Алена Прядко
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире информатике»
▼ Скачать + Заказать документы
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Основная общеобразовательная школа № 19»
МАОУ «ООШ № 19»
Принято
Педагогическим советом школы
Протокол №___
«30»__08___ г. Утверждаю
Директор МАОУ «ООШ № 19»
___О. В. Филонова
Приказ № ___ от «___» ___ 20___ г.
Рабочая программа
Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности „В мире информатике“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Информатика. Уроки информатики
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
«В мире информатики»
для обучающихся 6-9-х классов
Составители: Прядко А. И.
Терехина Ю. С.
учителя начальных классов
.
РАССМОТРЕНО на заседании мо учителей
Начальных классов
___
протокол № ___
от «___» ___ 20___ г.
Новокузнецкий городской округ, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа к курсу внеурочной деятельности «В мире информатики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Новизна программы «В мире информатики» основана на комплексном подходе в подготовке обучающихся к современным социально-экономическим условиям. Сегодня в традиционную схему «учитель—обучающийся—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение. Что и определяет актуальность программы «В мире информатики».
Изучение этого курса связано с такими учебными предметами, как математика, изобразительное искусство, литература, технология, биология.
Необходимость введения курса внеурочной деятельности «В мире информатики» обусловлена нормативными документами в связи с переходом на новые стандарты образования.
Цель:
Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив обучающийся к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Воспитание активных, полноценных граждан, способных на самоопределение в условиях технологически развитого общества.
Задачи:
Образовательные:
1. Овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
2. Сформировать первоначальные представления о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
3. Обеспечить практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Воспитательные:
1. Сформировать потребность в саморазвитии;
2. Способствовать формированию активной жизненной позиции;
3. Создать условия для формирования духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
4. Поддержать развитие культуры общения;
5. Расширить воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.
Развивающие:
1. Развивать пространственное воображение, логическое и визуальное мышление;
2. Развитие чувства прекрасного;
3. Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций.
Общая характеристика курса
В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества актуальность приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Обучение информатике в школе является педагогически целесообразным для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, метапредметных образовательных результатов и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
В данной программе рассматриваются два аспекта изучения информатики :
технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные;
общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Занятия проводятся в соответствии с возрастными особенностями обучающихся – это занятия в форме презентации, размышления, соревнования, творческой мастерской, творческого отчета, практических занятий, микроисследований.
Формы работы :
Программа предусматривает использование следующих форм работы :
фронтальной – подача учебного материала всему коллективу обучающихся;
индивидуальной – самостоятельная работа, обучающийся с оказанием учителем помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности обучающийся и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
групповой – обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей обучающихся школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе.
Описание места курса в учебном плане
Программа по внеурочной деятельности «В мире информатики» представлена общекультурным направлением. Программа имеет практическую направленность.
Преподавание курса «В мире информатики» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности по ФГОС.
Курс «В мире информатики» рассчитан на 1 год обучения по 1 часу в неделю в пятом классе.
Общий объём учебного времени составляет 35 часов.
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
В процессе обучения сформируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия
• критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
• уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
• осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
• начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Познавательные универсальные учебные действия
• начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• сбор информации;
• обработка информации с помощью ИКТ;
• анализ информации;
• передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Регулятивные универсальные учебные действия
• начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• умение выполнять учебные действия в устной форме;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
• выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровни усвоения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
• работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
• ставить вопросы;
• обращаться за помощью;
• формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• слушать собеседника;
• договариваться и приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные учебные действия
У обучающегося будут сформированы навыки:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
Контроль и оценка планируемых результатов
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через наблюдение в течение года, устный контроль, практические работы, презентации, защиты работ, защиты проектов, дидактические игры, выполнение итогового мини-проекта.
Планируемые результаты изучения курса
Компьютер для начинающих
обучающийся научится:
• определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
• различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
• запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
• создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
• работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши.
Информация вокруг нас
обучающийся научится:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
• приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
• приводить примеры древних и современных информационных носителей;
• классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
• кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
• определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Информационные технологии
обучающийся научится:
• выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
• применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
• выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
• использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
• создавать и форматировать списки;
• создавать, форматировать и заполнять данными слайды;
• создавать презентации;
• применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
• использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
• соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
• положительное отношение к учению;
• желание приобретать новые знания;
• способность оценивать свои действия;
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
• уважение к товарищам и их мнению;
• понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
• умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
• постановке учебных задач занятия;
• оценке своих достижений;
• действовать по плану.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности для обучающихся 6-х классов
№ п/п Дата проведения Тема, содержание занятия Деятельность учащихся
План Факт Компьютер для начинающих (18 ч)
1 Правила поведения в кабинете. Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
2 Демонстрация возможностей персональных компьютеров Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
3 Как устроен компьютер Определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека.
4 Ввод информации в память компьютера
5 Клавиатурный тренажер
6-7 Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной программы (компьютерного тренажера).
Тренировка набора букв
8 Клавиатурный тренажер в режиме игры
9-10 Рабочий стол. Набирать слова, фрагменты текста, используя клавиатуру, запускать и закрывать программы и приложения.
Управления компьютером с помощью меню, выполнять основные управляющие операции.
11 Управление мышью
12 Главное меню.
13 Повторение
14 Клавиатурный тренажер
15 Управление компьютером с помощью меню
16 Повторение
17 Выполнение заданий
18 Клавиатурный тренажер
Информация вокруг нас (24 ч)
19 Действия с информацией Хранение информации. Основные действия оперирования с информацией.
