Людмила Казагашева
Рабочая программа по хакасскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХАКАССКОМУ ЯЗЫКУ (средняя группа)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Аннотация к рабочей программе…3
2. Пояснительная записка…3
3. Направления реализации программы дошкольного образования: национально – региональный компонент…. 4
4. Организация работы по обучению воспитанников родному (хакасскому) языку…5
5. Календарно – тематическое планирование на 2017 – 2018 учебный год…. 6
Публикация «Рабочая программа по хакасскому языку» размещена в разделах
6. Мониторинг усвоения программы : национально – региональный компонент…. 8
7. Список литературы…. 9
1. Аннотация к рабочей программе по хакасскому языку средней группы
Все народы имеют свою историю, веками накопленные традиции, обычаи и культуру и язык.
Язык – это душа народа и средство передачи и освоения духовного, интеллектуального, культурного, материального опыта, накопленного предшествующими поколениями подрастающим поколениям. Ряд весьма известных исследователей подтвердили, что только ребенок, находящийся в контакте с традициями и обычаями, может быть носителем материальной и духовной культуры своего народа, что только ребенок, находившийся в контакте с языком, может говорить на этом языке. Владение только собственным языком придает черты нации, а значит, дает право на полное использование языка во всех областях, в первую очередь в системе образования. Нельзя воспитывать в человеке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой язык и культура – белое пятно.
Содержание обучения хакасскому языку на данном этапе определяется программой «Иркеек. Программа по хакасскому языку», разработанной авторским коллективом Арчимаевой М. С., Ахпашевой С. А. и др. изданным ХакИРОиПК в соответствии с требованиями к государственным программам по дошкольному образованию.
Рабочая программа по хакасскому языку средней группы является вариативной частью общеобразовательной части «Речевое развитие» осуществляется за счет внедрения национального, регионального, этнокультурного содержания образования «Хакасский язык». Изучение хакасского языка направлено на обучение дошкольников хакасской речи и приобщение к культуре хакасского народа. Содержание тем учебного курса планируется согласно темам программы «Иркеек».
2. Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана воспитателем ДОУ «Детский сад «Жаворонок» средней группы «Белочки» Казагашевой Л. В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Жаворонок» работает по комплексной программе, используемой в ДОУ Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
Обучение хакасскому языку способствует реализации образовательной области «Речевое развитие». Содержание образовательной области «Речевое развитие» направленно на достижение целей овладения речью как средством общения и культуры через решение следующих задач:
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;
2. Развитие всех компонентов устной речи, грамматического строя речи, связной речи, диалогических и монологических форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры в различных формах и видах детской деятельности;
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого – педагогических задач области «Речевое развитие» осуществляется во всех областях Программы. Предлагаемая программа обучения воспитанников хакасскому языку, рассматривает обучение родному языку, как целостную систему, которая предполагает постепенное знакомство с некоторыми особенностями фонетики и грамматики хакасского языка : образование множественного и единственного числа, синонимом, антонимами, омонимами, принципом наращивания аффиксов и др. Она вводит воспитанников в понятия, как «хакасская речь» и «хакасский язык», затем «хакасская литература» и «история хакасского народа».
В основу обучения хакасскому языку воспитанников взята Программа «Иркеек» авторского коллектива под редакцией М. С. Арчимаевой разработанная для детей 3-7 лет.
Основная цель: приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания с использованием национально-регионального компонента.
В процессе обучения хакасскому языку решаются следующие задачи:
1. Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации дошкольников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использование хакасского языка как средства общения.
2. Освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью на хакасском языке.
3. Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием хакасского языка : знакомство с хакасским детским фольклором и хакасской художественной литературой.
Развитие личности речевых способностей, внимания, мышления, памяти, воображения дошкольника; мотивации к дальнейшему овладению хакасским языком.
3. Направление реализации программы дошкольного образования: национально-региональный компонент
В программе задачи педагогической работы распределены по четырем образовательным областям развития физическому, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому.
Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного учреждения.
В направлении «Физическое развитие» заложены начала формирования здорового образа жизни. Все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой хакасского народа, является частью системы дошкольного образования.
