Тулайкина Валентина Анатольевна
Рабочая программа педагога дополнительного образования «Волшебный мир кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа педагога дополнительного образования «Волшебный мир кукол»
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти от того стандарта, который нас окружает на протяжении жизни.
Публикация «Рабочая программа педагога дополнительного образования „Волшебный мир кукол“» размещена в разделах
Привязанность к игрушке и играм сохраняется у ребенка на протяжении всего периода развития. Дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка, сшитая своими руками, очень дорога ребенку и любима им.
Процесс изготовления игрушки воспринимается им как часть захватывающей игры, завораживающего действия. Работа над созданием игрушки помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
Тип программы : авторская
Направленность программы по содержанию является художественно эстетической.
Рабочая программа разработана в соответствии :
-с Законом РФ «Об образовании»;
-Конституции о правах ребёнка;
-Декларации прав ребёнка;
-с требованиями СанПиН.
Актуальность этой программы в том, что она помогает сформировать творческие способности у обучающихся. Воспитанники ставят перед собой задачу и решают ее самостоятельно. Именно эта самостоятельность и помогает развить творческий характер. Педагог лишь контролирует процесс творчества.
задач воспитания подрастающего поколения.
Новизна программы в том, что она, являясь ступенчатой по структуре, позволяет осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства. Постигается важная сторона истории, народной духовной практики.
Цель:
Обучение детей изготовлению игрушки, посредством декоративно – прикладным творчеством через развитие навыков рукоделия.
Задачи:
Обучающие: расширить представление о современных направлениях декоративно –прикладного творчества; освоить технологию изготовления мягкой игрушки, изучить приёмы и технику шитья, изучить основные инструменты и приспособления для изготовления мягкой игрушки.
Развивающие: развивать навыки рукоделия, развивать образное и творческое мышление.
Воспитывающие: способствовать раскрытию творческих способностей, убедить в значимости знаний.
Данная программа предназначена для детей разного возраста (10-17 лет).
Так как возраст детей разный, то работа с детьми построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями каждой возрастной категории.
Работа с детьми построена на основе психолого-педагогических особенностях воспитанников. В составе обучающихся три возрастных категории. С детьми 10 лет работа построена на оптимистическом отношении педагога и удачам и не удачам воспитанника. Самое главное при работе с 10-летним ребёнком является формирование правильных первоначальных убеждений. Подростки 11-14лет уже имеют почти полностью сформированные убеждения, поэтому тут важно поощрять их самостоятельность, поддерживать инициативу, помочь позитивно самоутвердиться. Юноши и девушки 15-17 лет больше ищут себя и задача педагога им в этом помочь, помочь себя в творчестве.
Программа рассчитана на 1 год.
Количество часов – 175,5
Занятия проводятся 3 раз в неделю: вторник, пятница, воскресенье по 2 занятия по 40 минут каждое, с перерывом – 10 минут
Учебно-тематический план программы
Наименование темы Всего часов Теория часы Практика часы
Тема№1. Вводное занятие 3 3 -
Тема № 2. «Текстильное моделирование»
55,5 4,5 51
Тема№3. «Мастерская деда Мороза» 31,5 1,5 30
Тема № 4. Творческая мастерская «Подарки своими руками»
19,5 1,5 18
Тема№5. Работа в технике чулочная кукла. 64,5 3,5 61
Тема№6. Итоговое занятие. 1.5 1.5 -
Итого
175,5 15,5 160
Содержание учебного плана
Раздел1. Водное занятие.
Теория: Обзор учебного курса. Инструкции по технике безопасности. График и режим работы кружка. Правил поведения.
Раздел 2. «Текстильное моделирование»
Теория: Демонстрация готового образца, иллюстраций. Знакомство с традициями и изготовлением народных кукол.
Русские обряды и традиции народной куклы.
Практика: Изготовление кукол. Знакомство с выкройкой игрушки, подбор ткани. Раскрой деталей по лекалам. Сшивание деталей, набивка. Соединение всех деталей между собой. Оформление мордочки, глаз, дополнительных деталей отделки.
Раздел 3: «Мастерская деда Мороза»
Теория: История предстоящего праздника. Знакомство и инструментами, приспособлениями и правилами по технике безопасности.
Практика: Изготовление игрушек комбинированных из ткани и меха. Освоение техники кроя меха.
Знакомство с выкройками, подбор ткани и меха, раскрой деталей по лекалам. Сшивание деталей игрушки, набивка, соединение всех деталей между собой. Оформление мордочки, глаз и деталей одежды.
Раздел4: «Творческая мастерская»
Теория: История предстоящего праздника. Знакомство и инструментами, приспособлениями и правилами по технике безопасности.
Практика: Изготовление подарков.
Раздел5: «Чулочная кукла»
Теория: Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы из колготок.
Практика: Моделирование куклы из колготок. Виды швов. Схемы (детали) кукол.
Знакомство с выкройкой игрушки, подбор ткани. Раскрой деталей по лекалам. Сшивание деталей, набивка. Соединение всех деталей между собой. Оформление утяжки лица, глаз, дополнительных деталей отделки.
Раздел6: Итоговое занятие
Теория: Повторение и закрепление пройденных тем. Проведение выставки.
Должны знать:
- современные направления декоративно –прикладного творчества;
- технологию изготовления мягкой игрушки;
- приёмы и технику шитья частей мягкой игрушки;
- инструменты и приспособления для изготовления игрушки;
- навыки рукоделия;
- пользу знаний декоративно-прикладным творчеством;
Должны уметь:
- шить разными приёмами и техникой;
- сшить игрушку по схемам ;
- пользоваться необходимыми инструментами;
-использовать навыки рукоделия на практике - придумывать новые модели, делать эскизы
- создавать собственные изделия;
- работать в коллективе;
Должны обладать такими качествами как усидчивость, взаимопомощь, мотивация к занятиям декоративно прикладным творчеством, уверенность в себе.
Список литературы
1. «Народное декоративно прикладное творчество:- Теория, история, практика» Ростов Н. Д 2007г
2. И. Страдитти «Делаем куклы сами» Пер. с ит. -М. ; Издательство «Ниола-Пресс»,2006
3. БондаренкоТ. В. «Куклы своими руками» Полиграфиздат,2009
4. Кочеткова Н. В. Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий : (для детей 7-16 лет) – Волгоград: Учитель, 2013
5. Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех. – М. : Изд-во Эксмо; СПб. : Валерии
СПД, 2004
6. Фантазии из колготок. -Москва. Профиздат. Ванханен Н. А.
8. «Куклы в моём доме» М. Профиздат 1998г Войдинова М. Н.
9. Интернет ресурсы
10. Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М. : Культура и традиции, 2007.
11. Демидова Н. Г. Моя народная кукла //Я вхожу в мир искусств. – 1999. – №8.
12. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / Авт. -сост. О. Я. Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2009.