Анна Никулина
Рабочая программа по образовательной области «Музыка» для детей второй группы раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Ранний и младший дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Именно в области музыки встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня жизни ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего, голос матери с убаюкивающими или оживленными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех выделяемых впечатлений, отличает от шума, сосредоточивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребенком, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Музыка“ для детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия, то есть организовать музыкальное воспитание маленьких детей так, чтобы учитывались их возрастные особенности.
Таким образом, содержанием данной программы как музыкального воспитания в первые годы жизни ребенка является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
В основу данной программы положена примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М6: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 год и требования ФГОС.
Работа по данной программе проводится по разделу образовательная область «Музыка».
Данная рабочая программа является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ Сортавальского МР РК Детский сад № 23 «Ладушки». Данная рабочая программа является частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ Сортавальского МР РК Детский сад №23 «Ладушки».
Программа рассчитана на 68 часов в соответствии с учебным планом учреждения и годовым календарным учебным графиком.
Таким образом, содержание образовательной области «Музыка» для детей 2-3 лет направлено на достижение цели воспитывать у детей интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения;
и задач, которые осуществляются по разделам:
Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о ком, о чем поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое-низкое звучание колокольчика, фортепиано, металлофона).
Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем, постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. Д.)
Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать ее с окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).
Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движение с изменением характера музыки или содержанием песни.
Объем обязательной части составляет 100% времени, необходимого для реализации образовательной программы, рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской музыкальной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную музыкальную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную музыкальную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Виды и формы контроля: систематическое наблюдение за детьми, исполнение выученных произведений на праздниках, развлечениях.
Формы организации образовательного процесса : музыкальные занятия 2 раза в неделю, по 10 минут.
Промежуточные результаты освоения программы образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГОС.
Промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяются в соответствии с ФГОС, через интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения образовательной области «Музыка» :
• Узнает знакомые мелодии, различает высоту звуков (высокий, низкий).
• Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
• Двигается в соответствии с характером музыки.
• Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
• Называет музыкальный инструмент : погремушка, бубен.
Мониторинг освоения программы проводится 2 раза в год : начало сентября и конец мая. Проверка достижения результатов происходит в процессе наблюдения по показателям развития ребёнка в музыкальной деятельности (из комплексной программы в соответствии с поставленными задачами). Уровень музыкального развития дети показывают также на утренниках и развлечениях. Родители могут получить информацию о развитии своего ребенка в музыкальной деятельности в индивидуальной консультации, информационных листах в групповых родительских уголках. Промежуточные и итоговые результаты реализации и освоения программы обсуждаются на итоговом педагогическом совете (в мае).
2. Содержательный раздел.
Содержание программы.
Структура занятия:
1. Вход – свободный, рассаживание на стульчиках.
2. Вводная часть – игры с ладошками «ладушки-ладошки», «Зарядка»; на координацию рук «Это я»; коммуникативные: «Прилетела птичка», «Догони зайчика» «Ладошечка».
3. Основная часть – слушание песен, сюрпризные моменты (игрушки приходят в гости, подпевание повторяющихся слов.
4. Заключительная часть – игра с героями занятия, формирование двигательных навыков (притопы, пружинка, фонарики, хлопки и т. д.).
Взаимодействие с семьей в образовательном процессе по реализации образовательной области «Музыка» осуществляется через:
- Знакомство родителей с возможностями детского сада, а так же близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей,
- Раскрытие возможностей музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.
- Привлечение родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты).
- Информирование родителей о возрастных музыкальных особенностях музыки, интересных музыкальных фактах. Регулярно помещать информационные листы для родителей в уголках группы.
Программно-методическое обеспечение :
1. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М6: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 год
2. Комплексно- тематическое планирование в средней группе.
3. Музыка в детском саду., выпуск 4 под ред. Н. Ветлугиной.
4. «Ритмическая пластика». А. И. Буренина, Санкт-Петербург, 2001г.
5. «Са-фи-дансе» Санкт-Петербург, 2001г.
6. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», Кононова Н. Г., М, 1982г
З 7. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. :Мозаика-Синтез, 2008.-96с.
8. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. -Издательство «Детство-пресс», Санкт-Петербург;
9. Суворова Т. Танцевальная ритмика для детей. учеб. пособие. - Вып. 1, 2, 3, 4.- СПб. : музыкальная палитра, 2006.
10. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение (Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет).Из опыта работы муз. руководителей детских садов. – М. :Просвещение,1984.-288с. ,ил. ,нот.
11. Бекина С. И., Орлова Т. М. Учите детей петь. М. : Просвещение, 1988
12. «Ритмическая пластика». А. И. Буренина, Санкт-Петербург, 2001г.
13. Музыкальные занятия/ авт. -сост. О. Н. Арсеневская. - Волгоград: Учитель, 2012.-251с.
14. ж. «Музыкальный руководитель»
- 15. ж. «Музыкальная палитра»
Дидактическое оборудование:
- - музыкально-дидактические игры для развития звуковысотного, тембрового слуха,
чувства ритма)
р - раздаточный материал (платочки, ленточки, цветочки и т. д.)
- наглядный материал (иллюстрации, картины, игрушки)
- костюмы для театрализации (детские и взрослые)
- методическая литература.
- - специальная и методическая литература.
-аудиозаписи шумов (диски, кассеты)
-записи классической и современной музыки (в том числе детской) диски, кассеты)
-фортепиано
-магнитофон
-музыкальный центр
-ложки деревянные
-колокольчики
-барабаны
-металлофоны (большие и маленькие)
-ксилофон
-погремушки
-маракас
-румба
Список используемой литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -2-е изд., испр. И доп. _ М. : Мозаика-Синтез,2005-208 с.
2. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: пособие для воспитателя и музыкального руководителя дет. Сада. (Из опыта работы) .М. : Просвещение,1985.-160с.
3. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации –М. :Мозаика-Синтез,2006.-96с.
4. Костина Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. - М. : Линка-Пресс, 2008.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. Уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание»/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н Комарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной. -2е изд. Испр. И доп. - М. : Просвещение, 1982.-271с. ,ил.