Демидова Олеся Александровна
Рабочая программа по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по развитию речи в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Инжавинский детский сад «Березка»
Рекомендован к утверждению методическим советом
МБДОУ Инжавинский детский сад «Березка»
Протокол №__от «___»___2015г. Утверждена заведующей МБДОУ Инжавинский детский сад «Березка»
___Ивкина Л. А.
Рабочая программа
по реализации познавательно – речевого направления
на 2015г-2016 учебный год.
Образовательная область: речевое развитие
Публикация «Рабочая программа по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Вид непосредственной образовательной деятельности: чтение художественной литературы
Возрастная группа : 5-6 лет
Сведения о разработчиках :
Воспитатель: Демидова О. А.
2016 – 2017 учебный год
Инжавино
Пояснительная записка
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по приобщению к художественной литературе детей группы общеразвивающей направленности (от 5до 6 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Развитие речи в детском саду В. В. Гербова. Старшая группа. М. : Мозаика-Синтез, 2014.
Актуальность. В этом возрасте у детей необходимо продолжать развивать интерес к художественной литературе. Поддерживать желание знакомиться с книгами, рассматривать их оформление, иллюстрации. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание, сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.
Обращать внимание детей на изобразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты и сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
Объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Цель программы : учить владеть речью как средством общения и культуры; обогащать активный словарь; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формирование интереса и потребности в чтении, восприятии книг идет через:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Задачи:
1. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
2. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
3. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
4. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
5. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
6. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Возрастные особенности детей 5-6лет.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут
правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-
ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке,
передавая не только главное, но и детали.
Формы организации :
игровые занятия; комплексные занятия, самостоятельная игровая деятельность, комплексные самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Методы и приемы:
проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами; творческие задания.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю Длительность непосредственно образовательной ситуации Форма организации образовательного процесса
33 1 раз в неделю 20-25минут групповая
Программой предусмотрено проведение:
• диагностических занятий - 2
• практических занятий - 31
Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями
«физическая культура» Использование различных форм двигательной деятельности при освоении содержания художественных произведений. Обогащение литературными образами самостоятельной и организованной двигательной деятельности детей. Формирование интереса и любви к спорту на основе художественных произведений.
«здоровье» Формирование представлений о здоровье средствами художественной литературы. На примере произведений художественной литературы воспитание у детей привычки следить за своим внешним видом, совершенствование навыков самообслуживания. Воспитание у детей умения противостоять стрессовым ситуациям, желания быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.
«познание» Развитие сферы познания ребенка посредством знакомства с произведениями художественной литературы. Воспитание интереса, любви к художественной литературе. Развитие способности слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета. Знакомство как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. Систематизирование и углубление знаний о литературных произведениях. Формирование представлений о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений. Развитие способности к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закрепление знаний об особенностях сказочного жанра.
«труд» Формирование трудовых умений и осознание ценности труда в жизни человека через знакомство с художественной литературой.
«социализация» Расширение представлений о мире людей и месте ребенка в окружающем мире средствами художественной литературы. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации. Обогащение литературными образами игровой, изобразительной деятельности детей, конструирования. Развитие у детей умений сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений. Воспитание любви к устному народному творчеству. Подведение к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. Участие детей в драматизации знакомых произведений.
«безопасность» Формирование безопасных способов взаимодействия с окружающей средой через ознакомление с различными художественными произведениями.
«коммуникация» Использование художественной литературы как способа формирования коммуникативных навыков ребенка- дошкольника.
«художественное творчество» Развитие фантазии, творчества в продуктивных видах детской деятельности через знакомство с произведениями художественной литературы. Воспитание отношения к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу.
«музыка» Использование средств музыки для усиления восприятия содержания художественных произведений. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи.
Планируемые результаты освоения программы :
Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку
первые строчки, 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения.
Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого
детского писателя, любимые сказки и рассказы.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика : 16.09.2015– 30.09.2015г.,
Итоговая диагностика: 14.04.2016 – 30.04.2016 г.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Непосредственно образовательная деятельность
Тема занятий
Программные задачи Дополнительное методическое обеспечение
1 2 3 4 5
1 Сентябрь
1 неделя Рассказывание русской народной сказки «Заяц- хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц- хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки» Гербова В. В. с. 31
2 2 неделя Пересказ сказки «Заяц-хвастун» Помочь детям составить план пересказа сказки. Научить пересказывать сказку. Придерживаясь плана. Гербова В. В. с. 32
3 3 неделя Мониторинг Гербова В. В.
4 4 неделя Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. Научить детей рассказывать (личный опыт, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Воспитывать любовь к природе во всех её проявлениях. Гербова В. В. с. 34
5 октябрь
1 неделя Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением- перевёртышем Гербова В. В. с. 39
6 2 неделя Лексико- грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой, помочь понять её смысл. Воспитывать понимание, любовь к русскому народному творчеству. Гербова В. В. с. 45
7 3 неделя Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.
