Рабига Бегайдарова
Рабочая программа по Аооп для обучающихся с ЗПР
▼ Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
для обучающихся 1-2 классов
п. Боровский, 2023
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 №286;
Публикация «Рабочая программа по Аооп для обучающихся с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Федеральной образовательной программы начального общего образования от 18.05.2023 №372;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654);
- Учебного плана МАОУ Боровской СОШ, утвержденного директором Придорогиной Т. В.
- Программы воспитания МАОУ Боровской СОШ
1.1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Cоздание системы комплексной помощи детям с речевыми нарушениями способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с задержкой психического развития.
1.2. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- своевременное выявление детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
- определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и письменной речи;
- определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой речевого дефекта и степенью его выраженности;
- осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с речевым недоразвитием с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей, коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевой патологией.
Основными направлениями логопедической работы является :
1. Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
2. Диагностика и коррекция лексической стороны речи; диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования); коррекция диалогической и формирование монологической форм речи;
3. Развитие коммуникативной функции речи;
4. Коррекция нарушений чтения и письма;
5. Расширение представлений об окружающей действительности; развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
6. Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Коррекция звукопроизношения начинается с 1 класса и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных. Каждый период обучения имеет свои характерные цели, задачи, которые определяют с учетом развития речи детей и методы работы над произношением и обогащением словаря, развитием всех компонентов речи.
1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок лежащих в основе становления навыков чтения и письма. А также способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей. Логопедическая работа с обучающимися направлена на реализацию системы логопедической помощи детям в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом недоразвитии обучающихся, их социальную адаптацию.
1.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофзическом развитии. Задержка психического развития - комплекс негрубых нарушений развития моторной, познавательной, эмоционально-волевой сфер, речи, с тенденцией к их компенсации. Понятие “задержка психического развития” употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой массовой школы. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях - произвольность в организации деятельности, в-третьих - мотивация к различным видам познавательной деятельности. Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку при обучении в школе. Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:
- незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
- преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов; - низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
- ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
- снижение работоспособности;
- повышенная истощаемость;
- неустойчивость внимания; - ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
- расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
- более низкий уровень развития восприятия;
- отставание в развитие всех форм мышления;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.
1.5. ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программой предусмотрено 1-2 часа логопедических занятий на учащегося, предполагается чередование индивидуальных и подгрупповых (2-4 ребенка) логопедических занятий. Индивидуальные занятия по 20-25 минут, подгрупповые по 40 минут. Призваны восполнять пробелы речевого развития детей с задержкой психического развития, развивать, обогащать устную и письменную речь, повышать уровень общего развития. Учить правильно, осознанно читать, грамотно писать, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
1.6. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На логопедических занятиях ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
1.7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
1.7.1. ПРЕДМЕТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Освоение адаптированной программы логопедического сопровождения обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
На основе предлагаемых заданий обучающийся учится следующим
умениям и качествам:
- осознавать и анализировать своё эмоциональное состояние;
- определять эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать им;
выражать свои эмоции;
- проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- понимать причины успеха и неуспеха в учении, связывать это с
приложенными усилиями и старанием;
- находить и устанавливать смысл учения «для себя»;
- с желанием и интересом выполнять учебные задания;
- иметь потребность в чтении.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится :
- осознавать границы собственных знаний и умений;
- принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
- составлять план решения учебной задачи;
-работать по плану, сравнивая способ действия с заданным алгоритмом; корректировать свою деятельность;
-осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы;
-оценивать правильность выполнения действий другого;
-проявлять активность, инициативу, волевые усилия, самостоятельность в обучении; управлять поведением, направленным на достижение поставленной цели;
- развивать способность к рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится :
- ориентироваться в логопедических альбомах, рабочих тетрадях,
словарях с целью извлечения нужной информации;
- самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать
познавательную цель;
- выделять необходимую информацию, представленную в разных
формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий;
- использовать знаково-символические средства, перерабатывать и
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
схему, таблицу);
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
- осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения,
классификации;
-устанавливать причинно-следственные связи, строить цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия
На основе предлагаемых заданий обучающийся научится :
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне
предложения или небольшого текста);
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; использовать письмо как средство коммуникации;
- слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
- работать в парах и малых группах;
- понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
Предметные результаты
В результате коррекционно-развивающей работы обучающиеся должны знать и уметь:
- отличать текст от набора предложений, написанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы по
содержанию прочитанного; составлять устный рассказ по картинке, серии
картин, заданным словам;
-знать предлоги и правильно употреблять их в речи, дифференцировать предлоги и приставки;
- выполнять звуко-буквенный анализ слов, фонетический разбор слов; не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги для переноса; ставить ударение; обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать случаи несоответствия написания и произношения;
- правильно писать слова с ь для обозначения мягкости согласных,
разделительным мягким знаком, разделительным твёрдым знаком;
- видеть в словах изученные орфограммы, правописание которых
основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова, и
правильно писать их;
- правильно писать сложные слова с соединительными буквами о – е;
- иметь знания о морфемном составе слова, уметь разбирать слова по составу, видеть и называть части слова; образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова; выделять два корня в сложных словах;
- уметь называть и подбирать антонимы и синонимы, использовать в речи многозначные слова и фразеологизмы;
-распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы; давать им определение с опорой на записи;
- уметь изменять имена существительные по числам, родам, вопросам (падежам);
-уметь подбирать имена прилагательные к подходящим по смыслу существительным и наблюдать за изменением грамматических признаков;
- находить глаголы и ставить к ним вопросы, наблюдать за изменением грамматических признаков при согласовании с существительными в роде и числе; изменять глаголы по временам;
- иметь навык построения сложных предложений без союзов и с союзами;
- отличать связное высказывание (текст) от набора слов, набора предложений, различных искаженных вариантов;
- определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;
- определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связного высказывания;
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог;
- сравнивать, обобщать и делать вывод;
- доказывать и рассуждать.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.
2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
2.1. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Диагностическая работа.
1. Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи. Обследование фонематического слуха. Обследование лексического строя речи. Обследование грамматического строя. Обследование процесса письма и чтения.
2. Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета. Двухсложные слова. Трехсложные слова. Определение порядка слогов в слове. Деление слов на слоги. Ударение. Однокоренные слова. Словообразование слов.
3. Предложение. Речь, предложение. Предложение, слово. Простое двусоставное нераспространенное предложение. Предложение из трех слов. Предложение из четырех слов. Дифференциация понятий предложение – слово. Работа с предлогами в, на. Работа с предлогами к, от. Работа с предлогами на – с (со). Составление предложений по опорной схеме. Составление предложений по опорной схеме. Распространение предложений. Выделение предложений из текста.
4. Звуки речи. Гласные звуки. Звуки речи и способы их образования. Дифференциация понятий «звук» - «буква». Гласные звуки и буквы. Гласные первого ряда. Гласные второго ряда. Дифференциация гласных I и II ряда. Дифференциация гласных а-я. Дифференциация гласных о-ё. Дифференциация гласных у-ю. Дифференциация гласных и-ы. Выделение гласных из слов.
5. Звуки речи. Согласные звуки. Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю. Звонкие и глухие согласные. Звук и буква Б. Звук и буква П. Дифференциация согласных Б – П. Звук и буква Д. Звук и буква Т. Дифференциация согласных Д – Т. Звук и буква Г. Звук и буква К. Дифференциация согласных Г – К. Звук и буква З. Звук и буква С. Дифференциация согласных З – С. Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация согласных Ш-Ж. Дифференциация согласных З – Ж. Дифференциация согласных С – Ш. Дифференциация звонких и глухих согласных.
