Рузич Олеся
Рабочая программа дополнительного образования детей 3–4 лет «Игралочка»
▼ Скачать + Заказать документы
на 2019–2020 учебный год
Принято:
Педагогическим Советом
от «29» августа 2019г.
протокол № 1
Согласовано:
Советом родителей
от «29» августа 2019г.
протокол № 1 Утверждено:
приказом заведующего
МБДОУ «Д/с «Настенька»
от «30» августа 2019 № 141
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Настенька»
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования детей 3–4 лет „Игралочка“» размещена в разделах
Рабочая программа дополнительного образования детей 3-4 лет «Игралочка»
на 2019-2020 учебный год
Составители:
Корниенко И. А
Рузич О. В
Абакан, 2019
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Содержание программы.
3. Учебный план.
4. Календарно-тематическое планирование.
5. Прогнозируемые результаты.
6. Материально-методическое обеспечение программы.
7. Список литературы.
1. Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Актуальность
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе формирования и развития сенсорных способностей у детей 3 – 4 лет средствами дидактической игры.
Задачи:
1. Создание условий, способствующих всестороннему развитию детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми;
2. Оснащение предметно – развивающей среды, пополнение методическими материалами, дидактическими играми в соответствии с реализуемой программой, с учётом возрастных особенностей детей;
3. Создание условий для реализации индивидуальных возможностей, формирования словаря детей младшего возраста;
4. Развитие у детей восприятия и мышления;
5. Создать условия для формирования у детей самостоятельности и целенаправленности;
2. Содержание программы
Тема Задачи Всего
Практические занятия Теоретические занятия
Диагностика Заполнить диагностические карты - 1
Знакомство Установить с детьми эмоционально-положительный контакт - 1
«Путешествие в страну здоровья» Формировать знания о здоровье, здоровом образе жизни. Учить действовать по подражанию взрослому – вынимать предмет и называть, развивать активную речь детей; мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать желание играть друг с другом. 1 -
«Мы играем» Учить действовать по подражанию взрослому, развивать активную речь детей; мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать желание играть друг с другом 1 -
«Мы обулись и оделись» Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: одежда и обувь. Развивать мелкую моторику 1 -
«Осень в гости к нам пришла» Учить действовать по подражанию взрослому – вынимать предмет и называть, развивать активную речь детей; мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать желание играть друг с другом. 1 -
«Полезные фрукты и овощи» Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: фрукты и овощи. Учить действовать по подражанию взрослому. Развивать мелкую моторику, развивать активную речь. Воспитывать желание играть друг с другом 1 -
«Прогулка в лесу» Учить выполнять простые действия с предметами: взять, помахать, положить в корзинку – согласно муз. композиции. Знакомить с величиной, вводить понятия большой, маленький. Развивать речевой слух, упражнять в звукоподражании. Создать радостное настроение. 1 -
«Изменения в природе» Развивать знания о приметах осени, изменениях в природе. Развивать мелкую моторику, развивать активную речь. 1 -
«Домашние питомцы» Учить выполнять простые действия с предметами: разбирать и собирать; сравнивать по размеру, выстраивать их в порядке убывания и возрастания.
Формировать умение действовать по подражанию взрослому. 1 -
«Мир вокруг нас» Формировать умение находить парные картинки, развивать мелкую моторику, воспитывать желание взаимодействовать друг с другом 1 -
«Домашние животные» Учить выполнять простые действия с предметами: разбирать и собирать; сравнивать по размеру, выстраивать их в порядке убывания и возрастания.
Формировать умение действовать по подражанию взрослому.