Память, мышление Гербова В. В. с. 46
8 4 неделя Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» (в сокращении) Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень Гербова В. В. с. 36
9 ноябрь
1 неделя Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка», Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Любовь к русским народным сказкам. Сопереживание. Сострадание. Гербова В. В. с. 50
10 2 неделя Завершение работы над сказкой «Айога». Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. Гербова В. В. с. 54
11 3 неделя Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». Гербова В. В. с. 54
12
4 неделя Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» Научить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Интерес к занятию. Гербова В. В. с. 55
13 декабрь
1 неделя Чтение стихотворений о зиме. Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Гербова В. В. с. 57
14 2 неделя Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Познакомить детей сосказкой П. Бажова «Серебряное копытце» Гербова В. В. с. 63
15 3 неделя Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой». Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой» Гербова В. В. с. 64
16
4 неделя Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили Елку.». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. Гербова В. В. с. 65
17 Январь 3 неделя Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять. Почему это рассказ, а не сказка. Гербова В. В. с. 68
18 4неделя
Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. Интерес к занятию, звукоподражание. Гербова В. В. с. 71
19 февраль
1 неделя Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»(в сокращении)Память. Гербова В. В. с. 74
20 2 неделя Чтение русской народной сказки «Царевна - лягушка» Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка». Любовь к сказкам, умение понимать добро и зло. Гербова В. В. с. 79
3 неделя
Пересказ сказки А. Н. Толстого «ЁЖ» Научить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Память. Мышление Гербова В. В. с. 81
21 4 неделя Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки» Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. Гербова В. В. с. 82
22 март
1 неделя Беседа на тему: «Наши мамы». Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном» Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; вызвать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. Гербова В. В. с. 87
23 2 неделя Чтение рассказов из книги Г. Снегирёва «Про пингвинов». Познакомить детей с маленькими рассказами о животных, из жизни пингвинов. Научить строить сложноподчинённые предложения. Гербова В. В. с. 90
24
3 неделя
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика
Гербова В. В. с. 91
25 4 неделя Чтение сказки «Сивка- Бурка» Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка Гербова В. В. с. 93
26 апрель
1 неделя Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово» Продолжать приобщать детей к позиции; научить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. Гербова В. В. с. 95
27 2 неделя
Чтение рассказа К. Паустовского «Кот- ворюга» Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга» Гербова В. В. с. 99
28 3 неделя Мониторинг Выявить желание послушать определенное литературное произведение, желание рассматривать иллюстрированные издания детских книг. Гербова В. В.
29 4 неделя Чтение сказки В. Катаева «Цветик –семицветик» Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик» Гербова В. В. с. 100
30 май
1 неделя Литературный калейдоскоп. Выяснить произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. Гербова В. В. с. 101
31 2 неделя Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».Лексические упражнения. Уточнить, что такое рассказ; познакомить с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Гербова В. В. с. 102
32
3 неделя Чтение русской народной сказки «Финист-ясный сокол» Проверить, знают дети черты народной сказки. Познакомить со сказкой «Финист-ясный сокол» Гербова В. В. с. 104
33 4 неделя
Повторение проиденного материала. Закрепить программный материал.
Гербова В. В.
Примерные списки произведений для чтения детям
Песенки. «Как на тоненький ледок.»; «Никоденька-гусачок.»; «Уж я колышки тешу.»; «Как у бабушки козел.»; «Ты мороз, мороз, мороз.» : «По дубочку постучишь,прилетает синий чиж.»; «Ранним-рано поутру.» : «Грачи-киричи.»;«Уж ты, пташечка, ты залетная.»; «Ласточка- ласточка.» : «Дождик, дождик, веселей.»; «Божья коровка.».
Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.
Фольклор народов мира
Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка». «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).
Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имениЛек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил.»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий.
«Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится.»; А. Барто. «Веревочка».
Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».
Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. C.Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Лж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.
Литературные сказки. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы, пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи з пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр., пер. со швед. Л.
Лунгиной.
Для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь.», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый.» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».
Основные требования к уровню подготовки детей старшей группы по речевому развитию.
Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки, 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения.
Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.
Диагностическая карта
Уровень усвоения умений и навыков по образовательной области «Чтение художественной литературы»
№ п/ п Фамилия и имя ребенка Называет жанр литературного произведения: сказка, стихотворение. Называет любимые сказки и рассказы Знает наизусть 2 стихотворения, 2 считалки, 2 загадки. Называет любимого детского писателя. Драматизирует небольшие сказки. Средний результат
Уровень Н/С/В Н/С/В Н/С/В Н/С/В Н/С/В Н/С/В
1.
2.
3.
4.
5.
Высокий уровень: Полностью самостоятельно справился с заданием, выполнив его без ошибок.
Средний уровень: Отвечает на вопросы с помощью воспитателя.
Низкий уровень: Знания поверхностны, неустойчивы или отсутствуют.
Материально-техническое обеспечение.
В группе создан книжный уголок, оснащённые необходимым для речевого развития детей (художественные произведения русских и зарубежных писателей; иллюстративный материал к знакомым произведениям; загадки, потешки, скороговорки; настольно-печатные игры.
Информационные источники:
1. Развитие речи в детском саду В. В. Гербова. Старшая группа. М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Мозаика-Синтез», 2014