20 Логическая игра
21 Носители информации.
Приводить примеры информационных носителей, сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации, набирать слова, используя клавиатуру.
22 Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
23 Передача информации.
Приводить простые жизненные примеры передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике, набирать слова фрагменты текста, используя клавиатуру.
24 Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений
25 Кодирование информации. Кодировать и декодировать простейшее сообщение использовать таблицу кодов.
26 Повторение
27 Коды и способы кодирования
28 Кодирование информации методом координат
29 Повторение
30 Клавиатурный тренажер
31-32 Текст как форма представления информации Различать виды информации по формам представления на материальных носителях. Читать информацию, представленную на координатной плоскости.
33 Табличная форма представления информации. Представлять информацию в табличном виде.
34 Повторение
35 Представление информации в форме таблиц, схем, графика Представлять информацию в виде графика, схемы, таблицы.
36 Повторение
37 Обработка текстовой информации. Ввод текста Определять элементы текста, подготавливать текстовые документы.
38 Клавиатурный тренажер
39 Поиск информации. Изменение шрифта и начертания букв Редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста)составить простой запрос для поиска информации в базе данных.
40 Повторение
41 Специальные клавиши для работы с текстом. Редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка символов).
42 Вставка объекта. Правка текста
43 Создание простых таблиц. Составление плана Систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы.
Информационные технологии (28 ч)
Обработка текстовой информации (10 ч)
44 Форматирование текста. Форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.
45 Работа с фрагментами текста
46-47 Выполнение заданий по форматированию текста
48 Получение новой информации. Представлять информацию в виде графика, схемы.
49 Создание простых таблиц
50 Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор Выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора.
51 Клавиатурный тренажер
52 Ввод текста. Осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе. Редактировать текст (удаление символов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов текста).
53 Редактирование текста
Графический редактор Paint (8 ч)
54 Компьютерная графика. Выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.
55 Назначение графического редактора Paint
56-57 Инструменты графического редактора
58 Настройка инструментов
59 Обработка графической информации. Создать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру.
60 Свободное рисование
Базовая технология создания презентаций (10 ч)
61 Интерфейс программы Power Point Изменять дизайн и макеты презентации.
62 Интерфейс программы Power Point
63 Средства рисования в Power Point
64 Средства рисования в Power Point
65 Создание комбинированного рисунка Создать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру.
66 Создание анимации для объекта.
67 Вставка звука и видео на слайды.
68-69 Выполнение творческого проекта Защита проекта.
70 Повторение курса
Тематическое планирование внеурочной деятельности для 9-х классов
№ План Факт Тема урока
Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление)
1 Введение. Правила техники безопасности и гигиены в компьютерном классе. Знать правила ТБ
Определение модели, виды моделей
Уметь:
• классифицировать модели
2 Понятия натурной и информа-ционной моделей.
3 Виды информационных моделей
4 Компьютерное моделирование. Знать определения модели, моделирование
Уметь:
Проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ;
5 Примеры использования компьютерных моделей при решении задач
6 Повторение
7 Моделирование составных документов в среде текстового процессора. (Microsoft Word). Уметь:
Использовать возможности текстового процессора Microsoft Word при моделировании составных документов (поздравительных открыток, объявлений, плакатов, дипломов и т. д.)
8 Проект «Поздравительная открытка»
9 Защита проекта
10 Моделирование структурных документов в среде текстового процессора. Уметь:
• Использовать возможности текстового процессора Microsoft Word при моделировании структурных документов, содержащих таблицы, схемы, блок-схемы.
11 Моделирование структурных документов в среде текстового процессора.
12 Проект «Древо моей семьи» (Microsoft Word)
13 Защита проекта
14 Алгоритмические модели Знать виды алгоритмов, исполнителей алгоритмов, основные алгоритмические конструкции
Уметь: Составлять алгоритмическую схему
15 Алгоритмические модели
16 Конструирование алгоритмов для исполнителя Робот (Кумир) Знать исполнителя Робот, СКИ Робот, основные алгоритмические конструкции
Уметь: Работать в среде «Кумир»
составлять алгоритмы по управлению учебным исполнителем Робот
17 Конструирование алгоритмов для исполнителя Робот (Кумир)
918 Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи. Знать вспомогательные алгоритмы, задачи, подзадачи
Уметь
осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
119 Понятие вспомогательного алгоритма. (Кумир)
220 Повторение
121 Этапы моделирования в электронных таблицах (Excel) Уметь
определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
22 Расчет геометрических параметров объекта Уметь
планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектом
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам
23 Расчет геометрических параметров объекта
24 Проект «Мой садовый участок» (Excel)
25 Защита проекта
26 Моделирование ситуаций. Уметь планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектом
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам
27 Проект «Компьютерный магазин» (Excel)
28 Защита проекта
229 Обработка массивов данных. Уметь
планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектом
создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам
230 Проект «Оценки за контроль-ную работу» (Excel)
231 Защита проекта
332 Стандартные информационные модели. Уметь презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.
333 Индивидуальные информационные модели.
334 Демонстрация проектов
335 Закрепление курса
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Босова Л. Л. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) «Информатика 5-9». – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/)
3. Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Технические средства обучения:
1. Компьютер 2. Проектор 3. Принтер
4. Устройства вывода звуковой информации 5. Сканер
Экранно-звуковые пособия:
1. Презентации (ЦОР)
2. Музыкальные физминутки