Учить узнавать на картинках знакомых домашних животных называть их, прибегая к звукоподражаниям; развивать слуховое восприятие, речь, мышление детей. 1 -
«На ферме» Формировать умение находить одинаковые изображения, подражать движениям взрослых. Обогащать сенсорный опыт малышей. Развивать мелкую моторику; умение сочетать движения с текстом. Воспитывать дружелюбие. Развивать мелкую моторику, формировать словарь, воспитывать умение играть рядом. 1 -
«Волшебница - зима» Формировать умение создавать из частей – целое, подражать действиям взрослого, развивать мелкую моторику, умение играть рядом. 1 -
«Зимняя одежда и обувь» Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: одежда и обувь. Учить находить две идентичные картинки, обогащать сенсорный опыт малышей. Учить действовать по подражанию взрослому. Воспитывать желание играть друг с другом. 1 -
«Деревья зимой» Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев. Развивать зрительное восприятие. Формировать представление о величине 1 -
«Новогодние чудеса» Учить находить две идентичные картинки, обогащать сенсорный опыт малышей. Развивать мелкую моторику; умение сочетать движения с текстом. Воспитывать дружелюбие. 1 -
«Зимние чудеса» Учить выполнять простые действия с предметами: взять, помахать, положить. 1 -
«Мы едем, едем, едем.» Познакомить детей с геометрическими фигурами, Учить выполнять простые действия с предметами: разбирать и собирать, сравнивать по размеру, выстраивать их в порядке убывания и возрастания. 1 -
«Посуда» Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: посудой. Учить находить две идентичные картинки, обогащать сенсорный опыт малышей. Развивать мелкую моторику; умение сочетать движения с текстом. 1 -
«Интересные профессии» Формировать умение находить парные картинки, развивать мелкую моторику, воспитывать желание взаимодействовать друг с другом. 1 -
«Защитники отечества» Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Обеспечить личностно - ориентированное взаимодействие игрушки с каждым ребенком. 1 -
«Мы построим с папой дом» Познакомить детей с формой строительного материала – кирпичик. Научить детей плотно прикладывать кирпичик к кирпичику, распространять постройку по поверхности. Воспитывать желание взаимодействовать друг с другом. 1 -
«Моя семья» Формировать умение создавать из частей – целое, подражать действиям взрослого, развивать мелкую моторику, умение играть рядом. Формировать умение находить одинаковые изображения. 1 -
«Дом в котором я живу» Закреплять знания о геометрических фигурах. Познакомить детей с формой строительного материала – кубик. Учить строить дом из кубиков, накладывать кубик на кубик. 1 -
«Комнатные растения» Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: комнатными растениями. Закреплять знания о цветах. 1 -
«В гостях у сказки» Учить детей слушать сказку, опираясь на наглядность. развитие общей и мелкой моторики; развивать слуховое восприятие, активную речь. 1 -
«Наступила весна» Формировать умение создавать из частей – целое, подражать действиям взрослого, развивать мелкую моторику, умение играть рядом. Формировать умение находить одинаковые изображения. Закреплять знания о величине. 1 -
«Весенняя одежда и обувь» Знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: одежда и обувь. Формировать умение находить одинаковые изображения. Учить сравнивать 1 -
«Что такое космос?» Учить выполнять простые действия с предметами: разбирать и собирать, сравнивать по размеру, выстраивать их в порядке убывания и возрастания. Развивать активную речь детей; мелкую моторику, координацию движений. Воспитывать желание играть друг с другом. 1 -
«Наш любимый город» Учить выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать, вкладывать и вынимать предметы. Знакомить с величиной. Развивать речевой слух, упражнять в звукоподражании. 1 -
«Познаем мир» Учить находить две идентичные картинки, обогащать сенсорный опыт малышей. Развивать мелкую моторику; умение сочетать движения с текстом. Воспитывать дружелюбие. 1 -
«В гостях у Светофора» Учить выполнять простые действия с предметами: разбирать и собирать; сравнивать по размеру, выстраивать их в порядке убывания и возрастания.
Формировать умение действовать по подражанию взрослому. Закрепить знания о цветах и о безопасности на дороге.
1 -
Диагностика Заполнить диагностические карты - 1
Итого 31 3
3. Учебный план
Название программы дополнительного образования Ф. И. О.
руководителя Возраст
детей Кол. -во занятий/объем часов Кол. -во человек
В неделю В месяц Всего за период обучения
Художественная направленность
«Игралочка» Корниенко И. А
Рузич А. В. От 3 до 4 лет 1/20мин.
4/80 мин. (1 час. 20 мин.)
34/ 680 мин. (11 час. 30 мин.) 12 чел.
Данная программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Программа рассчитана на 2019-2020 учебный год. Деятельность проводится 1 раз в неделю во второй половине дня с подгруппой воспитанников (12 детей) по 20 минут.