6. Связная речь. Составление описание простого предмета. Составление рассказа по опорным словам и схемам. Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. Развитие связной речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
2. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционная работа делится на два этапа:
Подготовительный этап (Подготовительный класс + 1 класс) :
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.
1. этап:
• коррекция дефектов произношения;
• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
2. этап:
• уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
• путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
• за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
• уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
3. этап:
• совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;
Основной этап (2-4 классы). Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1. На фонетическом уровне;
2. На лексико - грамматическом уровне;
3. На синтаксическом уровне.
3. Консультативная работа.
Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.
4. Информационно-просветительская работа.
Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ЗПР, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.
2.2. ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития
- фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
2. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
3. Развитие связной речи.
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-2класс
№ п/п Тема занятий
1. День знаний
2. Как я провел летние каникулы
3. Ранняя осень.
4. Гласные и согласные звуки.
5. Формирование общих представлений о понятиях «речь», «предложение», «словосочетание».
6. Дифференциация гласных и согласных звуков.
7. Формирование общих представлений о понятиях «слово», «слог», «ударение».
8. Формирование понятий «твёрдые» и «мягкие» согласные звуки.
9. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
10. Формирование понятий «звонкие» и «глухие» согласные звуки.
11. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.
12. Выделение звука на фоне слова.
13. Определение последовательности звуков в слове.
14. Определение количества звуков в слове.
15. Определение места звука в слове.
16. Определение последовательности слогов в слове.
17. Определение количества слогов в слове.
18. Работа со словами сложной слоговой структуры
19. Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
20. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков.
21. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков.
22. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков.
23. Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков.
24. Выработка направленного речевого выдоха.
25. Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха
26. Постановка дефектно произносимых звуков.
27. Автоматизация поставленных звуков в изолированном виде.
28. Автоматизация поставленных звуков в открытых слогах.
29. Автоматизация поставленных звуков в закрытых слогах
30. Автоматизация поставленных звуков в слогах со стечением согласных.
31. Автоматизация поставленных звуков в словах с открытыми слогами.
32. Автоматизация поставленных звуков в словах с закрытыми слогами.
33. Автоматизация поставленных звуков в словах со стечением согласных.
34. Автоматизация поставленных звуков в словах с несколькими проблемными звуками в одном слове.
35. Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках.
36. Автоматизация поставленных звуков в словосочетаниях.
37. Автоматизация поставленных звуков в предложениях.
38. Автоматизация поставленных звуков в стихотворениях.
39. Автоматизация поставленных звуков в скороговорках.
40. Автоматизация поставленных звуков в речевом потоке.
41. Дифференциация з-ж.
42. Дифференциация ж-ш.
43. Звуки р-р,. Буква Р.
44. Дифференциация р-л, р,-л,.
45. Буква Ё.
46. Звук и буква Й.
47. Звук и буква Ч.
48. Дифференциация ч-т,.
49. Буква ь.
50. Разделительный ь.
51. Звук и буква Ц.
52. Дифференциация ц-с.
53. Звук и буква Щ.
54. Дифференциация щ-с-с,.
55. Звуки ф-ф,. Буква Ф.
56. Буква Ю.
57. Разделительный ъ.
58. Разделительные ь и ъ.
59. Творческая работа.
60. Творческая работа.
61. Составление рассказа.
62. Составление рассказа.
63. Сложные слова.
64. Сложные слова.
65. Рассказ-описание.
66. Рассказ-описание.
67. Повторение.
68. Повторение.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - М. : Просвещение, 2004. - 68с.
2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М. : Владос, 2002. - 154с.
3. Волкова JI.C., Шаховская С. Н. Логопедия. - М. : Просвещение, 1998. - 68с.
4. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М. : Просвещение,1988. - 124с.
5. Воронкова В. В., Перова М. Н. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. - М. : Владос, 2001.
6. Выготский JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М. : Просвещение, 1984. - т. 4-318с.
7. Ефименкова J1.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М. : Просвещение, 1992. -76с.
8. Козырева Л. М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006.
9. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М. : Просвещение, 1997.