Евгения Севрюкова
Рабочая программа по риторике (подготовительный класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка курса «РИТОРИКА»
.
Курс «Риторика для маленьких» рассчитан на обучение детей шести -семилетнего возраста и, естественно, носит пропедевтический характер.
Цель предлагаемого курса — пробудить желание детей общаться, вызвать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие пятилетним ученикам темы.
Публикация «Рабочая программа по риторике (подготовительный класс)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Содержание обучения включает в себя как сведения и представления о речи в процессе общения, так и риторические умения определенного уровня.
В программе представлены следующие разделы:
1. Общение.
2. Аудирование (слушание) и говорение как виды речевой деятельности.
3. Художественно-творческая (словесная) деятельность.
Обучение носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности учащихся в ситуациях бытового, игрового, учебного общения. Детям предлагаются риторические задачи и риторические игры, которые ставят их в различные ситуации общения. Специфика этих заданий состоит в том, что они могут иметь не одно, а несколько правильных риторических решений, что предполагает осознанность выбора речевого поведения на основе анализа разнообразных ситуаций.
Особенностью методики обучения предмету является то, что речевое развитие предполагает в первую очередь использование групповых форм работы : педагог — дети, педагог — ребенок, ребенок — ребенок, ребенок — дети, что не исключает индивидуальных форм работы, связанных с анализом своей и чужой речи, с самостоятельностью выбора речевого поведения в различных ситуациях. Пример (образец) выполнения заданий дает педагог.
Правильность решения таких заданий определяет не только учитель, но и сами дети, используя такие критерии оценки, как: осуществилось общение или нет, насколько успешно осуществилось и т. д. Риторические задачи и игры носят развивающий характер, способствуют развитию литературно-творческих задатков ребенка, формируют интерес, вкус к правильной, точной и выразительной устной речи.
Преподавание риторики требует от педагога способности быть равноправным партнером, собеседником пятилетних детей, который делится с ними своими наблюдениями, чувствами, переживаниями и с интересом выслушивает их высказывания на различные темы, наравне с детьми сочиняет сказки, считалки и загадки, показывает пример эффективного речевого поведения в незапланированных ситуациях.
Занятия риторикой могут (а нередко и должны) отступать от традиционных форм урока, поскольку сами риторические задачи и игры создают совершенно иную ситуацию общения. Вхождение в новые роли, поведение в воображаемых обстоятельствах создают творческую атмосферу, способствующую развитию важнейших коммуникативных умений, пробуждающую желание не только высказаться, но быть понятым и самому понять других участников общения.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Планируемые результаты:
дети должны уметь:
- составлять небольшие рассказы, пересказывать художественные произведения (соответственно возрасту);
- связно и последовательно излагать содержание текста;
- давать характеристику герою;
- описывать предмет.
Тематическое планирование занятий по курсу:
Риторика
Учебное пособие: О. С. Сорокко и Р. И. Никольская
«Риторика» Изд. «Просвещение», М. ,2012
Количество часов по учебному плану-25ч.
I чет-5 часов
II чет-7 часов
III чет-9 часов
IV чет-4часа
№ урока
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата проведения
1
I Ты и все,все, все.
Вводное занятие. Познакомимся
1
2
Твои любимые игрушки,игры.
1
3
Расскажи сказку.
1
4
Твои любимые книжки.
1
5
Любимый мультфильм.
1
6
Твои занятия. Твоя работа по дому.
1
7
Твои друзья. Животные, которые тебе интересны.
1
8
Что тебя радует? Что тебя огорчает?
1
II Говорю и показываю.
9
От шепота до крика. Техника речи. Дикция, голос.
1
10
Когда- громко? Когда -тихо?
Вежливые слова.
1
11
Медленно и быстро. Темп речи.
Вежливые слова.
1
12
Все быстрее и быстрее. Темп речи.
Вежливые слова.
1
13
Голоса бывают разные. Тембр голоса.
1
14
Понимаю без слов. Говорю без слов Мимика.
III Разговариваю и рассказываю.
1
15
Говорю. Слушаю, отвечаю. Слова просьбы.
16
Диалог. Говорю для других.
1
17
Расскажи сам.
Передай настроение голосом.
1
18
Радостный и грустный голос. Слова извинения.
1
19
Говорю выразительно. Умеешь ли ты быть вежливым?
1
II Слушаю, прислушиваюсь, понимаю.
20
Спросим и ответим вежливо.
1
21
Слушаем и учимся.
1
22
Слушаем внимательно.
Вежливые слова.
1
23
Спрашиваем о непонятном.
Вежливые слова
1
24
Слушай и запоминай. Обращение на улице.
1
25
Смотрю и слушаю. Узнаю новое.
Правила вежливого поведения
1