Татьяна Парий
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Оригами» для учащихся 1–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Оригами» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ №81».
Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности „Оригами“ для учащихся 1–4 классов» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Оригами для детей
- Оригами по темам. Занятия и мастер-классы для детей
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
– осознание ответственности человека за общее благополучие,
– осознание своей этнической принадлежности,
– гуманистическое сознание,
– начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире,
– внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе,
– ценностное отношение к природному миру,
– готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
Познавательные:
– использовать общие приёмы решения задач;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– моделировать;
– обрабатывать и оценивать информацию;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– обобщать;
– рассуждать;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
- перерабатывать и оценивать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные:
Должны знать, что такое оригами;
– правила безопасности труда и личной гигиены;
– различать материалы и инструменты, знать их назначения;
– понятия: оригами, базовые формы, условные обозначения.
- основные геометрические понятия;
- условные обозначения к схемам;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы, правильно работать ручными инструментами;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Коммуникативные:
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– строить понятные для партнёра высказывания;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
- слушать и понимать речь других.
Формы подведения итогов реализации программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся :
– в классе,
– в школе,
- участие в выставке детского прикладного и технического творчества.
Актуальность данного курса продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.
Цель программы :
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы :
Обучающие:
• Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
• Обучение различным приемам работы с бумагой.
• Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
• Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
• Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
• Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
• Воспитание интереса к искусству оригами.
• Расширение коммуникативных способностей детей.
• Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся должны овладеть определёнными знаниями, а также у детей должны быть сформированы следующие умения и навыки, а именно:
– умение овладеть приемами работы с бумагой;
– владение геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
– умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– умение создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– владение навыками культуры труда, работы в коллективе.
- умение правильно пользоваться ручными инструментами; соблюдать правила безопасности труда.
Формы подведения итогов реализации внеурочной образовательной программы :
• Проведение выставок работ учащихся.
II. Содержание учебного предмета, курса
1 год обучения (33 ч.)
1. Вводное занятие. Оригами – искусство складывания из бумаги. (1 час)
Знакомство с историей оригами (презентация). Правила поведения на занятиях оригами.
2. Основные базовые формы (2 часа)
Понятие «базовые формы» (презентация). Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Практические занятия: складывание базовых форм.
3. Условные обозначения, принятые в оригами. (1 час)
Знакомство с условными обозначениями (презентация).
4. Квадрат - основа любого изделия. (2 часа)
Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Заготовка квадратов для будущих изделий.
5. Простые изделия из бумаги. (3 часа)
Закрепить складывание основных базовых форм. Практические занятия: складывание простых моделей. Составление аппликации из отдельных деталей. Изготовление закладок для книг.
6. Базовая форма «Треугольник». Собачка. Ирисы. Лисичка. (3 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Треугольник»
7. Базовая форма «Воздушный змей». Лист тюльпана. Звезда. Лебедь. (3 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Воздушный змей»
8. Базовая форма «Двойной треугольник». (3 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Двойной треугольник»
9. Базовая форма «Двойной квадрат». Тюльпан. Водяная бомбочка. Лягушка. (3 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Двойной квадрат»
10. Базовая форма «Блин». Корзинка. Коробочка. (2 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Блин»
11. Базовая форма «Рыба». Морской котик. (2 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Рыба»
12. Простые модули. Солнце. Цветик-семицветик. (2 часа)
Практические занятия: складывание изделий из простых модулей
13. Базовая форма «Катамаран». Маска настроения. (2 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Катамаран»
14. Изделия из простых модулей. (3 часа)
Практические занятия: изготовление модулей. Составление панно «Сирень», «Кисть винограда» из модулей. Модульная мозаика
15. Итоговое занятие. Чему мы научились. (1 час). Оформление выставки работ учащихся.
2 год обучения (34 ч)
1. Вводное занятие. Что мы знаем об оригами. (1 час)
Повторение основ оригами.
2. Повторяем простые базовые формы. (1 час)
Повторение условных знаков, принятых в оригами, и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
3. Праздничные салфетки. Лилия. Петушиный хвост. Кувшинка. (3 часа)
Оригами на праздничном столе. Практические занятия: складывание салфеток.
4. Сложные базовые формы (2 часа)
Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм.
5. Базовая форма «Птица». Журавлик (2 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Птица»
6. Базовая форма «Лягушка». Надувная лягушка. Колокольчик. (2 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Лягушка»
7. Базовая форма «Пятиугольник». Цикламен. (3 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Пятиугольник». Оформление композиции.
8. Базовая форма «Шестиугольник». Вьюнок. (2 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Шестиугольник». Оформление композиции.
9. Базовая форма «Равносторонний треугольник». Ирисы. Лилия. (3 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Равносторонний треугольник». Оформление композиции.
10. Оригамная мозаика. Попугай. (2 часа)
Практические занятия: складывание изделий базовой формы «Блин». Мозаика. Коллективная работа. Оформление композиции.
11. Оригами из кругов (1 час)
Практические занятия: складывание изделий в технике оригами из кругов. Оформление композиции
12. Кусудамы. (1 час)
Знакомство с кусудамами. История создания кусудам. Показ готовых кусудам. Приемы складывания.
13. Классическая кусудама (2 часа)
Практические занятия: складывание модулей классической кусудамы. Оформление кусудамы.
14. Цветочная кусудама. (3 часа)
Практические занятия: складывание модулей цветочной кусудамы. Оформление кусудамы. Букет из цветочной кусудамы.
15. Кусудама «Лилия» (3 часа)
Практические занятия: складывание модулей кусудамы «Лилия». Оформление кусудамы. Букет из лилий.
16. Кусудама «Завиток» (3 часа)
Практические занятия: складывание модулей кусудамы «Завиток». Оформление кусудамы.
17. Итоговое занятие. Выставка-презентация работ учащихся. (1 час)
3 год обучения (68 ч.)
1. Вводное занятие. Модульное оригами. Презентация. (1 час)
2. Основа «треугольник». (1 час)
Практические занятия: учимся делать модуль «треугольник»
3. Готовим модули «треугольник» (1 час)
Практические занятия: заготовка модулей для изделий
4. Ананас. (2 часа)
Практические занятия: ананас из модулей.
5. Апельсин. (2 часа)
Практические занятия: апельсин из модулей.
6. Грибок. (2 часа)
Практические занятия: грибок из модулей. Композиция «Грибная поляна»
7. Лимон. (2 часа)
Практические занятия: лимон из модулей
8. Клубника. (2 часа)
Практические занятия: клубника из модулей.
9. Коллективная работа «Чайный сервиз» (2 часа)
Практические занятия: изготовление чайного сервиза. Сервировка стола в стиле «оригами».
10. Бабочка. (1 час)
Практические занятия: бабочка из модулей.
11. Коллективная работа «Торт» (2 часа)
Практические занятия: модульный торт. Оформление композиции.
12. Кактус. (2 часа)
Практические занятия: кактус из модулей.
13. Цветущий кактус (1 час)
Практические занятия: изготовление кактуса, цветов из модулей. Оформление композиции.
14. Стрекозы. (2 часа)
Практические занятия: стрекоза из модулей. Композиция «Летний луг».
15. Тюльпаны. (2 часа)
Практические занятия: тюльпан из модулей. Композиция «Весенний букет».
16. Цыплята. (3 часа)
Практические занятия: цыплята из модулей.
17. Лебедь (3 часа)
Практические занятия: лебедь из модулей.
18. Подснежники. (2 часа)
Практические занятия: изготовление модуля «Трилистник». Подснежники.
19. Выставка работ учащихся. (1 час)
4 год обучения (34 ч.)
1. Вводное занятие. Модульное оригами. Основа «треугольник». Презентация. (1 час)
Повторение изученного по теме «Модульное оригами»
2. Готовим модули «треугольник». (1 час) Практические занятия: заготовка модулей для изделий.
3. Ваза. (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
4. Коллективная работа «Самовар». (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
5. Бычок. (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
6. Дракончик. (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
7. Красные китайские драконы (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
8. Розовый слоник (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
9. Коллективная работа «Радужный лебедь» (2 часа)
Практические занятия: заготовка разноцветных модулей, изготовление изделия
10. Ромашки. (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
11. Елочка. (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
12. Коллективная работа «Снеговичок». (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
13. Дед Мороз (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
14. Снегурочка. (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
15. Кувшинка. (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
16. Корзинка. (2 часа) Практические занятия: изготовление изделия
17. Павлин. (3 часа) Практические занятия: изготовление изделия
18. Выставка работ учащихся. (1 час)
III. Тематическое планирование с указанием количеством часов, отводимых на освоение каждой темы
1 год обучения (33 ч.)
