Юлия Жмакина
Рабочая программа по математическому образованию для детей средней группы «Всезнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Ромашка», МБДОУ детский сад № 22
Рабочая программа по математическому образованию
для детей средней группы
«Всезнайки»
Разработчик : Жмакиной Юлии Сергеевны
2017 г
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по математическому образованию для детей средней группы „Всезнайки“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Программа составлена для организации работы с детьми среднего дошкольного возраста (средняя группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17.10.2013г, на основе Основной образовательной программы МБДОУ ДС №22 и, с учётом методических рекомендаций авторского коллектива примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Срок реализации данной программы – 1 год.
Настоящая рабочая Программа основана на элементах прикладной и социальной экологии для детей от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Рабочая программа представляет собой модель процесса воспитания, развития и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в среднем дошкольном возрасте.
Цели и задачи программы
Цель РП: обеспечение коррекции математического развития детей, оказание им квалифицированной помощи с учётом индивидуальных особенностей.
ЗадачиРП:
• Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
• Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
• Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
• Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы. От педагогического мастерства каждого воспитателя, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Основные направления реализации программы
1. НОД по математическому образованию.
2. Совместная деятельность.
3. Самостоятельная деятельность.
Формы и методы реализации программы
Методы и приемы:
1. Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
2. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
3. Наглядный (с помощью наглядных материалов : картинок, рисунков, плакатов, фотографий, Показ мультимедийных материалов
Формы образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты Самостоятельная
деятельность детей В совместной деятельности с семьей
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные Индивидуальные
подгрупповые Индивидуальные
групповые
• Рассматривание
• Наблюдение
• Чтение
• Игра-экспериментирование
• Развивающая игра
• Экскурсия
• Интегративная деятельность
• Конструирование
• Исследовательская деятельность
• Рассказ
• Беседа
• Создание коллекций
• Проектная деятельность
• Экспериментирование
• Проблемная ситуация • Сюжетно-ролевая игра
• Рассматривание
• Наблюдение
• Чтение
• Игра-экспериментирование
• Развивающая игра
• Ситуативный разговор с детьми
• Экскурсия
• Интегративная деятельность
• Конструирование
• Исследовательская деятельность
• Рассказ
• Беседа
• Создание коллекций
• Проектная деятельность
• Экспериментирование
• Проблемная ситуация • Во всех видах
самостоятельной детской деятельности
• День открытых дверей
• Педагогическая гостиная
• Проектная деятельность
• Создание коллекций
• Обогащение предметной среды
• Чтение литературы
• Праздники и развлечения
• Консультации
• Экспериментирование
• Конкурсы, игры-викторины
Планируемые результаты
1. Развить общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям.
2. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
3. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Содержание программы
Непосредственно организованная образовательная деятельность
(виды деятельности, цель) Совместная с взрослым деятельность
(виды деятельности, цель) Самостоятельная деятельность
(виды деятельности, цель)
«Круг, квадрат, прямоугольник»
Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности.
Виды деятельности:
-Беседа «Геометрические фигуры»
- Просмотр презентаций
- Самостоятельно собери елочку из счетных палочек
«Счет»
Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке.
Виды деятельности:
Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи
«Состав счета от 0 до 9»
Цель: Закрепить представления о составе чисел от 1 до 10.
Виды деятельности:
Штриховка цифры, выкладывание образа цифры из различных предметов.
«Закрепление математических знаний и умений»
Цель: Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой
Виды деятельности:
- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;
- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
«Короткий и длинный»
Цель:
Умение устанавливать связи увеличения (уменьшения) количество меньше (больше)
Виды деятельности:
Ребенку дается набор полосок одинаковый ширины, но разной длины.
-Разложи полоски от самой длинной до самой короткой.
Вопросы:
-Какая полоска длинная (короткая?
-Какие из полосок длиннее зеленой?
-Какие из полосок короче красной?
«Сравни дорожки»
Цель: Умение группировать предметы по размеру (1 – 2 признаков)
Виды деятельности:
Две дорожки разной длины и ширины, теннисный
шарик.
Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.
- Покажи длинную дорожку (короткую).
- Что можно сказать о ширине дорожек?
- Покажи широкую дорожку (узкую).
- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной
(короткой) дорожке.
Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их психологического сближения; повысить интерес родителей к математическому образованию их детей и математики в целом.
Виды деятельности
-Беседы:
- «Закрепить счет до 5»
Цель: Обговорить с родителями повторить счета до 5.
-«Упражнять в сравнении предметов по длине»
Цель: Объяснить и обговорить с родителями о сравнение предметов;
-Родительские собрания :
- «В мире математики»
Цель:
Познакомить родителей с формированием элементарных представлений в детском саду. формировать у родителей готовность к сотрудничеству по данному направлению, показать необходимость использования дидактических игр в формировании у детей элементарных математических представлений в младшем возрасте;
- «Математика и мы»
Цель:
Выяснить отношение родителей к математическому воспитанию, уточнить представления родителей об математике. Рассказать о роли математики в формировании личности ребенка.
-Тематическая выставка
«Математические сказки - развернутая тематическая выставка.
Цель: Формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал. «Уголок математики»
Цель: Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Самостоятельная деятельность детей.
Проектная деятельность:
Проект на тему «Сказочная математика»
Цель: Формирование математической культуры средних дошкольников.
Математические игры.
-Дидактическая игра с пазлами:
-«Собери 2 больших картинки»
Цель игры: Собирать из множества маленьких кусочков картинок целый образ изображения.
-Дидактическая игра «Математическая карусель.»
Цель: Формировать умения детей считать предметы на рисунке, расположенные по-разному. Закрепить цифры в пределах 5, геометрические фигуры, основные цвета. Развивать мелкую моторику, внимание, умение ориентироваться на круге.
Коммуникативная деятельность.
-Беседа на тему «Знаток времени»
Цель: сформировать знания понятие времени
Изобразительная деятельность.
-Рисование на тему «Незнайка перепутал цифры»
Цель: закрепление полученных знаний.
Работа с родителями
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
Педагог помогает родителям понять возможности организации образования ребенка в будущем, определить особенности организации его индивидуального образовательного маршрута в условиях школьного обучения.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
1. Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.
2. Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
3. Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия с взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
4. Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка.