Родословная семьи», «Моё генеалогическое дерево», «Путешествие в прошлое куклы», «Семь-Я» «Здоровье в наших руках» (Деловая игра, «Воспитательная роль бабушек и дедушек в семье» (круглый стол, «Подготовка руки к письму» (мастер- класс).
2. Анкетирование
Тема: «Что такое здоровый образ жизни», «Что я знаю о своём ребёнке?», «Какие вы родители?», «Изучение читательского интереса в семье», «Как вы проводите выходной?», «Что можно использовать при ознакомлении ребёнка с родным городом». «Питание и здоровье детей»
3 Организация фотовыставок, рисунков
Тема: «С днём рожденья детский сад», «Портрет моего папы», «Мамочка любимая моя», «Зимние забавы», «Весна красная- прекрасная», «Золотая осень», «Мой папа защитник – мой папа герой», «Здравствуй лето», «Моя родина - Россия», «День защиты детей»
4. Выставки совместного творчества детей и родителей
Тема: «ЗОЖ-нашей семьи» (семейная газета, «Мастерская Деда Мороза». «Кукла из прошлого», «Осенняя ярмарка» ,«Загадочный космос», «Этот день Победы», «День земли», «Зимние постройки из снега», «Сбор экспонатов для мини- музеев».
5. Консультации
Тема: «Возрастные особенности детей», «Ребёнок и книга», «Здоровье всему голова», «Почему дети разные», «Подвижные игры», «Зимние забавы», «Счастье, когда тебя понимают», «Зелёный мир на окне», «Детское экспериментирование», «Развитие математических способностей», «Навстречу теплу», «Занятия с детьми весной дома и на улице», «Правила поведения при общении с животными», «Дорожная азбука», «Режим будущего дошкольника», «Опасные насекомые», «Светофор», «Вежливый ребёнок».
6. Участие в оформлении групповой комнаты, площадки для прогулок
«Дары осени», «Новогодний серпантин», «Весёлый огород», «Экологические кубы», «Уголок здоровья».
7. Организация и проведение праздников и развлечений
Тема: «Рождественские колядки», «Мамочка любимая моя», «Масленица» «Цветочный переполох» «День Победы», «День защиты детей», «День семьи в детском саду», «Праздник овощей», «Космическое путешествие».
8. Папки-передвижки
Тема: «Загадки из детства», «Дети – герои ВОВ», «День космонавтики», «Игровой массаж», «Детские инфекции», «Правила ОБЖ»
9. Дни добрых дел «Покормим птиц зимой», «Просто так».
10. Индивидуальные и групповые беседы
Тема: «Организация прогулок», «Режим и его значение», «Не навреди», «Семейные традиции», «Какие игрушки покупать детям», «Играйте с детьми в народные подвижные игры», «Правила общения в семье». «Ваш ребёнок», «Права и обязанности детей».
11. Паспарту «Посезонно», «День матери», «Масленица», «Полёт к звёздам», «Здоровей-ка», «День Семьи», «Дети и компьютер».
Ожидаемые результаты
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:
Повысилась посещаемость родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению.
Увеличилось количество вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
Осознание родителями своей значимости в воспитании ребёнка
Результатами реализации программы могут стать : повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка; осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка предшкольного возраста; объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста; создание условий для успешной социализации детей в школе; повышение педагогической культуры родителей и воспитателей; рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению; выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.