№ п/п Тема занятия Количество часов Форма проведения
теория практика всего
1 Вводное занятие. Оригами – искусство складывания из бумаги. Презентация 1 - 1 беседа
2 Простые базовые формы. Презентация. 1 1 2 беседа-
практикум
3 Условные обозначения, принятые в оригами. Презентация. 1 - 1 беседа
4 Квадрат - основа любого изделия - 2 2 практикум
5 Простые изделия из бумаги - 3 3 практикум
6 Базовая форма «Треугольник». Собачка. Ирисы. Лисичка. - 3 3 практикум
7 Базовая форма «Воздушный змей». Лист тюльпана. Звезда. Лебедь. - 3 3 практикум
8 Базовая форма «Двойной треугольник» - 3 3 практикум
9 Базовая форма «Двойной квадрат». Тюльпан. Водяная бомбочка. Лилия. - 3 3 практикум
10 Базовая форма «Блин». Корзинка. Коробочка. - 2 2 практикум
11 Базовая форма «Рыба». Морской котик 2 2 практикум
12 Простые модули. Солнце. Цветик-семицветик. - 2 2 практикум
13 Базовая форма «Катамаран». Маска настроения - 2 2 практикум
14 Изделия из простых модулей - 3 3 практикум
15 Итоговое занятие. Чему мы научились. - 1 1 Выставка работ учащихся
2 год обучения (34 ч)
№ п/п Тема занятия Количество часов Форма проведения
теория практика всего
1 Вводное занятие. Что мы знаем об оригами. 1 - 1 беседа
2 Повторяем простые базовые формы. - 1 1 практикум
3 Праздничные салфетки. Лилия. Петушиный хвост. Кувшинка. - 3 3 практикум
4 Сложные базовые формы 1 1 2 презентация, практикум
5 Базовая форма «Птица». Журавлик. - 2 2 практикум
6 Базовая форма «Лягушка». Надувная лягушка. Колокольчик. - 2 2 практикум
7 Базовая форма «Пятиугольник». Цикламен. - 3 3 практикум
8 Базовая форма «Шестиугольник». Вьюнок. - 2 2 практикум
9 Базовая форма «Равносторонний треугольник». Ирисы. Лилия. - 3 3 практикум
10 Оригамная мозаика. Попугай. - 2 2 практикум
11 Оригами из кругов - 1 1 практикум
12 Кусудамы. 1 - 1 презентация
13 Классическая кусудама 2 2 практикум
14 Цветочная кусудама. - 3 3 практикум
15 Кусудама «Лилия» - 3 3 практикум
16 Кусудама «Завиток» - 2 2 практикум
17 Итоговое занятие. Выставка презентация работ учащихся 1 1
Итого: 3 31 34
3 год обучения (34 ч.)
№ п/п Тема занятия Количество часов Форма проведения
теория практика всего
1 Вводное занятие. Модульное оригами. Презентация 1 - 1 презентация
2 Основа «треугольник». - 1 1 практикум
3 Готовим модули «треугольник» - 1 1 практикум
4 Ананас. - 2 2 практикум
5 Апельсин. - 2 2 практикум
6 Грибок. - 2 2 практикум
7 Лимон. - 2 2 практикум
8 Клубника. - 2 2 практикум
9 Коллективная работа «Чайный сервиз» - 2 2 практикум
10 Бабочка. - 1 1 практикум
11 Коллективная работа «Торт» - 2 2 практикум
12 Кактус. - 2 2 практикум
13 Цветущий кактус - 1 1 практикум
14 Стрекозы. - 2 2 практикум
15 Тюльпаны. - 2 2 практикум
16 Цыплята. - 3 3 практикум
17 Лебедь - 3 3 практикум
18 Подснежники. - 2 2 практикум
19 Выставка работ учащихся - 1 1 практикум
Итого: 1 33 34
4 год обучения (34ч.)
№ п/п Тема занятия Количество часов Форма проведения
теория практика всего
1 Вводное занятие. Модульное оригами. Основа «треугольник». Презентация 1 - 1 презентация
2 Готовим модули «треугольник». - 1 1 практикум
3 Ваза. - 2 2 практикум
4 Коллективная работа «Самовар». - 2 2 практикум
5 Бычок. - 2 2 практикум
6 Дракончик. - 2 2 практикум
7 Красные китайские драконы - 2 2 практикум
8 Розовый слоник - 2 2 практикум
9 Коллективная работа «Радужный лебедь» - 2 2 практикум
10 Ромашки. - 2 2 практикум
11 Елочка. - 2 2 практикум
12 Коллективная работа «Снеговичок». - 2 2 практикум
13 Дед Мороз - 2 2 практикум
14 Снегурочка. - 2 2 практикум
15 Кувшинка. - 2 2 практикум
16 Корзинка. - 2 2 практикум
17 Павлин. - 3 3 практикум
18 Выставка работ учащихся - 1 1
Итого: 1 33 34
Диагностика обученности.
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами : «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».
Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.
Высокий уровень – делает самостоятельно,
Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.
Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики (в начале каждого учебного года)
этот параметр не оценивается.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
• Оцениваются умения:
организация своего рабочего места,
рациональное использование необходимых материалов, аккуратность выполнения работы.