Мария Гахова
Рабочая программа для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
образовательной деятельности
на 2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основании ООП МБДОУ ЦРР – детский сад №39. Рабочая программа рассчитана на 2017-2018 учебный год.
Публикация «Рабочая программа для средней группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Рабочая образовательная программа группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Программа сформирована для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования – позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в адекватных его возрасту видах детской деятельности.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
5. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
6. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
7. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения детьми основной общеобразовательной программы
Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
Целевые ориентиры освоения программы
ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;
ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Содержание Программы включает различные виды деятельности совокупность, которых обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1.1. Социально-коммуникативное развитие
(стр. 46 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
1.2. Познавательное развитие (стр. 63 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
1.3. Речевое развитие (стр. 91 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
1.4. Художественно-эстетическое развитие (стр. 101 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
1.5. Физическое развитие (стр. 128 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение Программы
Материально-технические условия по реализации образовательной программы соответствуют :
1) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
2) правилам пожарной безопасности;
3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом индивидуальными особенностями развития детей;
4) оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;
5) требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-
методический комплект, оборудование, оснащение.
В образовательном учреждении созданы условия для обеспечения физического развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В наличии: медицинский кабинет, процедурный, изолятор, кабинет массажа, кабинет ЛФК, физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах. В ДОУ оборудованы логопедический кабинет, кабинет педагога-психолога, методический кабинет, оборудованы уголки психологической разгрузки. Медицинский кабинет имеет лицензию на право ведения медицинской деятельности.
Для создания безопасных условий пребывания детей в ДОУ установлена автоматическая пожарная сигнализация, кнопка быстрого реагирования, кодовые двери на входе в здание, двери-сейфы.
В ДОУ создано единое образовательное пространство из разных помещений групп, кабинетов и залов, а также на территории.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса - видеомагнитофоны – 1
- телевизоры - 2
- музыкальные центры – 2
- магнитофоны – 11
- саундбар – 1
- мультимедийное оборудование – 1
Развивающая предметно-пространственная среда оборудована, содержательна, насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна и доступна, оборудована с учётом возрастных особенностей ребёнка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.
Предметно-развивающее пространство в каждой возрастной группе представлено центрами детской деятельности:
центр для сюжетно-ролевых игр;
уголок «ряжения» (для театрализованных игр);
центр книги;
центр для настольно-печатных игр;
выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
центр природы (наблюдений за природой);
центр физической культуры;
центр для игр с водой и песком;
центры самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Организация образовательной предметно-пространственной среды в возрастных группах строится исходя из положений, определяющих всестороннее развитие ребенка:
1) Среда в дошкольной организации гетерогенна, состоит из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка.
2) Среда позволяет детям переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты.
3) Среда гибкая и управляемая как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
Предметно-развивающая среда адекватна реализуемой в ДОО Программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности каждого ребенка.
Режим дня способствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей составляет 5-6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки составляет не менее 4-х часов. Прогулка организуется 2 раза в день. Общая продолжительность суточного сна детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов, из которых 2,5 часа отводится дневному сну.
Самостоятельная деятельность детей занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
В детском саду при недельной образовательной нагрузке для детей дошкольного возраста составляет: в средней группе - 11 занятий.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшем и среднем дошкольном возрасте не превышает двух, в старшем дошкольном возрасте - трех.
Средняя группа – 4-5 лет. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не более 20 минут. Допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 40 минут.
Годовое комплексно – тематическое планирование
Традиционные праздники:
Сентябрь - «День знаний»
Октябрь - «Осень», «Капустные посиделки»
Декабрь - «Новый год»
Январь - «Колядки»
Февраль - «День защитников Отечества»
Март - «Международный женский день 8 Марта»
Апрель - «Весна»
Май - «День Победы», «Выпуск в школу»
Июнь - «День защиты детей», «День России»
Июль – «День семьи, любви и верности»
Август – «День города»
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Работа с родителями выступает важным элементом в системе построения единого образовательного пространства в контексте семья - дошкольное учреждение. Родители, являясь участниками образовательного процесса, выполняют совместно с педагогами и специалистами дошкольного учреждения воспитательно-образовательно-развивающие функции.
Работа с родителями
Месяцы Название мероприятий
Сентябрь
1. Выявление социального статуса семей воспитанников.
2. Оформление родительских уголков: «Режим и распорядок ДОУ», «Правила для родителей», «Именинники».
3. Групповое родительское собрание на тему: «Задачи и возрастные особенности детей 5года жизни. Задачи и содержание воспитательно – образовательной работы с детьми.
4. Помощь в адаптации вновь прибывших детей и родителей.
Октябрь
1. Консультация «Играем пальчиками и развиваем речь».
2. Памятка для родителей «Правила дорожного движения».
3. Беседы на волнующие темы для родителей.
4. Конкурс «Осень золотая в гости к нам пришла».
Ноябрь 1. Беседы «Одежда детей в группе и на улице».
2. Оформление родительского уголка ко дню матери.
3. Советы воспитателей:
«Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!»
4. Консультация – «Профилактика гриппа».
Декабрь 1. Групповое родительское собрание на тему: «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста. Причины речевых нарушений».
2. Консультация: «Зимние игры и развлечения», «Игры с детьми в праздники».
3. «К нам шагает новый год» привлечение родителей к праздничному украшению группы.
4. Новогодний утренник
Январь 1. Фото – конкурс «Зимние каникулы».
2. Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками.
3. Консультация: «Питание детей в зимний период».
4. Папка передвижка «Опасные предметы дома».
Февраль 1. Консультация «Растим будущего мужчину»
2. Конкурс – выставка ко дню Защитника Отечества (совместная работа родителей и детей).
3. Привлечение пап к расчистке участка от снега «Наши папы силачи».
4. Консультация «Физическое развитие ребенка 5 –го года жизни».
Март 1. Фото – конкурс «Золотые руки наших мам!»
2. Консультация «Опасные слова».
3. Групповое родительское собрание на тему: «Продуктивная изобразительная деятельность как средство всестороннего развития детей»
4. Консультация «Воспитываем девочку».
Апрель 1. Беседа «Во саду ли в огороде». Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду.
2. Консультация «Осторожно ледоход».
3. «Субботник вместе с нами». Помощь родителей в уборке участка после зимы.
4. Конкурс поделок ко дню победы.
Май 1. Папка передвижка «В. О. В.»
2. Групповое родительское собрание на тему: «О наших достижениях».
3. Консультация «Как воспитывать маленького патриота».
4. Консультация «Безопасность детей – забота взрослых».