Марина Барышникова
Рабочая программа по правовому воспитанию детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездный»
СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»
___ РЕКОМЕНДОВАНО
решением педагогического совета
от «___» ___ 201__ г.
протокол № __ УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ___
приказ от «___» ___ 201__г.
Рабочая программа
по правовому воспитанию старших дошкольников
Публикация «Рабочая программа по правовому воспитанию детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
в группе общеразвивающей направленности № 10 «_Кассиопея»
для детей 6-7 лет
Сведения о разработчиках :
Барышникова М. Н. воспитатель 1. кв. категория
2018/2019 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка
Рабочая программа в области «Познавательное развитие» для детей 6-7 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:
основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;
Нормативно-правовой и документальной основой Программы правового воспитания являются :
•Всеобщая декларация прав человека;
•Конвенция о правах ребенка;
•Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
•Конституция РФ;
•Семейный кодекс РФ;
•Гражданский кодекс РФ;
•Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”
•Закон РФ "Об образовании"
Актуальность
Положение детей в России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих детские сады, школу в связи с тяжелым материальным положением в семье и т. д. Нарушается одно из основных прав ребёнка – право на полноценное детство. Зачастую это происходит из-за не знания прав, как взрослыми, так и самими детьми.
Для начала XXI века характерно усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Этот несомненный признак общественного прогресса отличает и чрезвычайно сложную социальную и экономическую обстановку России. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Концепция воспитания в новом веке будет строиться на понимании смысла жизни и предназначения человека. Очень важным положением этой концепции станет представление о более совершенном человеке, человеке-созидателе новой жизни. Расширение сознания и кругозора — одна из главных задач воспитания в новом веке. Чем шире будет мыслить человек, чем будет больше знать и вмещать знания в своем сознании, тем менее разрушительной станет его деятельность. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период.
Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Однако взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности наиболее активно формируются в дошкольные годы. От того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Правовое воспитание дошкольников включает в себя выработку положительного отношения к правовым требованиям, формирование правовых убеждений и готовность действовать в направлении правовых требований.
Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться, как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.
Поэтому современная ситуация определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в дошкольном образовании.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самовосприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, учится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
Программа по правовому воспитанию «О правах-играя»
Цель программы :
дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном документе по защите прав ребенка;
формировать элементарные знания детей о своих правах и обязанностях;
Задачи программы :
создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
содействие процессу формирования у детей : чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье;
формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка.
Ожидаемые результаты
Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
формирует чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности;
обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования;
развивает уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности.
Формы организации учебно-воспитательного процесса :
Непосредственно образовательная деятельность.
Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Игровая деятельность: настольно – печатные, дидактические, обучающие, подвижные, СРИ, театрализованные.
Знакомство с художественной литературой.
Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Беседы.
Просмотр познавательных видео фильмов и презентаций.
Разгадывание ребусов и кроссвордов.
Учебно-тематический план.
№ п/п Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе Объем
учебной нагрузки (часы)
1. Мои права и обязанности
1
2. «Я гражданин своей страны» (Право на гражданство)
1
3. «Семья. Моя родословная»
1
4. «Дети разных народов» (Право на культурную и национальную самобытность, родной язык)
1
5. Хочу всё знать» (Право на получение информации и образования.) 1
6. Право выражать свое мнение 1
7. Право на правильное питание и чистую воду 1
8. Если вдруг тебя обидели (Право на безопасные условия жизни”)
1
9. «Строим царство- правовое государство»
1
Расширенное комплексно-тематическое планирование по правовому воспитанию
№ пп Дата Организованная образовательная деятельность Статья Конвенции Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности
10 группа 2 группа 6 группа Темы организованной образовательной деятельности Программные задачи
1 04.09.2019 06.11.19 22.01.20 "Мои права и обязанности"
Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Статья 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.
Беседы: «Дети и
взрослые. Что такое «обязанность, что
такое «право». «Кто
заботится о детях».
Игра «Мы разные, но у нас равные права Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка.
2 11.09.2019 13.11.19 29.01.20 «Я гражданин России» (Право на гражданство)
Довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. Продолжать развивать у дошкольников правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека.
Право ребёнка на гражданство (ст. 7. п. 1; ст. 8, п. 1) Ознакомление детей с государственными символами нашей Родины.
3 18.09.2019 22.11.19 05.01.20 «Семья. Моя родословная»
Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним формировать познавательный интерес к истории и культуре своей семьи. Формировать умение моделировать схему родственных отношений.
1. Право ребёнка знать своих родителей (ст. 7, п. 1)
2. Право ребёнка на заботу родителей (ст. 7. п. 1) Беседы «Как хорошо, что есть семья»
Рисование «Моя
семья».
Рассматривание семейных фотографий.
Чтение и обсуждение рассказа «Два пирожных».
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
4 25.09.2019 30.11.19 12.02.20 «Дети разных народов» (Право на культурную и национальную самобытность, родной язык)
Через знакомство с правами воспитывать уважение к национальным культурам разных народов, к различным языкам, воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры. Способствовать развитию национальной толерантности. Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Знакомство со сказками разных народов, с традициями и
культурой разных национальностей.
Игра «Опиши куклу». Познакомить детей с характерными
признаками национальной одежды, обуви, предметов быта.
Слушание песен и стихов разных народов.
5 02.10.2019 04.12.19 19.02.20 Хочу всё знать» (Право на получение информации и образования.)
Расширить представления детей о возможности получения информации из разных источников.
Ввести понятие «информации». Познакомить детей с правом на получение информации.
Уточнить знания детей о своих правах, выяснить, насколько дети умеют объяснить их.
Развить интерес детей к чтению, книге, библиотеке. Закреплять представления о том, что знания получают из книг.
Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст. 17, п. 1) Экскурсия в школьную библиотеку.
Чтение художественных произведений.
Рисование «Моя любимая телепередача».
6 09.10.2019 11.12.19 26.02.20 Право выражать свое мнение Познакомить детей со статьёй Конвенции ООН «О правах ребёнка», гарантирующей право на собственное мнение. Развивать умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей, уважать мнение другого человека.
Воспитывать в детях толерантность.
Статья12, 13, 15. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.
Игра «Что было бы, если.»,
Чтение стихотворения «Что такое высота?».
д/и «Хорошо и плохо»;
7 16.10.2019 18.12.19 04.03.20 Право на правильное питание и чистую воду дать детям представление о том, что они имеют такие права; ввести в активный словарь детей понятия «достаточное питание» и «чистая вода».
Беседы о питании, о полезных продуктах питания, о необходимости и пользе разных продуктов
8 23.10.2019 25.12.19 11.03.20 Если вдруг тебя обидели
Формирование у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит нарушают твои права», Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п. 1) Обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обижают».
Игры на разрешение ситуаций: «Не поделили игрушку», «Пойми меня», «Не забывай о товарищах», «Скажи другу комплимент
9 30.10.2019 15.01.20 18.03.20 «Строим царство- правовое государство»
Закрепить у старших дошкольников знания о правах и обязанностях ребенка. Развивать способность анализировать действия, поступки
других и применять полученные знания в жизни. Формировать потребность
радовать людей добрыми делами. Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям Статья 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них. Беседа «Что такое права и обязанности».
Игра «Знаешь ли
ты свои права?»,
Дидактические игры: "Я имею право :" "Чьи права нарушены?
Программно-методическое обеспечение
1. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работни-ков дошкольных образовательных учреждений/ Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М. : Центр «Школьная книга», 2002.
2. Конвенция о правах ребенка// Дидакт, декабрь 1993 — март 1994. - № 2-3.
3. Лопатина А. А., Скребцова М. В. «Права детей в сказках, рисунках и вопросах» М., Амрита-Русь, 2008
4. Права ребенка : Основные международные документы. -М. : Дом, 1992.
5. Права ребенка : Сборник документов и статей. М., 1992.
6. Права человека : Сборник универсальных и региональных международных документов/ Сост. Л. Н. Шестаков. М., 1990.
7. Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. М., 1992.
8. Суслова Э. К., Ботнарь В. Д. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов// Дошкольное воспитание, 1994. № 3.
9. Татарникова Л. Ю. «Права маленького гражданина» С. -П., Дом «Литера», 2007
10. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права : Кн. для учащихся начальных классов. М. : Вита-Пресс, 1995.
11. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Права на всякий случай. М. : Вита-Пресс, 1995.
12. Усачев А. Всеобщая декларация права человека для детей и взрослых. М., 1992.
13. Яковлев Ю. Ваши права, дети. М., 1992.