Анна Никулина
Рабочая программа по образовательной области «Музыка» для детей 3–4 лет во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Ранний и младший дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Именно в области музыки встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня жизни ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это прежде всего голос матери с убаюкивающими или оживленными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех выделяемых впечатлений, отличает от шума, сосредоточивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Музыка“ для детей 3–4 лет во второй младшей группе» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия, то есть организовать музыкальное воспитание маленьких детей так, чтобы учитывались их возрастные особенности.
В 3-4 года необходимо воспитывать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться. Через восприятие различных по жанру и содержанию музыкальных произведений обогащается музыкально-слуховой опыт малышей, развиваются их музыкально-сенсорные способности – звуковысотный, ритмический, динамический и тембровый слух; развивается умение слушать музыку, петь, ритмично двигаться. Приобщение к музыке развивает творческую активность детей.
На четвертом году жизни ребенка интенсивно формируются основы его личности. Проявляются такие сложные нравственные чувства, как любовь к близким, гуманное отношение к животным, растениям, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому он с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом: с образами любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, природным окружением.
Продолжается становление музыкального восприятия. Внимание
ребенка делается все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное) до конца, то есть обладает элементарными основами культуры слушания музыки.
В этом возрасте у малыша уже достаточен объем музыкально-слуховых
представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует об обогащении их музыкальной памяти. Имеющийся музыкальный опыт помогает детям вслушиваться и различать музыку первичных жанров (песня, танец, марш, а так же некоторые разновидности песни (колыбельная, плясовая).
В основу данной программы положена примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М6: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 год. Работа по данной программе проводится по разделу образовательная область «Музыка» и требования ФГОС.
Данная рабочая программа является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ Сортавальского МР РК Детский сад % 23 «Ладушки».
Программа рассчитана на 68 часов в соответствии с учебным планом учреждения и годовым календарным учебным графиком.
Таким образом, содержание образовательной области «Музыка» для детей 3-4 лет направлено на достижение цели воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
и задач: Познакомить с тремя музыкальными жанрами : песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти. Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы, чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный, эмоционально на нее реагировать. ,
и осуществляется по разделам:
Слушание. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять сколько частей в произведении.
Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы-септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко-тихо).
Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, ДМИ (погремушка, бубен, колокольчик, барабан и др.).
Пение. Способствовать развитию певческих навыков без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си, в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество. Развивать желание детей петь и допевать мелодию колыбельных песен на слог «Баю-баю» и веселых мелодий на слог «Ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения. Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.
Совершенствовать навыки основных движений (ходьба, бег). Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.
Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них.
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов : идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
Развитие танцевально-игрового творчества. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Учить более точного выполнения движений, передающий характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомить детей с некоторыми ДМИ : металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Формы организации воспитательного процесса: музыкальные занятия (групповые) 2 раза в неделю по 15
Промежуточные результаты освоения программы образовательной области «Музыка» во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС.
Промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяются в соответствии с ФГОС, через интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения образовательной области «Музыка» :
• Слушает музыкальное произведение до конца.
• Узнает знакомые песни.
• Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
• Поет не отставая, не опережая других.
• Умеет выполнять музыкальные движения : кружится в парах, притопывает попеременно н6огами, двигается под музыку с предметами.
• Различает и называет детские музыкальные инструменты (колокольчик, барабан, ложки).
Виды и формы контроля: систематическое наблюдение за детьми, исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях, диагностика 2 раза в год.
Возрастная и индивидуальная характеристика контингента детей 2 младшей группы
Сфера развития детей, виды музыкальной деятельности Особенности развития контингента детей
Возрастные особенности детей 3-4 - го года жизни Индивидуальные особенности контингента детей 2-3 -го года жизни
Слушание Во 2 младшей группе для слушания музыки используется более сложный репертуар. В нем имеют место песнип, отражающие явления природы («Осенняя песенка» Ан. Александрова, «Зима прошла» Н. Метлова, близкие, понятные детям образы («Заинька» М. Красева, «Кукла» М. Старокадамского, плясовые народные мелодии, программная инструментальная музыка («Дождик» Г. Лобачова, «Лошадка» Н. Потоловского). В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Одни дети подвижны, отдают предпочтение шумным играм, любят побегать, порезвиться; другие — медлительны, предпочитают спокойные игры; третьи — боязливы, сторонятся сверстников и к воспитателю относятся на первых порах с опаской или, напротив, не отходят от него, видя в воспитателе своего защитника. Некоторые дети в два-три года могут самостоятельно одеться, аккуратно поесть, а другие и к трем годам не умеют одеваться, ожидают, чтобы их покормили. Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер.
Пение На четвертом году жизни певческий голос у3 детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей даже появляется крикливость. Формируя певческое звучание, надо следить, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне (ре-ми-ля первой октавы).
Большое место уделяется работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснять значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению. Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся и следует постоянно следить за этим, приучая детей к коллекутивному пению. В начале года дети тольтко подпевают педагогу на занятиях, а к концу года могут самостоятельно исполнить 2, 3 песенки.
Музыкально-ритмические движения Во 2 младшей группе объем музыкально-ритмических и двигательных навыков расширяется. Дети способны выпорлнять более точные задания. В музыке подвижного характера они различают марш и пляску и соответственно двигаются (ходят, бегают, прыгают, отмечая движениями изменение силы звучания (тихо, громко) и темпа (умеренный, быстрый). В этом возрасте мы учимся двигаться по кругу по одному и парами, кружиться и танцевать в парах.
Игра на ДМИ Детям очень интересны ДМИ, они с удовольствием приобщаются к игре на них. На ряду со знакомством и обучением игре на шумовых ДМИ необходимо развивать чувство ритма детей, тембровый слух, упражнять детей в узнавании музыкального произведения по слуху. Развиваем ритмический слух с помощью шумовых музыкальных инструментов.
Вывод У детей данного возраста повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно- образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть. Дети данного возраста с интересом и желанием занимаются музыкой.
Тематическое планирование.
Сентябрь. Воспитывать отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать ее. Учить детей воспринимать контрастное настроение песни и инструментальной пьесы, понимать о чем (о ком) пьеса или песня.
Учить различать высокие и низкие звуки.
Формировать умение петь напевно, ласково, подстраиваться к голосу взрослого.
Учиться начинать и заканчивать движения вместе с музыкой, осваивать ритм ходьбы и бега. Учить детей отмечать в движении двухчастную форму.
Учить малышей использовать в игре знакомые танцевальные движения, чувствовать окончание музыкальной пьесы.
Слушание. «Осенняя песенка» Ан. Александрова, «Как у наших у ворот» русс. Народ. Мелод. «Петрушка» Брамс.
Пение: «Солнышко» «Дождика слезинки», «Петушок», «Ладушки»
«Осень».
МРД: «Марш» Э. Парлова. «Гулять-отдыхать» М. Красева. «Прятки» Р. Рустамова. «Погуляем» Е. Тиличеевой. «Паровозик», «Пляска с листьями»
«Воробушки и автомобиль», «Солнышко и дождик»,
«Прятки» Р. Рустамова., «Кто хочет побегать?»,
МДИ. Тихие и громкие звоночки», «Птица и птенчики».
Интеграция: Познание – знакомить с новыми песнями, музыкальными инструментами; социализация – учить слушать музыку, отзываться на нее, выражать свое настроение и отношение к музыке; чтение художественной литературы – знакомить со стихами о персонажах песен: Зайка, Петушок, Птичка, и др.
Октябрь
Учить детей воспринимать настроение и содержание песни, отвечать на вопросы по тексту.
Развивать динамический слух, умение различать тихое и громкое звучание музыки.
Формировать певческие навыки в процессе разучивания песен, учить петь естественным звуком, широко открывая рот, четко произнося слова.
Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, меняя движение со сменой частей произведения. Приучать ритмично ходить, легко бегать.
Учить детей передавать характерные движения в соответствии с текстом песни.
Слушание. «Ежик» Д. Б. Кабалевский, «Лошадка», цикл «В лесу» Е Тиличеевой.
МДИ. «Тихие и громкие звоночки» е. Тиличеевой, «Спрячь листик», «Мишка пришел в гости», «Ворбышки и автомобиль».
Пение «Дождика слезинки» «Осень»,
«Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой, «Игра с лошадкой»
«Паровозик» // м. р. Р. №8.11. 55.
«Осень» // м. р. №5.12. 39.
МРД. «Пальчики-ручки» русс. Нар. мелод., обр. М. Раухвергера. Игра «Солнышко и дождик» М. Раухвергера. Образные движения : машины, лошадки, самолеты, поезд. «Танец с лентами» // м. р. №8.11. 56. «Пляска с листьями», «Пляска с погремушками», «Сапожки».
«Мамины помощники», «Ходим парами», «Тихо-громко», «Быстро-медленно».
коммуникация – активное общение со взрослыми и другими детьми; социализация – учить детей договариваться кому первому заходить в зал, кому с кем танцевать в паре.
Ноябрь
Приучать детей слушать инструментальную музыку изобразительного характера, понимать ее содержание.
Формировать восприятие и различение ритма, динамики звука.
Продолжать учить детей петь естественным голосом, в одном темпе, дружно начинать после музыкального вступления.
Учить малышей начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки. Упражнять в прыжках на двух ногах, добиваясь по возможности легкого подпрыгивания, в легком беге на носочках под музыку. Побуждать выполнять движения в соответствии с текстом песни.
Учить использовать знакомые танцевальные движения, чувствовать окончание пьесы, ориентироваться в пространстве, убегать по сигналу.
Слушание. «Лошадка» А. Гречанинова.
«Игра с лошадкой» (2 мл. 29, "Зима прошла»
МРД. «Прогулка», «Быстро-медленно», «Тихо-громко»,»Вот какие мы большие»,
«Баю-баю- М. Красева.
Пение. «Куколка». «Елочка», «Зима», «Игра с лошадкой»»Дождика слезинки»».
Пляска. «Сапожки» - пляска., «Мячики» Т. Ломовой – упражнение «Пляска с погремушками».
Игра. «Догонялки», «Игра с погремушками», логопедические упражнения: «Платье», «Брюки», «Тапки». 2ч.
коммуникация – развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками; познание - расширение кругозора детей в области музыки.
Декабрь. Развивать умение слушать и различать музыку контрастного характера: колыбельную и веселую, задорную песню, запоминать И различать их.
Учить детей различать высокое и низкое звучание.
Учить ребят петь с музыкальным сопровождением, в одном темпе, весело, подвижно.
Развивать умение различать характер музыки и передавать его в движении. Ходить спокойно, в ритме музыки. Учить детей менять движения со сменой частей музыки. Легко бегать, плавно поднимать и опускать руки, прыгать на двух ногах. Осваивать хороводный шаг. Танцевать всем одновременно, согласуя свои движения с музыкой и текстом.
Учить детей передавать в движении характер нескольких музыкальных произведений, совершенствовать прыжки на двух ногах. Развивать быстроту и ловкость движений. «Колыбельная» С. Разоренова, «Песенка Петрушки» Г. Фрида.
Январь.
Формировать у детей умение слушать музыку до конца, узнавать знакомые произведения.
Учить детей различать тембры музыкальных инструментов (пианино, бубен, колокольчик, барабан).
Развивать у детей способность различать звуки по высоте, динамике, ритмическому рисунку. Продолжать учить детей петь выразительно, напевно, начинать дружно после музыкального вступления.
Учить ритмично ходить и легко бегать на носочках, выполнять образные движения, подсказанные характером музыки («идет кошечка», «Летит птичка», «Скачет лошадка», «медведь идет» и др.)
Учит детей менять движения в соответствии с частями музыки, передавая характер веселого танца, двигаться парами по кругу.
Побуждать малышей воспринимать легкий, радостный характер музыки и передавать его в движении; упражнять в легком беге.
Февраль.
Формировать у детей умение слушать быструю, бодрую музыку, привлекать внимание к изобразительности в пьесе.
Развивать звуковысотное восприятие.
Учить детей петь бодро, правильно передавая мелодию, четко произнося слова.
Учить детей реагировать на изменение характера музыки, на начало и окончание звучания, развивать умение легко бегать, передавать образы музыки. Побуждать малышей выполнять движения с куклами.
Помогать детям осваивать прямой галоп, передавать характерные действия игрового образа
Март
Учить детей воспринимать пьесы радостного, бодрого, веселого настроения. Развивать динамическое восприятие., учить детей различать звуки по высоте, ритмическому рисунку, динамике.
Учить петь бодро, правильно передавать мелодию, смягчая концы музыкальных фраз.
Учить детей прямому галопу, передавать характерные действия игрового образа, согласовывать свои движения с музыкой.
Учить детей различать и воспроизводить низкие и высокие интонации, передавать игровой образ в соответствии с музыкой.
Апрель
Учить детей воспринимать песню радостного, настроения, отвечать на вопросы о характере музыка.
Учить различать контрастные динамические оттенки в музыке.
Учить петь протяжно, бодро, весело, слаженно по темпу, отчетливо произносить слова.
Помогать малышам передавать характер и динамические изменения в музыке, упражнять в легком беге в рассыпную.
Закреплять имеющиеся двигательные навыки детей.
Май
Обращать внимание детей на особенность изобразительных средств пьесы, динамику звучания.
Учить петь весело, дружно, начинать песню после музыкального вступления.
Учить детей передавать характерные действия игрового образа в соответствии с музыкой. Закреплять умение двигаться в парах, кружиться, притопывать ногой, отмечать действиями двухчастную форму пьесы и ее окончание, использовать знакомые движения.
Закреплять имеющиеся двигательные навыки детей.