В содержании направления «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка на родном языке со взрослым и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главные условия присвоения традиций, формирование начал гражданственности, любви к своей семье, родному краю, Родине, как основа формирования самосознания.
В содержании направления «Познавательное развитие», «Речевое развитие» главным выступает развитие устойчивого интереса к хакасскому языку, желание общаться на родном языке. Заложить основы правильного звукопроизношения, интонационно-выразительной речи, определенного запаса лексических единиц помогут информационно-коммуникационные технологии, аудиовидеозаписи, учебно-методический комплект, детская художественная литература. Специально обозначены задачи развития познавательного интереса в области ознакомления с историей, культурой, архитектурой, природой родного края. Интеграция национальных ценностей и системы образования - процесс постоянного совершенствования содержания дошкольного образования, его цели, ценности, смысловых установок.
Основой правильной организации обучения хакасскому языку является система распределения учебного материала по тематическому принципу. Тематика занятий должна быть составлена с учетом интересов детей и быть близкой по содержанию к их повседневной жизни детей.
Направления «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры. Включение национальной культуры в систему дошкольного образования осуществляется посредством педагогического потенциала элементов национальной культуры - музыки, изобразительного искусства, театра, фольклора, народных песен, народных танцев, игры. Реализация данного направления осуществляется в воспитании бережного отношения к семейным традициям, к национальным традициям, эстетическое восприятие памятников архитектуры, живописи, музыки.
4. Организация работы по обучению воспитанников родному (хакасскому) языку
Организация работы по обучению воспитанников хакасскому (родному) языку в ДОУ осуществляется в процессе НОД, режимных моментов, в разных видах деятельности (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется не на жестко регламентируемых занятиях, а через организацию различных видах деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтение художественной литературы, наблюдение, подвижная игра, игровое упражнение, детское экспериментирование, проектная деятельность) выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно. В ДОУ в средней группе обучение хакасскому (родному) языку проводится педагогом 1 раз в неделю в рамках режима дня.
В процессе обучения детей хакасскому языку, ведется индивидуальная работа с детьми и их родителями в свободное от НОД время. Воспитатель и специалисты создают языковую среду в общении с детьми в течение дня с целью закрепления пройденного материала по обучению детей хакасскому языку.
Программа рассчитана на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность до 20 минут. Работа с детьми проходит по подгруппам от 5-10 человек, методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей обстановке пробуждать к самостоятельной деятельности. Тема деятельности, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируется и варьируется в зависимости от способности детей, от их интересов и желаний, времени года и т. д.
Так как необходимо детей научить общаться на хакасском (родном) языке, на занятиях большое внимание уделяется развитию диалогической и монологической речи детей. На начальном этапе диалогическая форма общения предполагает умение представить кого-то кому-то, умение поздравить, умение выразить сожаление и т. д. В первую очередь решаются следующие задачи: научить ребенка правильно произносить специфические звуки хакасского языка, как изолированно, так и в словах (артикуляции).
Методы и приемы, используемые при реализации программы :
1. Словесные: объяснения, рассказ педагога, беседы, художественное слово.
2. Наглядные: показ и рассматривание иллюстраций, картин.
3. Практические: сюжетно-ролевые игры, экскурсии, упражнения, дидактические и подвижные игры.
5. Календарно – тематическое планирование на 2017 – 2018 учебный год
В средней группе представлены следующие темы:
Месяц Ситуации Задачи
Сентябрь 1. Моя семья (iче, паба, ага, ууча);
2. Словесная игра «Син- мин» (ты –я); Дать представление о семье, о членах семьи, правильно произносить звуки.
Умение представлять себя на хакасском языке, понимать воспитателя.
Октябрь 1. Интервью о своей семье (iче, паба, пиче, ада);
2. Приветствие друг друга (изен-изеннер, анымчох);
3. Мой друг (синiн ады кемдир)
4. Заучивание пальчиковой игры (пир, iкi, ус, торт, пис - палачах) Умение представлять членов семьи;
Учить приветствовать друг друга на хакасском языке;
Развивать навыки представления друг друга, задавать вопросы.
Учить счету до пяти;
Ноябрь 1. Мой дом (тура)
2. Заучивание пальчиковой игры «Тох тох, турачах»;
3. Юрта - жилище хакасов.
