МААМ-картинки

Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников

Юлия Полякова
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы по дополнительному образованию

Цели программы :

формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Основные задачи программы :

Образовательные:

Публикация «Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.

• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные :

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.

Основные формы и методы работы :

Экскурсия

Наблюдение

Беседа

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Проектная деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Маленький ученый»

Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

• Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;

• Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

• Детские халаты, фартуки;

• Схемы для проведения опытов;

• Журнал для фиксирования результатов.

«Уголок природы»

• Календарь природы, модель календаря природы

• Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

• Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)

• Воронки

• Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

• Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

• Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики)

Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)

«Огород на подоконнике»

• Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

• Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Умелые ручки»

• Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.

Детям предложены различные материалы:

• Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти)

• Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

• Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты)

• Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа»

• Центр организован на территории детского сада.

• Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

1.5. Целевые ориентиры на начальном этапе работы с воспитанниками по программе по дополнительному образованию.

• Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

• Желание заботиться о живых объектах природы;

• Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

• Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

• Попытка оценивать свое поведение.

1.6. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования (формируемая часть).

Для удобства восприятия тем, освещаемых в программе, темы непрерывной -образовательной деятельности представлены в виде таблицы.

Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, по 30 минут.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность;

Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.

Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.

Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.

Словесные: рассказывание, беседа, чтение.

Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.

Формы подведения итогов по проделанной работе :

1. Экологическая информация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в посёлке; правила поведения в экстремальных условиях; выращивание экологически безопасного урожая; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.

2. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе.

II. Содержательный раздел

Основные формы и методы работы :

Экскурсия

Наблюдение

Беседа

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Проектная деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;

Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

ОО «Познание»

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьей

Образовательная деятельность (ОД) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Методы и формы развития социально коммуникативных способностей детей

-сюжетно-ролевая игра -рассматривание

-наблюдение

-чтение

-игра

-экспериментирование

-конструирование

-исследовательская деятельность

-беседа

-проектная деятельность. Проблемная ситуация. - сюжетно-ролевая игра -рассматривание -наблюдение -чтение -игра- экспериментирование -конструирование -исследовательская деятельность -беседа -проектная деятельность Проблемная ситуация. Во всех видах самостоятельной детской деятельности Во всех видах совместной деятельности детей с семьей.

Тематический план

В тематический план экологического кружка «Юный эколог» входят восемь блоков (основная тема месяца). Первый раздел –четыре темы в месяце; второй - познавательные, речевые и развивающие, воспитательные задачи; третий - предварительная работа; четвертый –формы работы.

Октябрь

«Земля – кормилица наша»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

1. «Хлеб – всему голова»

П. З. Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол.

Р. З. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов.

В. З. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?», «Кто больше назовет». Игра-путешествие

2. «Зерновые культуры» П. З. Познакомить детей с зерновыми культурами.

Р. З. Учить детей отвечать на вопросы полны предложением, используя союз «а», обобщать, делать выводы.

В. З. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона.

Исследовательская деятельность (рассматривание и сравнение

3. «Почему зерно в землю сеют?» П. З. Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах.

Р. З. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение.

В. З. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.

Посев семян в емкости с разным грунтовым составом.

Работа с дневником наблюдения Наблюдение за прорастанием семян

4. «Злаки родного края» П. З. Углубить знания детей о злаках родного края.

Р. З. Развивать память, мышление.

В. З. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. Рассматривание зерен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». Турнир знатоков

Ноябрь тема месяца : «Таинственное лесное царство»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Что мы сажаем, сажая леса?» П. З. Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме.

Р. З. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение.

В. З. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. Беседа

«Удивительный лес. Кора дерева» П. З. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.

Р. З. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов.

В. З. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». Игра-путешествие

«Что было бы, если…» П. З. Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме.

Р. З. Формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если бы, то», ввести в словарь: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.

В. З. Воспитывать бережное отношение к лесу. Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических игр. Экологическая игра

«Растения и животные леса» П. З. Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях, грибах и животных леса нашего края.

Р. З. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений.

В. З. Воспитывать уважительное отношение к живой природе.

Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных лесу. Викторина

Декабрь

«Экология родного края»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Красная книга Ставропольского края» П. З. Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона.

Р. З. Формировать представления о Красной книге, активизировать предметный словарь.

В. З. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. Знакомство с Красной книгой. Экологический проект

«По заповедным местам природы Ставрополья» П. З. Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках.

Р. З. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений, коммуникативное общение.

В. З. Воспитывать бережное отношение к природе. Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. Игра-путешествие

«Село, в котором хотел бы я жить» П. З. Формировать представления детей о селе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично.

Р. З. Развивать творческие способности, мышление.

В. З. Воспитывать ценностное отношение к природе родного села. Экскурсия по селу, беседа «Мое село», различные строительные игры. Экологическая игра

«Твое село– твое здоровье» Р. З. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе.

В. З. Воспитывать любовь к родному селу. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. Конкурс по созданию творческих композиций

Январь

«Царица – водица»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Путешествие по глобусу» П. З. Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны).

Р. З. Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развернуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот.

В. З. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». Беседа

«Свойства воды» П. З. Расширить знания детей о воде и ее свойствах.

Р. З. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.

В. З. Воспитывать экономное отношение к воде. Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. Проведение опытов

«В гостях у жителей подводного царства» П. З. Углубить представления детей о обитателях морей и океанов.

Р. З. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства».

Развивать монологическую речь, способности выражать свое отношение к роли.

В. З. Воспитывать доброту, отзывчивость. Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. Сюжетно-ролевая игра

«Источники загрязнения воды. Меры охраны» П. З. Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Р. З. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.

В. З. Воспитывать экологическую культуру. Беседа «Что было бы, если бы не было воды?», чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. Экологическая игра

Февраль

«Загадочные явления в природе»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Что такое снег?» П. З. Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.

Р. З. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает.

В. З. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. Беседа о снеге и его свойствах (Загадки Деда Мороза).

«Зимние явления в природе» П. З. Закрепить знания о зимних явлениях.

Р. З. Развивать игровой замысел, активизировать ласкательные существительные.

Развивать творческую фантазию и воображение.

В. З. Воспитывать бережное отношение к природе Лепка снеговика. Исследовательская деятельность (встреча со Снеговиком)

«Тайна воздушного пузырька» П. З. Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.

Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения.

Р. З. Формировать интерес к экспериментальной работе.

В. З. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. Определение направления ветра (ветреной рукав, игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком

«Летунчиком»)

«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) П. З. Вызвать у детей желание заниматься творчеством.

Р. З. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад».

В. З. Воспитывать желание любоваться зимней природой. Наблюдения в природе. Изо творчество

Март

«В царстве комнатных растений»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Комнатные растения в уголке природы» П. З. Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.

Р. З. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний.

В. З. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений, игра «Угадай растение». Исследовательская деятельность (встреча с Кузей)

«Изучаем строение цветка» П. З. Учить детей определять части цветка.

Р. З. Учить описывать растения, опираясь на модели.

В. З. Воспитывать бережное отношение к растениям. Рассматривание растений в уголке природы. Моделирование (создание моделей цветка)

«Что будет, если…» П. З. Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету.

Р. З. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями, формировать умение строить сложноподчиненные предложения с союзом «если, то».

В. З. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». Экспериментальная деятельность

«Посадка комнатных растений» П. З. Учить правильной посадке комнатных растений.

Р. З. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними.

В. З. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. Моделирование трудового процесса. Практическая деятельность «Мы – цветоводы»

Апрель

«Защитим природу!»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Человек – верный сын природы» П. З. Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»

Р. З. Развивать у детей творческие способности.

В. З. Воспитывать бережное отношение к родной природе. Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. Дидактическая игра с элементами драматизации

«Разработка экологических знаков» П. З. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе.

Р. З. Развивать у детей творческое мышление.

В. З. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». Проект

«Юные спасатели» П. З. Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.

Р. З. Способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Формировать навыки правильного поведения в природе через игру.

В. З. Воспитывать экологическую культуру. Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. Сюжетно-ролевая игра

«Сказа ложь, да в ней намек» П. З. Познакомить детей с экологическими сказками.

Р. З. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.

В. З. Воспитывать любовь к природе. Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. Чтение экологических сказок

Май

«В царстве лекарственных растений»

Тема недели Задачи Предварительная работа Формы работы

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» П. З. Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Р. З. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности связную речь детей.

В. З. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). Эколого-природоведческая игра

«Удивительное рядом» П. З. Продолжать учить детей называть лекарственные растения.

Формировать навыки поведения в природе.

Р. З. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли.

В. З. Воспитывать бережное отношение к природе. Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. Экскурсия по экологической тропе

«Лесная аптека на страже человека» (3-4 недели) П. З. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Р. З. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой)

В. З. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа о лекарственных травах (Встреча с Красной шапочкой). Подготовка и проведение праздника

Ожидаемый результат:

• Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:

• Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

• Желание заботиться о живых объектах природы;

• Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

• Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

• Попытка оценивать свое поведение.

В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников, посещающих коррекционную группу.

Публикации по теме:

Рабочая программа фольклорного кружка «Ладушки» на 2018–2019 год Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно речевое развитие и социально.

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников Ивановского края «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Рабочая программа кружка «Бумагопластика» для детей 3–5 лет Целевой раздел Пояснительная записка Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Учеными доказано,.

Рабочая программа кружка «Цветные шарики» Рабочая программа кружка «Цветные шарики» Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития,.

Рабочая программа кружка по бумагопластике Программа кружка «Фантазеры» (бумагопластика) Пояснительная записка Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,.

Рабочая программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок» в подготовительной к школе группе Рабочая программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок» в подготовительной к школе группе №3 на 2017-2018 учебный.

Рабочая программа кружка по рисованию «Волшебная палитра» СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность) 3 Цель.

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МБДОУ Платоновским детским садом ___ Ткаченко О. В. От «31» августа 2018г, Рабочая программа кружка «Занимательная.

Рабочая программа кружка «Звукарик» Филиал «Колокольчик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Принято педагогическим советом.

Рабочая программа кружка «Юный исслдователь» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Воспитатель Е. Н. Романова 2017 – 2018г Пояснительная записка программы «Юный Исследователь».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 27 мая 2019 в 11:03
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Полякова (УИ 1738892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД