Евгения Катрухина
Рабочая программа по ПДД (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе парциальной программы по обучению детей дошкольного возраста ПДД под редакцией Т. И. Даниловой «Светофор», базируется на нормативно-правовых документах:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
Публикация «Рабочая программа по ПДД (старшая группа)» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
• постановление Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения;
• Устав МБДОУ «Октябрьский детский сад № 19 «Дюймовочка», утвержденный 14 ноября 2011г. ;
• программа по обучению детей дошкольного возраста ПДД, принятая на заседании педагогического совета протокол № 1 от 07.09.2015 года
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
Формировать у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города.
ЗАДАЧИ:
Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.
Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ :
Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованной, а так же внедрена в обычные плановые формы работы.
Используются следующие формы работы :
Беседы;
Игры;
Наблюдения;
Викторины, конкурсы, соревнования;
Моделирование дорожных ситуаций;
Создание проблемных ситуаций.
Мероприятия с воспитанниками проводятся в рамках календарного плана 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 36 – в год. Продолжительность занятий 30 минут, что соответствует требованиям Сан Пин 2.4.1.3049-13
Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут, 4 занятия в месяц, 36 – в год.
Используются игровые технологии.
Возраст детей 6-7 лет
Материально – техническое обеспечение
В группе имеется :
Компьютер;
DVD;
Телевизор;
Магнитафон.
Методическое обеспечение
Данилова Т. И. Программа «Светофор», Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 – с. 20;
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Издательство Мозаика – Синтез, 2014
Наглядно – дидактические пособия:
Плакаты: правила дорожного движения, Правила поведения на дороге, Транспорт, Профессии, дорожная азбука. Дидактические игры.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут, 4 занятия в месяц, 36 – в год.
Возраст детей 6-7 лет
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Дата Тема, содержание НОД Часы Примечания
Сентябрь Вводное
Выявлять у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов и пассажиров, дорожных знаках 1
Строим улицу
Педагог предлагает задание: «Положи фишку красного цвета на автобус, синего — на грузовик, желтого — на мотоцикл, коричневого — на легковую машину» 1
Выполни верно
Педагог предлагает задание: «Положи фишку красного цвета на автобус, синего — на грузовик, желтого — на мотоцикл, коричневого — на легковую машину» 1
Путешествие Колобка по улице. Давать представление об «Островке безопасности». Расширять у детей знания об улице, умение находить сходства и различия между улицей и дорогой. Воспитывать навыки правильного поведения на улице 1
Октябрь
Объясни
Развивать у детей мышление, знания ПД Д 1
Островок безопасности
Закреплять у детей знания об «Островке безопасности» через рисование. Развивать память, наблюдательность 1
Здравствуй, улица
Давать детям представление о перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности 1
Перекресток
Знакомить детей с правилами игры. Закреплять знания о перекрестке. Воспитывать внимательность, честность 1
Ноябрь Площадь
Давать детям представление о площади. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать патриотические чувства 1
Закончи предложение
Развивать у детей фонематический слух, мышление 1
Мой дом — моя улица
Закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления 1
Декабрь
Учим дорожные знаки
Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность 1
Моя улица
Закреплять у детей знания об улице. Развивать речь, мышление. Воспитывать внимательность 1
Это должен каждый знать обязательно на «пять»
Закреплять у детей знание Правил дорожного движения и умение соблюдать их в жизни. Развивать мышление, речь, внимание 1
Перейди дорогу
Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя 1
Найди ошибку
Развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление 1
Январь
Чем накормить автомобиль
Закреплять у детей знания о том, что помогает работать мотору автомобиля. Развивать память, мышление 1
О чем разговаривает улица
Углублять у детей знания о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие, указательные и знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказывать помощь друг другу 1
Дорожные знаки
Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги 1
Февраль
Загородные дороги
Обучать детей движению по загородной дороге. Развивать наблюдательность и внимание, умение ориентироваться в создавшейся ситуации 1
Световые сигналы автомобилей
Давать детям представления о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дорогах 1
Угадай, какой машине принадлежит сигнал
Развивать у детей слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального назначения 1
Ловкий пешеход
Закреплять у детей знания Правил дорожного движения, счета в пределах шести, умения соблюдать правила игры. Воспитывать честность 1
Март
Работа сотрудника ГИБДД
Знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика 1
Сигналы регулирования дорожного движения
Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты. Развивать память, внимание 1
Автомобиль
Знакомить детей с произведением Н. Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД 1
Ловкий пешеход
Развивать у детей меткость, ловкость, глазомер 1
Твой приятель — светофор
Знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания о четырехстороннем светофоре. Воспитывать умение применять на практике полученные знания по ПДД 1
Апрель
Москвичонок
Создавать у детей эмоциональный положительный настрой. Развивать умение сопоставлять движения со словами 1
Угадай ребус
Развивать у детей мышление, память, внимание. Расширять у детей знания о ПДД. Закреплять умения находить нарушителей 1
Про Правила дорожного движения
Развивать у детей умение полным предложением отвечать на поставленный вопрос. Закреплять знания ПДД 1
Правила движения достойны уважения!
Закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитывать эмоциональный положительный настрой 1
Май
Автогородок
Закреплять у детей знания правильного перехода дороги. Развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве 1
Велосипед
Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание, восприятие. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности 1
Дорожные знаки
Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги 1
Итоговое
Уточнять объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения 1
Развивающая среда
В групповом помещении организован уголок по безопасности дорожного движения для детей, в который входят:
комплект дорожных знаков для пешеходов;
атрибутика для регулирования движения: жезл, разметка
«зебра», светофор;
наглядные средства по дорожной тематике (картины,
иллюстрации, плакаты);
детские игрушки (автомобиль, автобус, троллейбус, грузовой
транспорт, специальный транспорт, поезд, пароход, самолет и
т. д.);
дидактические и настольно-печатные игры;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Пассажиры», «Водители» и
др. ;
диски по дорожной тематике и другие наглядные средства
обучения;
художественная литература по дорожной тематике;
канцелярские принадлежности: альбомы для рисования, картон,
цветная бумага для аппликаций, конструирования, карандаши,
фломастеры, краски, пластилин и т. д;
Работа с родителями.
Ознакомление родителей с планом работы по ПДД на групповом родительском собрании; проведение анкетирования и консультаций по различным темам ПДД.
Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре, макета дороги, к оформлению выставки и альбома).
Организация совместных праздников и развлечений на тему ПДД.
Оформление уголка безопасности дорожного движения для родителей.
Итоги освоения содержания образовательных областей:
Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения;
Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях;
Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе;
Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается);
Знают основные знаки и термины дорожного движения.
Перечень знаний, которыми должен владеть дошкольник по правилам дорожного движения
Что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.
2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).
3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).
4. Правила перехода дороги (посмотреть налево, право и т. д.)
5. Опасные места на улицах и дорогах.
6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.
7. Виды и назначение транспорта.
8. Опасные и безопасные действия.
9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дошкольник:
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях, границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный, домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ.
Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно - транспортных происшествий.
Важнейшая роль в профилактике детского - транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД.
Мониторинг проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь);
2 - итоговая (апрель)
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.