4. Календарно- тематическое планирование
№ занятия
(месяц) Тема Количество минут Примечание Всего
Практические занятия Теоретические занятия
1. Сентябрь Диагностика - - 1
2. Сентябрь Знакомство 15 - 1
3. Сентябрь «Путешествие в страну здоровья» 15 1 -
4. Сентября «Мы играем» 15 1 -
5. Октябрь «Мы обулись и оделись» 15 1 -
6. Октябрь «Осень в гости к нам пришла» 15 1 -
7. Октябрь «Полезные фрукты и овощи» 15 1 -
8. Октябрь «Прогулка в лесу» 15 1 -
9. Октябрь «Изменения в природе» 15 1 -
10. Ноябрь «Домашние питомцы» 15 1 -
11. Ноябрь «Мир вокруг нас» 15 1 -
12. Ноябрь «Домашние животные» 15 1 -
13. Ноябрь «На ферме» 15 1 -
14. Декабрь «Волшебница - зима» 15 1 -
15. Декабрь «Зимняя одежда и обувь» 15 1 -
16. Декабрь «Деревья зимой» 15 1 -
17. Декабрь «Новогодние чудеса» 15 1 -
18. Январь «Зимние чудеса» 15 1 -
19. Январь «Мы едем, едем, едем.» 15 1 -
20. Январь «Посуда» 15 1 -
21. Февраль «Интересные профессии» 15 1 -
22. Февраль «Защитники отечества» 15 1 -
23. Февраль «Кем работает мой папа?» 15 1 -
24. Март «Моя семья» 15 1 -
25. Март «Дом в котором я живу» 15 1 -
26. Март «Комнатные растения» 15 1 -
27. Март «В гостях у сказки» 15 1 -
28. Апрель «Наступила весна» 15 1 -
29. Апрель «Весенняя одежда и обувь» 15 1 -
30. Апрель «Что такое космос?» 15 1 -
31. Апрель «Наш любимый город» 15 1 -
32. Май «Познаем мир» 15 1 -
33. Май «В гостях у Светофора» 15 1 -
34. Май Диагностика - 1 -
5. Ожидаемые результаты
1. Дети различают и называют цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
2. Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
3. Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
4. Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
5. Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
6. Дети собирают разрезные картинки из 6-8 фрагментов.
Диагностика проводится в начале года (сентябрь) и в конце года (май). В форме тестирования.
Методика проверки результативности
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, игра с учителем, беседы.
Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу. Регулярность проведения итогового контроля : 1 раз в год.
6. Материально- методическое обеспечение программы
• Карточки с изображением игрушек
• мешочек;
• мяч;
• разрезные картинки;
• иллюстрации на тему….
• цветные прищепки;
• бусины разной калибровки (средние и крупные);
• музыкальный центр;
• сортировочный ящик;
• крупные бусы на шнурке;
• резиновые игрушки;
• листы бумаги;
• игрушечная посуда;
• куклы;
• снежинки из картона;
• подарочная коробка;
• шнуровки;
• пирамидки;
• пустые баночки с крышками;
• мелкие предметы (мозаика, пуговки);
• корзина с шишками;
• колокольчики;
• кубики;
• геометрические фигуры;
• блоки Дьенеша;
• молеберт;
• крупы;
7. Список используемой литературы
1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста [Текст] : учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
3. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст] : С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. - 2008.- №11.- стр51.
4. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
5. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей. [Текст] : популярное пособие для родителей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль: «Академия развития», 1997.- 235с. б.
6. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. [Текст] : методическое пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. - М: Мозаика – Синтез, 2006.446с. С126 – 138.
7. Пилюгина, Э. Г. игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. [Текст] : «библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. - М: Мозаика- синтез. -2007.-116с.
8. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст] : учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.
9. Смирнова, Е. игры, развивающие мышление. [Текст] : Е. Смирнова // дошкольное воспитание. - 2009№4.- стр. 22- 32.
10. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст] : методическое пособие /Е. А. Янушко. -М: Мозаика – синтез, 2009.- 65с.
11. Земцова, О. Н. Умные книжки. [Текст] : «Тесты для детей» 2 – 3 лет/ О. Н. Земцова. - М: «Издательская группа АТТИКУС», 2008
12. Колесникова, Е. В. Две книги в одной. [Текст] : лицей для малышей 2 – 3 лет, тесты для детей 3 лет/Е. В. Колесникова. - М: издательство ЮВЕНТА, 2006. – 47с.