4. Приходите в гости к нам, будем пить чай.
5. Мой город - Абакан. Знать свой адрес.
Учить детей запоминать слова с действиями.
Знакомство с домом хакасов, с его предназначением;
Воспитывать гостеприимство, развивать этикет.
Воспитывать интерес к познанию истории своего города.
Декабрь 1. Моя группа, понятие дети (оолахтар, хызычахтар, палалар);
2. Мои игрушки (тулгу, аба, пуур, ат);
3. Счетдо 5 «Посчитаем свои игрушки»;
4. Д/игра «Чего не стало?»;
5. Игра «Прятки» (игрушкалар тизибисти) Развивать интерес к звукопроизношению;
Знакомство с названиями животных;
Закрепление счета до 5, название животных;
Развивать внимание, называние предметов на хакасском языке.
Развивать память, внимание.
Январь 1. Кип-азаам (моя одежда);
2. Диалог на тему» Красивая одежда»;
3. Украшение пого бисером.
4. Мои рукавички (мелей);
5. В магазине одежды (диалог о цене) Знакомство с традиционной одеждой хакасов.
Учить детей отвечать на вопросы, используя прилагательные (сiлiг)
Развивать интерес к творчеству.
Называть названия предметов одежды.
Развивать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы.
Февраль 1. Стол салчам посуданан;
2. День рождение Тарины;
3. Украсим посуду орнаментом.
4. Магазин посуды (Диалог о цене) Знакомство названиями посуды, их использование;
Использование названия посуды при сервировке стола.
Знакомство с элементами хакасского искусства.
Закреплять счет, умение отвечать на вопросы.
Март 1. Разучивание игры
«Саасхан»;
2. Тагда чахаяхтар ос партыр (Весенние явления в природе);
3. Я маме подарю цветок.
4. Чыл – пазы
5. Экскурсия в выставочный зал. Запоминание слов и действий.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Учить детей рассказывать короткие стихи.
Принимать участие на праздничных мероприятиях.
Развивать интерес к культуре Хакасии.
Апрель 1. Заучивание подвижной игры» Хоор - хоор».
2. Знакомство с музыкальным инструментом – чатхан.
3. Слушание композиции на хомысе «Бег коней»;
4. Оформление выставки «Природа моей Хакасии»
5. Рассказывание хакасской народной сказки» Медведь и бурундук» Запоминание потешек, стихов на хакасском языке.
Прививать интерес к искусству.
Закреплять интерес к культуре.
Привлекать к участию родителей воспитанников.
Учить отвечать на вопросы фразами из сказки.
Май 1. Разучивание игры «У медведя в бору»;
2. Праздник «Чир - ине»;
3. Минин тореен чирiм Хакасиям. (Викторина) Закреплять произношение хакасских звуков.
Закреплять навыки общения детей на хакасском языке.
Закрепление разговорной речи на хакасском языке.
6. Мониторинг усвоения программы : национально – региональный компонент
Итоги освоения содержания программы
• Ребенок правильно произносит звуки хакасского языка
• Называет на состав семьи, домашних и диких животных и птиц, части тела, посуду, одежду.
• Составляет предложения из двух-трех слов
Умеет драматизировать сказки, читать стихи, понимать речь воспитателя.
Список, используемой литературы:
1. Ахпашева С. А., Судочакова Н. В., Колмакова З. С… Иркечек. Программа по хакасскому языку. – Абакан, 2005;
2. Доможаков В. И. Хакасские народные сказки. - Красноярск, 1986;
3. Топоев И. П. Иркечектерге: кибелiстер паза сырлачан хоостар = Самым маленьким: стихи и рисунки для раскраски. На хакасском языке. – Абакан: Дом литераторов Хакасии, 2016. – 24 с.
4. Топоев И. П. Кунiчек. 14 № = Солнышко. № 14: Литературно-художественный журнал для детей дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций Республики Хакасия. На хакасском языке. – Абакан: Хакасское кн. Изд-во, 2016. – 52 с. : цв. ил.
5. Журнал «ПониМашка в краю загадок» № 36: Издательство «Открытые системы», Сентябрь, 2016 г.