Сивак Юлия Юрьевна
Рабочая программа по легоконструированию
Рабочая программа по легоконструированию
1. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребё нку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
Публикация «Рабочая программа по легоконструированию» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна программы. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е. В. Фешиной «Конструирование в детском саду», Мельникова О. В. «Лего-конструирование» В помощь педагогу в ДОО. Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы :1-восприятие;
2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Цель программы : развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи:
- Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
- Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Направление образовательной деятельности - конструирование.
Срок реализации: 3 года
Программа «Леготека» направлена на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми с 4 – 7 лет по подгруппам (8-10 детей). Длительность занятий определяется возрастом детей.
- в средней группе не более 20 мин (дети 4-5 лет)
- в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет)
-в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет)
Принципы Лего-конструирования
Основные принципы по Лего-конструированию :
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З. Е. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова:
1. Конструирование по образцу :заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям :не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Требованиям к знаниям и умениям воспитанников
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель). Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
К концу первого года обучения дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Планируемый результат средний дошкольный возраст 4-5 лет
дети могут:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7 лет
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.
2. Организационный раздел
2.1. Перспективный план совместной образовательной деятельности /средний дошкольный возраст 4-5 лет/
Первое полугодие:
• Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования
• Использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем
• Учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию
• Формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения
• Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия
• Формировать умение строить по схеме
• Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку прочной, точно соединять детали между собой
• Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание
• Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Второе полугодие:
• Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели
• Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается
• Правильно называть детали лего-конструктора
• Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой
• Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности
• Сравнивать полученную постройку с задуманной
• Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы
Примерное распределение занятий на год:
• Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
• Конструирование по условиям (4)
• Конструирование по замыслу (7)
Занятия проводятся раз в неделю по 20 минут по подгруппам (по 8-10 детей).На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые во второй младшей группе. С этой целью следует весь сентябрь проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте. В средней группе несколько занятий необходимо уделить коллективной постройке.
План анализа образца:
• Рассмотреть объект в целом
• Выделить цвета деталей
• Назвать детали лего-конструктора
• Установить пространственное расположение частей постройки
После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Помогая в объединении построек в общий сюжет.
На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечат цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.
2.2. Перспективный план совместной образовательной деятельности /старший дошкольный возраст 5-6 лет/
Первое полугодие:
• Закреплять приобретённые в средней группе умения
• Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве
• Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно
• Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей
• Продолжать знакомить с новыми деталями
• Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
• Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом
Второе полугодие:
• Учить работать с мелкими деталями
• Создавать более сложные постройки
• Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки
• Учить рассказывать о постройке других воспитанников
• Самостоятельно распределять обязанности
• Учить помогать товарищам в трудную минуту
• Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
• Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями
• Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций
• Развивать творческую активность
• Навыки межличностного общения и коллективного творчества
• Способности к анализу и планированию деятельности
• Интерес к лего-конструктору
Примерное распределение занятий на год:
• Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
• Конструирование по условиям (4)
• Конструирование по замыслу (8)
Занятия проводятся раз в неделю по 25 минут по подгруппам (по 8-10 детей).
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в средней группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Основные формы занятий:
• Моделирование по схеме, замыслу, образцу
• Работа над проектами (второе полугодие)
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
• Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы по теме проекта
• Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях
• Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
2.3. Перспективный план совместной образовательной деятельности /подготовительный дошкольный возраст 6-7 лет/
Задачи:
• Закреплять навыки, полученные в старшей группе
• Обучать конструированию по графической модели
• Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности конструкции в пространстве.
• Учить работать в группе (внимательно относиться друг к джругу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору. Плану, конструировать в соответствии с общим решением).
Примерное распределение занятий на год:
• Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)
• Конструирование по условиям (4)
• Конструирование по замыслу (8)
• Занятия проводятся раз в неделю по 30 минут по подгруппам (по 8-10 детей)
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в старшей группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Перспективное планирование подготовительной группы
Ноябрь Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки в старшей группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, Называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Красивый мост Закреплять навыки полученные в старшей группе. Учить строить мост по карточке
Мы в лесу построим теремок Развивать творческое воображение. Учить подражать звуком и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца). Учить строить теремок.
Избушка бабы-яги Закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочную избушку бабы-яги
Декабрь Грузовик везет кирпичи Учить строить по карточке, находить различия и сходство в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе
Корабль Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.
Аэропорт Учить строить разные самолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать общую инициативу и самостоятельность
Январь Многоэтажные дома Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах
Магазины Закреплять название магазинов и их виды.
Детский сад Учить строить детский сад. Развивать память и внимание.
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Февраль Животные на ферме Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность навыки конструирования.
Овечка Вызвать положительные эмоции от стихотворений о животных В. Степанова: «Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять знание о домашних животных. Учить строить животных
Дом фермера Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера из лего- конструктора «Дакта»
Конструирование по замыслу Закреплять навыки полученные на прошлых занятиях. Учить строить по замыслу, развивать творчество, навыки конструирования
Март Качели Учить строить сложную постройку из лего-конструктора.
Карусели Продолжать учить строить сложную постройку из лего-конструктора
Беседка для ребят Учить строить беседку, которая находится на участке детского сада по памяти. Развивать память, навыки конструирования.
Горка Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения
Апрель Городской транспорт Закреплять знание о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус
Светофор Закреплять знание о светофоре
Знакомство с дорожными знаками Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать общую инициативу и самостоятельность
Май Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях.
Слон Учить строить слона с большим хоботом из лего- конструктора «Дакта»
Верблюд Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно-и двугорбых верблюдов
Конструирование по замыслу Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать общую инициативу и самостоятельность
3. Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоопарат;
- диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.