Наталья Савина
Рабочая программа по предмету «Математические представления»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математические представления» для учащихся 1 класса (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Публикация «Рабочая программа по предмету „Математические представления“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, от 19 декабря 2014 года № 1599.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 365с.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.
Учебный план КОУ «Исилькульская адаптивная школа - интернат».
Цель обучения математике в первом классе - формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи предмета :
1. Формировать элементарные математические представления о форме, величине предметов; пространственных и временных представлениях.
2. Формировать представления о количестве, числе.
3. Познакомить с цифрами от 1 до 5.
4. Формировать умение использовать математические знания при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
При проведении уроков по предмету «Математические представления» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа, наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, технических средств, практический (упражнения, практические работы).
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Математические представления» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал : онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.
При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:
• образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;
• ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС;
• ВК сообщество, Дети и родители;
• ВК сообщество, TUTOR TIME;
• ВК сообщество, «Сундучок» для педагогов и родителей;
• ВК сообщество, Дефектология Проф;
• ВК сообщество, Дефектолог. BY;
• ВК сообщество, коррекционный педагог – эксперт;
• ВК сообщество, Педагогическая копилка;
• Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Весь учебный материал по предмету «Математические представления» размещается на сайте https://www.maam.ru/users/savina83.
Характеристика предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний, умений и навыков.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении.
Уроки строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную деятельность.
Рабочая программа первого класса построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математические представления» входит в предметную область «Математика» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год программа рассчитана на 67 часов в год (2 часа в неделю).
Примерные планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Возможные предметные результаты
уметь находить одинаковые предметы
уметь различать множества «один - много», «много – мало», «ни одного»
уметь узнавать и различать цифры 1, 2, 3, 4, 5.
уметь обводить цифру по точкам
уметь пересчитывать количество предметов, отвечать на вопрос «сколько?»
уметь составлять числовой ряд, называя числа.
уметь соотносить количество предметов с цифрой.
уметь сравнивать количество предметов с помощью понятий «одинаковое (равное) количество» «столько же», «больше, меньше, одинаковое (равное) количество», учить сравнивать количество предметов.
уметь различать однородные (разнородные по одному признаку) предметы по величине – по длине, высоте, ширине.
уметь сравнивать 2-х предмета по величине
уметь определять средний по величине предмет из 3-х предложенных предметов.
уметь составлять упорядоченный ряд по убыванию (по возрастанию).
уметь узнавать и различать геометрические фигуры, квадрат, треугольник, прямоугольник.
уметь соотносить формы предметов с геометрическими фигурами - кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником.
уметь собирать геометрические фигуры из 2-х - 4 -х частей.
уметь штриховать и обводить геометрические фигуры.
уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости
уметь различать верх (вверху, низ (внизу, правая (левая) рука (нога, сторона тела).
уметь составлять предмет (изображение) из нескольких частей
уметь различать части суток – утро, день, вечер, ночь.
уметь составлять последовательность событий.
Изучение предмета «Математические представления» в 1 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
осознание себя как одноклассника, друга;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
Коммуникативные результаты:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Регулятивные результаты:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями;
следовать предложенному плану, работать в общем темпе.
Познавательные результаты:
сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Методы диагностики и критерии результативности
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Математические представления» проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – январь (промежуточная диагностика)
3 этап – май (итоговая диагностика)
Результат оцениваются по следующим критериям:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно,
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.,
3 балла - выполняет действие по образцу,
2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,
1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,
0 баллов - действие не выполняет.
Полученные данные заносятся в карту развития.
Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – январь (промежуточная диагностика)
3 этап – май (итоговая диагностика)
Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов сформированности БУД.
Тематический план
№ п/п Наименование разделов Всего часов
1 Количественные представления 28 часов
2 Представления о величине 10 часов
3 Представление о форме 21 час
4 Представления о пространстве 4 часа
5 Временные представления 4 часа
Итого 67 часов
Содержание программы
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Различение множеств «один – много». Различение множеств «много-мало-ни одного». Число и цифра 1. Соотнесение количества предметов с числом 1. Число и цифра 2. Соотнесение количества предметов с числом 2. Числовой ряд 1,2. Сравнение чисел 1 и 2. Числовой ряд 1,2. Понятие «пара». Сравнение предметов и чисел. Понятие «одинаковое (равное) количество» «столько же». Понятия «больше, меньше, одинаковое (равное) количество». Число и цифра 3. Соотнесение количества предметов с числом 3. Числовой ряд 1,2,3. Число и цифра 4. Соотнесение количества предметов с числом 4. Числовой ряд 1,2,3, 4. Число и цифра 5. Соотнесение количества предметов с числом 5. Числовой ряд 1,2,3, 4, 5. Числовой ряд 1, 2, 3, 4, 5. Соотнесение количества предметов с числом.
Представления о величине
Величина «большой - маленький». Сравнение 2-х предметов по величине. Определение среднего предмета по величине. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Величина «длинный - короткий», «длиннее - короче». Сравнение предметов по длине. Величина «толстый- тонкий», «толще-тоньше». Сравнение предметов по ширине. Величина «высокий - низкий», «выше-ниже». Сравнение предметов по высоте.
Представления о форме
Геометрическая фигура - круг. Геометрическая фигура круг. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой круг. Сборка геометрической фигуры круг из 2-4-х частей. Штриховка и обводка геометрической фигуры круг. Геометрическая фигура квадрат. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой квадрат. Сборка геометрической фигуры квадрат из 2-4-х частей. Штриховка и обводка геометрической фигуры квадрат. Различение геометрических фигур: круг, квадрат. Геометрическая фигура треугольник. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой треугольник. Сборка геометрической фигуры треугольник из 2- 4-х частей. Штриховка и обводка геометрической фигуры. Геометрическая фигура прямоугольник. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой прямоугольник. Сборка геометрической фигуры из 2- 4-х частей. Штриховка и обводка геометрической фигуры. Различение геометрических фигур.
Пространственные представления
Ориентация в пространстве «вверху - внизу», «верх-низ». Ориентация в пространстве «слева-справа». Ориентация в пространстве «впереди - позади». Составление предмета из нескольких частей.
Временные представления
Сутки: утро, день, вечер, ночь. Составление последовательности событий.
Программно-методическое обеспечение :
Пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Сравни и покажи», автор Т. В Лисовская.
Пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И. В. Ковалец.
Материально-техническое обеспечение предмета включает : различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т. ч. природного); наборы предметов для занятий (Монтессори-материал, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюзинера» и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей; мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр.