Любовь Иванова
Рабочая программа по оздоровительной гимнастике «Крепыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.
Образовательная программа дополнительного образования «Крепыш», физкультурно-оздоровительной направленности. Составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «17» октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Публикация «Рабочая программа по оздоровительной гимнастике „Крепыш“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
4. «Семейный кодекс Российской Федерации» 2015г.
5. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации от 29 мая 2015г.
Актуальность.
В настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста является актуальной и востребованной. Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни. К семи годам должна быть развита способность, переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит, будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
Практическая значимость
В программе представлены различные технологии по укреплению мышечного корсета и профилактики плоскостопия : коммуникативные игры, суставная гимнастика, подвижные игры, точечный самомассаж, релаксационная гимнастика, беседы о здоровье. Оздоровительная гимнастика доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. Ведущей формой организации детей является групповая. Полезно использование специальных индивидуальных заданий и упражнений. Допускается ограничение поставленных задач для детей, испытывающих затруднения. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к занятиям и способствует удержанию желания детей.
Цель программы : оздоровление и укрепление здоровья детей, посредством целенаправленного использования физических упражнений в профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
Задачи программы :
1. Формирование у детей навыков правильной осанки, стопы при статических положениях и в передвижениях (в играх.)
2. Предотвращение у детей дефектов осанки, крепление мышц, способствующих правильному положению позвоночника и стопы.
3. Развитие у детей умения держаться свободно, естественно и красиво, воспитание привычки «красивой походки».
4. Воспитание у детей желания самостоятельно организовывать и проводить игры и упражнения по формированию осанки и плоскостопия.
Формы и режим занятий
Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 5-7 лет. Программа рассчитана на 1 год, продолжительность занятий составляет 25 - 30 минут, 2 раза в неделю, 64 занятия в год. Наполняемость группы 10 детей, с учётом индивидуального подхода. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами». В середине учебного года (январь) для воспитанников дошкольных групп организуют недельные каникулы, во время которых проводят занятия только эстетически-оздоровительного цикла. В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся.
Планируемые (ожидаемые) результаты
Воспитать здорового во всех отношениях человека. Закалить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, способствовать сплочению детского коллектива. Также данные занятия повысят работоспособность, создадут хорошее настроение, поспособствуют общению между детьми, уменьшат количество детей с отклонениями в состоянии здоровья.
Способы проверки ожидаемых результатов
Показатели оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга)
Система мониторинга физических качеств кружка «Крепыш».
Тестирование силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса.
Для определения силовой выносливости мышц туловища (Н. А. Гусакова,1996) я в своей программе применила следующие тестовые задания (двигательные тесты).
Тест для определения силовой выносливости мышц брюшного пресса.
Ребенок ложится на спину, на кушетку или на пол. Руки спокойно лежат вдоль туловища. Необходимо медленно поднять обе ноги до угла 450 (включается секундомер) и удерживать их в таком положении максимально возможное время. Если после подъема ног отмечается тремор, секундомер выключается. Такая ситуация свидетельствует о несостоятельности мышц брюшного пресса у данного ребенка. В других случаях секундомер выключается после касания нижними конечностями поверхности пола (кушетки). Норма для детей 5-6 лет в пределах 30 сек - 1 мин, для детей 7лет 1-1,5 мин
Для повышения мотивации дошкольников в тестирование необходимо вводить игровую ситуацию (Н. Н. Ефименко).
Игровая ситуация для девочек и мальчиков: «Осень, дует сильный ветер, а на дереве остался один - единственный листочек, и все животные в лесу приходят на него посмотреть. Опустятся ножки, и упадет этот листочек. Постарайся его удержать как можно дольше». Во время теста инструктор следит за дыханием ребенка, оно должно быть ровным, произвольным, без задержки
Тест для определения силовой выносливости мышц спины.
Ребенок ложится на живот на кушетку так, чтобы верхняя часть туловища до гребней подвздошных костей находилась за пределами края кушетки. Ноги фиксирует инструктор. Ребенок ставит руки на пояс, прогибается (включается секундомер). Время останавливается, когда туловище касается условной линии. Норма для детей 5-6 лет 20 сек - 1 мин, для детей 7 лет 1- 2 мин.
Игровая ситуация для мальчиков: «Маленький тюлененок высунулся из воды и ждет, когда дрессировщик даст ему очередную рыбку». Игровая ситуация для девочек: «Божья коровка взлетела, плавно летит и ищет цветок, на который можно было присесть и отдохнуть». Дыхание произвольное
Показатели тестирования силовой выносливости
Фамилия, имя реб Тест для мышц спины Тест для мышц брюшного пресса
Сентябрь Май Сентябрь Май
1
2
3
4
5
6
7
Лист корректировки рабочей программы
Название занятия Дата проведения Причина корректировки Корректируемое мероприятие
месяц Дата проведения по факту
9. Формы реализации дополнительной образовательной программы :
Игры, соревнования, развлечения, конкурсы, олимпиады, фотоотчеты на сайте ДОУ, индивидуальные консультации для родителей об успехах и достижениях ребенка в освоении образовательной программы дополнительного образования.
Учебно-тематический план.
месяц Тема Кол-во занятий
Октябрь «Знай свое тело – с пользой для дела»
9
Ноябрь «Сердце я своё сберегу, сам себе я помогу»
8
Декабрь «В гости к Айболиту»
9
Январь «Я узнаю себя. Органы чувств» 7
Февраль «В гости к Мойдодыру»
7
Март «Руки, осязание» 9
Апрель «Улыбка и смех-здоровье для всех»
8
Май «Солнце, воздух и вода…»
7
Итого:
64
Календарно-тематическое планирование
№ п/п дата тема содержание цель материал
Раздел «Знай свое тело с пользой для дела»
1 Окт.
3, 7
10,14
17,21
24,28,
31
«Как устроен человек»
«Палка,палка огуречик-вот и вышел человечик»
«Скелет и мышцы»
«Стройная осанка»
Комплекс №1
Беседа, показ, демонстрация, иллюстрация Познакомить детей с понятием «осанка».Убедить в необходимости следить за своей осанкой. Учить детей следить за своей осанкой, вести здоровый образ жизни. Формировать правильную осанку, укреплять мышечный скелет, сердечно - сосудистую и дыхательную системы; развивать эмоционально-волевые качества, укрепление мышц лица, шеи, живота Коврик, массажные дорожки, тренажер для стоп, ребристая доска
Раздел. «Сердце я своё сберегу, сам себе я помогу»
2 Нояб.
4,7
11,14
18,21
25,28
«Сердце. Что это?»
«Моторчик»
«Как сберечь сердечко»
«Полезные советы»
Комплекс №2
Беседа, показ, демонстрация, иллюстрация. Познакомить детей с работой человеческого сердца, почему оно стучит, для чего сердце человеку. Сформировать элементарное представление о сердце, обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым, совершенствовать навыки самостоятельного выполнения ОРУ. Воспитывать заботу о своём здоровье. Продолжать формировать правильную осанку, укреплять мышечный скелет, сердечно - сосудистую и дыхательную системы; развивать эмоционально-волевые качества, укрепление мышц лица, шеи, живота Коврик, массажные дорожки, аудиозапись «релакс», тренажер для стоп, ребристая доска
Раздел. «Уроки Айболита»
3 Дек.
2,5
9,12
16,19
23,26,
30
«Доктор Здоровая пища»
«Советы доктора Воды»
«Доктор красивая осанка»
«Доктор свежий воздух
Комплекс №3
Рефлексия
Беседа, показ, демонстрация, иллюстрация.
Совершенствовать умение держать правильную осанку. Формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни. Формировать потребность быть всегда чистым, аккуратным, красивым и здоровым. Развивать умение использовать полученные знания для своего оздоровления. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью. Продолжать знакомить детей с понятием «правильная осанка»; обучить упражнениям, развивающим мышцы спины. Создать положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности, укрепить здоровье детей. Убедить в необходимости следить за своей осанкой. Коврик, массажные дорожки, колокольчик, тренажер для стоп, ребристая доска
Раздел. «Я узнаю себя. Органы чувств»
4 Янв.
9,13
16,20
23,27
30
«Ушки на макушке»
«Веселый язычок»
«Ты себе не навреди, свои глазки береги»
«Носик-курносик»
Комплекс №4
Беседа, показ, демонстрация, иллюстрация Продолжать учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, ушей, носа, рта. Формировать представление детей о глазах человека, об их строении и значении в нашей жизни. Учить упражнениям для глаз, тренировать зрительную память. Формировать представление детей о языке человека, его функциях и значении; о глазах человека, об их строении и значении в нашей жизни; о носе человека, о его функциях и значении в нашей жизни. Учить упражнениям, улучшающим кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышающим устойчивость организма к холоду, инфекциям. Воспитывать потребность в сохранении и укреплении своего организма. Коврик, массажные дорожки, аудиозапись «релакс», тренажер для стоп, ребристая доска
Раздел. «В гости к Мойдодыру»
5 Февр.
3,6
10,13
17,20
27
«Королева-Зубная щетка»
«Мыло и мочалка»
«Гигиена»
«Знай и соблюдай режим дня»
Комплекс №5
Беседа, показ, демонстрация, иллюстрация. Научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью. Формировать представление о роли рта и зубов в жизни человека, необходимости регулярного и правильного ухода за полостью рта. Закрепить правила личной гигиены. Продолжать формировать правильную осанку, укреплять мышечный скелет. Коврик, массажные дорожки, тренажер для стоп, ребристая доска
Раздел. «Руки. Осязание»
6 Март
3,6,
10
13,17
20,24
27,31
«Вышли пальчики гулять…»
«Осязание»
«Самомассаж»
«Наши руки не для скуки»
Комплекс №2
Беседа, показ, демонстрация, иллюстрация. Дать понятие о пользе массажа «точек здоровья»(профилактика простудных заболеваний); Развивать мелкую моторику рук. Обучить элементам самомассажа. Способствовать формированию привычки заботится о своём здоровье. Воспитывать у детей понимание ценности здоровья. Продолжать формировать правильную осанку; учить умению расслабляться., укреплять мышцы спины, бедер. укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслабляться. Коврик, массажные дорожки, карандаши по кол-ву детей, тренажер для стоп, ребристая доска
Раздел. «Улыбка и смех-здоровье для всех»
7 Апр.
3,7
10,14
17,21
24,28
«Дружба начинается с улыбки»
«Ребята, давайте жить дружно!»
«Здоровье с улыбкой»
«И хорошее настроение не покинет больше нас»
Комплекс №1
Беседа, показ, демонстрация, иллюстрация. Учить детей определять состояние человека по лицу, голосу, упражнять детей в умении проявлять и различать радость, удовольствие. Дать детям понятие о настроении, и его регулирования. Побуждать детей совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих. Продолжать формировать правильную осанку, воспитывать любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту; совершенствовать умение выполнять дыхательные упражнения и массажи с полным контролем своего дыхания Коврик, массажные дорожки, тренажер для стоп, ребристая доска.
Раздел. «Солнце, воздух и вода…»
8 Май
5,12
15,19
22,26
29
«Наше солнце рано встало, всех детишек приласкало»
«Волшебница вода»
«Воздух наш друг»
«Если хочешь быть здоров – занимайся…»
Комплекс №3
Беседа, показ, демонстрация, иллюстрация. Формировать представления у детей о солнечных и воздушных ваннах. Дать знания о том, что они благотворно действуют на весь организм, повышают тонус нервной системы, увеличивают
сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Обогатить знания детей о роли воды в жизни человека. Совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены. Объяснить детям, какую пользу приносят солнце, воздух и вода, для человеческого организма.
Коврик, массажные дорожки, тренажер для стоп, ребристая
Учебно-методическое и пргораммное обеспечение
а) используемая литература:
1. Асачева Л. Ф., Горбунова О. В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. СПб: Детство-пресс, 2013.
2. БабенковаЕ. А. Игры, которые лечат. Д/в 2009 № 5
3. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. пособие. М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
4. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», 2007.
5. Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). М. : «ТЦ Сфера», 2005.
6. Игнатова Л. В. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. 2008.
7. Карепова Т. Г. «Формирование здорового образа жизни», 2009.
8. Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим», 2004
9. Лосева В. С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2004.
10. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ: Из опыта работы. О. Н. Моргунова, ТЦ «Учитель», 2005.
11. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М. : Мозаика-Синтез, 2002.
12. Страковская В. Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М. : Медицина, 1987.
Б) программное обеспечение и Интернет-ресурсв
1. Федеральные государственные образовательные стандарты. Standart.edu.ru
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). https://fcior.edu.ru/
3. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». https://www.ict.edu.ru/
4. https://www.kindereducation.com – Дошколенок.
5. https://ivalex.vistcom.ru/ - Все для детского сада.
Содержание
Пояснительная записка…. 3
Нормативно-правовая база…. 3
Актуальность…. 3
Практическая значимость … 4
Цель программы…. 4
Задачи программы…. 4
Формы и режим занятий…. 4
Планируемые результаты…. 5
Способы проверки ожидаемых результатов…. 5
Формы реализации дополнительной образовательной программы…. 7
Учебно-тематический план… 8
Календарно-тематическое планирование…. 9
Учебно-методическое и программное обеспечение… 13