Вавара Дерябкина
Рабочая программа по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста
▼ Скачать
Пояснительная записка
Направленность Рабочей программы по сенсорному воспитанию с детьми раннего
возраста 2-3 года.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование
Публикация «Рабочая программа по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и других внешних свойствах предметов. Данная программа регламентирует процесс включения детей 2-3 года на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с :
-Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации»
- ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных
программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809,
-СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».
- ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января. 2019 г. № 31,
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее - ФОП,
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
25.11.2022 г. № 1028;
-Лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия 61Л01 № 0003107,
регистрационный № 5442 от 13.08.2015г.);
-Уставом МБДОУ № 126.
- ОП МБДОУ № 126
Целью образовательной программы является разностороннее развитие ребёнка в
период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций.
ЗАДАЧИ:
-Развивать разные виды восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового,
обонятельного;
- Развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных
практических задач;
-Совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим
признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая
пары, группы;
- Формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания;
-Развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоциональноположительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о
деятельности взрослых;
- Расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребенок, его
достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома,
ДОО;
-Организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями ближайшего
окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми
объектами неживой природы;
-Развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное
отношение к животным и растениям.
Содержание образовательной деятельности.
Сенсорные эталоны и познавательные действия:
Педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение предметов и
определение их сходства-различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия переливания, пересыпания. Проводит игры-занятия с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для "ловли" на нее небольших предметов. Организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения практических задач;
Педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2 - 3 свойства
одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4 - 5 и более колец, располагая их по убывающей величине; различных по форме и цвету башенок из 2 - 3 геометрических форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением рисунка на ее частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих различный размер предметов, их цвет и форму. В ходе проведения с детьми дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы обследования формы предметов -ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление; продолжает поощрять появление настойчивости в достижении результата познавательных действий.
Математические представления:
Педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении формы
окружающих предметов, используя предэталоные представления о шаре, кубе, круге,
квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди двух предметов при условии резких различий: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к количественной стороне различных групп предметов (много и много, много и мало, много и один) предметов.
ОБЪЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :
Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной
деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 36 академических часа, по 10 минут, согласно СанПиН 1.2.3685-21. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с расписанием. В середине организованной образовательной деятельности
проводятся физкультурные минутки.
СОДЕРЖАНИЕ
Дата Тема Методические
пособия Часы
СЕНТЯБРЬ
Входная педагогическая диагностика
20.09.2023
- Знакомство с формой, цветом предметов
- Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил.
1 час
27.09.2023 Н- Нанизывание конец на стержень.
- Нанизывание колец на цилиндрическую и коническую основы.
Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1 час
ОКТЯБРЬ
04.10.2023
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы.
Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1 час
1111.10.2023 РРаскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на дне группы. Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
18.10.2023 РРаскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы. Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
НОЯБРЬ
01.11.2020
РРаскладывание матрешек. Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1 час
08.11.2023 РРазмещение вкладышей разной величины в соответствующие отверстия Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
15.11.2023 РРазмещение резко различных по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
22.11.2023 РРазмещение более близких по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
29.11.2023 РРаскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на две группы Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
ДЕКАБРЬ
06.12.2023
РРаскладывание однородных предметов более близких цветовых тонов на две группы Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1 час
13.12.2023 ССоотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
20.12.2023 РРаскладывание однородных предметов разного цвета на две группы Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
ЯНВАРЬ
10.01.2024 РРазмещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1 час
17.01.2024 ССоотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
24.01.2024 ВВыкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята» Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
31.01.2024 ВВыкладывание мозаики на тему «Домики и флажки» Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
ФЕВРАЛЬ
07.02.2024
РРисование красками на тему «Огоньки вечером» Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1 час
14.02.2024 РРисование красками на тему «Апельсин» Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
28.02.2024 РРисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
МАРТ
13.03.2024 ВВыкладывание мозаики на тему «Гуси с гусятами» Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1 час
20.03.2024 ИИзготовление бус Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
АПРЕЛЬ
03.04.2021
ГГруппирование и соотнесение предметов по цвету Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1 час
10.04.2024 ННанизывание бус разной формы Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
17.04.2024 ННанизывание бус разного цвета Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
24.04.2024 РРаскладывание однородных предметов разного цвета на две группы Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
МАЙ
08.05.2024
Р Группирование и соотнесение предметов по цвету Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1 час
15.05.2024 РРисование красками по замыслу Кн. для
воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А.
Венгера. - М. : Просвещение, 1988. -144 с: ил 1час
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно
поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности
продвигаться к цели;
- ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на
них;
- ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в
основных пространственных и временных отношениях;
- ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия
- ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;