инна мингареева
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
на 2019–2020 учебный год в му
г. Нефтекамск, 2019г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности на 2019-2020 год (далее РП) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детский сад №34 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск РБ с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Публикация «Рабочая программа образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей направленности» размещена в разделах
Цель РП: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решение задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основа для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Цель РП достигается через решение следующих задач:
– патриотическое воспитание, используя проектный подход;
– развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности;
– создание единой предметно-пространственной среды, обеспечив социальную и индивидуальную траекторию развития ребенка;
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
План работы с родителями
2019-2020 год
Месяцы Название мероприятия Цель проведения мероприятия
Сентябрь 1. Организационное родительское собрание «Готовимся к учебному году. Особенности возраста детей 4-5 лет»
2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».
3. Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок: как быть?».
– Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 4-5 лет. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях.
– Психолого – педагогическое просвещение родителей по возрастным особенностям развития ребёнка 4-5 лет.
– Повышение педагогической культуры родителей.
Октябрь 1. Консультация «Мы за безопасность дорожного движения».
2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
3. Проведение с родителями «Родительского кафе» «Особенности патриотического воспитания дошкольника» – Распространение знаний по правилам дорожного движения среди родителей
– Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
– Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
– формировать представление родителей в вопросах воспитания патриотизма, воспитывать интерес к культуре своего народа, способствовать формированию понятий о Родине, родном крае, селе.
Ноябрь 1. Консультация «Воспитание бережливости».
2. Утренник «Осень в гости к нам пришла»
3. Памятка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». –Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
–Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.
–Обогащение педагогических знаний родителей.
Декабрь 1. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».
2 Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми».
3. Проинформировать о проведении выставки поделок, макетов
«Зимний Нефтекамск»
4. Новогодний утренник –Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
–Повышение педагогической культуры родителей.
– Укрепление взаимоотношения родителя и ребенка.
Январь 1. Родительское собрание «Азы воспитания»
2. Консультация «Нужно ли учить читать детей 4-х лет».
3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
4. Проведение инструктажей по ПДД и ПБ
–Повышение педагогической культуры родителей.
–Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
–Выявление и анализ информации об условиях здорового образа жизни в семьях воспитанников.
Февраль 1. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей».
2. «День Защитника Отечества»
3. Консультация «О пользе сказок» –Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «мама, папа, я – очень дружная семья».
– Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей.
Март 1. Выставка поделок «Весна пришла»
2. Утренник «Женский день 8 Марта»
3. Папка – передвижка «Приди, весна, с радостью».
4. Консультация «Книга или телевизор» – Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей.
–Повышение педагогической культуры родителей.
Апрель 1. Консультация «Настрой – хорошие мысли!».
2. Наглядная информация «Развитие творческих способностей ребенка».
3. Консультация «Азбука дорожного движения». – Активизация педагогических знаний родителей.
– Обогащение педагогических знаний родителей о развитии творческих способностей детей.
Май 1. Итоговое родительское собрание
2. Наглядная информация «Памятные места нашего города»
3. Консультация «Дети и компьютер. Хорошо или Плохо».
4. Проведение инструктажей по ПДД и ПБ Проведение инструктажей по ПДД и ПБ Оповещение о сформированных умениях и навыках, знаниях детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ.
Проведение инструктажей по ПДД и ПБ Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
5. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий группы.
Календарно-тематическое планирование.
Средняя группа (с 4 до 5 лет)
Тема, период Программное содержание работы Развернутая тематика Итоговые мероприятия
До свиданья лето.
Сентябрь
02,09-06.09 Мониторинг развития детей воспитателями и специалистами. Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Формировать у детей понятия «я и друзья», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. - Как я провел лето.
- Куда мы ездили летом.
- Грибы.
- Лес.
- Цветы.
- Летние забавы.
- Как мы дружно играем.
-Я иду в детский сад.
-Как надо вести себя в детском саду.
Праздник «День знаний», организованный сотрудниками детского сада.
Чародейка осень заглянула в сад.
Сентябрь 09.09-13.09 Мониторинг развития детей воспитателями и специалистами. Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой (насекомые, цветы, деревья, птицы) и неживой (осадки, температура) природы, вести сезонные наблюдения. - Что мы делаем в саду?
-разгадывание загадок об осени.
- рассматривание иллюстраций осенней природы.
Праздник «Осень».
Разноцветные краски осени
Сентябрь 16.09-20.09 Знакомить с особенностями внешнего вида и названием деревьев (берёза, клён, сосна).
Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные представления об осени. -Признаки осени.
-Какая осенью погода?
-Какого цвета листья на деревьях?
-Во что мы одеваемся осенью?
Сбор гербария. Выставка детских работ.
Что приготовила нам осень. Сентябрь
23.09-27.09
Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления детей о грибах и ягодах (полезные и ядовитые).
Расширять знания детей о детском саде и его сотрудниках, профессиях тех, кто работает в детском саду. -Когда это бывает?
-Какое время года?
-Осень. Что ты о ней знаешь?
-Загадывание загадок об осени.
- Овощи.
- Фрукты.
- Праздник работников дошкольного образования.
Безопасность на природе
Октябрь
30.09-04.10 Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. -Лес – дом для животных.
-Осторожно! Ядовитые грибы.
- Идем на экскурсию.
- Осторожно! Тонкий лёд.
- Как мы заботимся о природе? Проведение осенних работ в огороде
Мой город Нефтекамск
Октябрь
07.10 -11.10 Знакомить с родным городом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре, природе Урала: деревья, животные, дикие птицы. Воспитывать любовь к родному краю. -Наш город Нефтекамск.
-Дом, в котором я живу.
-Если я потерялся.
-Кто стучится в дверь ко мне.
выставка работ детей «Люблю свой город».
Моя семья
октябрь
14.10 -18.10 Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имени родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. -Что такое семья.
-Дом, в котором я живу.
-Забота взрослых о детях.
- Рассматривание семейных фотографий.
Составление родословной совместно с родителями.
Животный мир Башкортостана
Октябрь
21.10 -25.10 Расширять представление детей об условиях, необходимых для жизни животных (воздух, вода, питание и т. п.). Рассказать об охране диких животных.
Расширять представления об особенностях поведения лесных зверей и птиц при подготовке к зиме.
Закрепить представление о голосах, повадках диких животных. Учить называть части тела животных. -Лес – дом для животных.
- разучивание стихов о животных;
- рассматривание иллюстраций диких животных,
- Животные в лесу.
- Чем питаются животные в лесу. Выставка детских работ.
Бытовые приборы
Октябрь
28.10 -01.11
Закрепить знания о различных бытовых приборах, их назначении.
- Рассматривание иллюстраций бытовые приборы.
-Для чего нужны бытовые приборы?
-Соблюдение правил безопасности с электрическими бытовыми приборами. Выставка детских работ.
Мебель.
Ноябрь
05.11 -08.11 Закрепить знания о посуде и мебели, ее назначение и материалов из которых они сделаны. Закрепить понятие «мебель». Учить объединять и клас-сифицировать предметы по разным признакам. - Разгадывание загадок о мебели, посуде;
- рассматривание иллюстраций, альбома «Мебель»,
-Берегите мебель Выставка детских работ.
Осторожно! Электроприборы.
Ноябрь
11.11 -15.11 Расширить представления о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; сформировать понятие о том, что нельзя без присмотра взрослых открывать окна и выглядывать из них.
Прививать навыки самообслуживания. - Электроприборы в жизни человека.
- Рассматривание картин, иллюстраций электроприборов.
- Соблюдение правил безопасности с электрическими бытовыми приборами.
Одежда.
Ноябрь
18.11 -22.11 Дать детям представление об истории одежды.
Познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов; закрепить знания о назначении одежды.
Провести связь одежды с временами года. - разгадывание загадок об одежде, обуви;
- Кто шьет нам одежду.
- предназначение одежды.
- рассматривание иллюстраций «Одежда», «Обувь»;
- Чем отличается одежда мальчиков и девочек?
- Береги одежду»; Сюжетно-ролевая игра «Ателье».
Профессии производственные
Ноябрь
25.11 -29.11 Дать представление о профессиях, связанных с производством одежды, обуви, головных уборов. -Рассматривание альбомов с профессиями.
- Кто шьет нам одежду.
- Кому что нужно для работы?
Зимушка зима.
Декабрь
02.12 -06.12 Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. - Какое время года?
- Признаки зимы.
- Эксперименты со снегом.
- Зимние забавы.
- Как одеваемся зимой?
Выставка детских работ.
Особенности жизни птиц зимой
Декабрь
09.12 -13.12 Расширять представления детей о птицах родного края, об их образе жизни и поведении. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время. - Птицы.
- Разгадывание загадок о птицах;
- Корм для птиц.
- Кормушки. Изготовление кормушек совместно с родителями.
Зимние виды спорта
Декабрь
16.12 -20.12 Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, закреплять знания о свойствах снега и льда. - Зимние забавы и виды спорта.
- Катание с горок.
- Соблюдение правил безопасности при катании с горок.
- В здоровом теле, здоровый дух.
Выставка детских работ.
Дружим с дедом Морозом
Декабрь
23.12 -31.12 Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. - Как мы готовимся к Новому году.
-Кто приходит на новогодний праздник?
- Ёлка - символ Нового года.
- Письмо деду Морозу. Новогодний праздник.
Народные промыслы
Январь
08.01 – 10.01 • Формировать у детей представление о традициях и культуре русского народа. Воспитывать уважение к русской культуре. Расширять представления о народной игрушке (матрешка) - Что такое народные промыслы.
- Что мы знаем о матрёшке.
- Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды. Выставка детских работ.
Дикие животные, их детеныши.
Декабрь
30.12 -31.12 Знакомить детей с образом жизни зверей зимой, впадающих в зимнюю спячку и ведущих активный образ жизни. Уточнять представления детей о внешнем виде животных, их повадках. - Обитатели леса.
- Кто чем питается?
- Детёныши животных.
разучивание стихов о животных;
- Защитим животных
Совместный просмотр фильмов о животных
Домашние животные, их детеныши
Январь
13.01-17.01 Знакомить детей с образом жизни зверей зимой. Уточнять представления детей о внешнем виде животных, их повадках.
- Домашние животные.
- Предназначение домашних животных.
- Кто чем питается?
- Детёныши домашних животных.
- Защитим домашних животных
Среда обитания животных
Январь,
20.01-24.01 Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к природе. - Воздушная среда обитания.
- Наземная среда обитания
- Водная среда обитания
- Как правильно вести себя с животными?
Уход за животными.
Январь
27.01-31.01 Воспитывать заботливое отношение к животным. - Как мы заботимся о животных.
- Кто, чем питается?
- Чей этот дом?
-
Правила безопасности.
Февраль
03.02-07.02 Формировать знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Воспитывать интерес к разным видам профессий на транспорте: водитель, кондуктор и пр.
Расширять представления детей, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.
Сформировать у детей чувство опасности огня; привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара. - Безопасный транспорт.
- Правила Безопасности детей на улице.
- Огонь наш друг, огонь наш враг.
Выставка детских работ.
Я и мое здоровье.
Февраль
10.02-14.02 Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Формировать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение). Развивать и закреплять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом, особенностях его здоровья; правилах здоровьесообразного поведения в обществе; формировать умения элементарно описывать свое самочувствие; привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания. - Части тела.
- Здоровый образ жизни.
- В здоровом теле, здоровый дух.
- Помоги товарищу.
- Привычки хорошие и плохие.
- Грязные руки.
- Полезная и вредная еда.
День здоровья.
Наша Армия.
Февраль
17.02-21. 02 Знакомить детей с военными профессиями: солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник. С военной техникой: танк, самолет, военный крейсер; с флагом России. Осуществлять гендерное воспитание, формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. - Защитники Родины.
- Военные профессии.
- Папы – наши защитники.
- Зачем служить в армии.
-
Моя Родина – Россия.
Февраль
25.02-28.02 Закрепить знания детей о нашей Родине.
Воспитывать любовь к России. Обогащать словарный запас детей. Активизировать активную речь.
Воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну, свой народ.
Воспитывать любовь к Родине. - Как называется наша Родина.
- Москва столица нашей Родины.
- Символика России
- Достопримечательности России.
- Наш президент. Изготовление подарков для пап, дедушек, братьев.
Физкультурный праздник.
Мамин праздник.
Март
02.03-06.03 Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Формировать у девочек желание быть заботливыми, ласковыми; воспитывать в мальчиках уважение к девочкам и желание их защищать и помогать им. - Мамочка любимая.
- Праздник мам.
- Мамины помощники.
- Будь всегда вежливым.
- Стихи мамам.
- Расскажи о бабушке.
Изготовление подарков для мам, бабушек, сестер.
Музыкальный праздник
Весна-красна.
Март
10.03-13.03
Расширять представления детей о весне. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде. - Весна к нам пришла.
- Что изменилось на участке?
- Изменения в природе весной.
- Профилактика здоровья.
- Прилет птиц.
- Осторожно! Тонкий лед.
Профессии наших мам.
Март
16.03-20. 03 Знакомить с женскими профессиями: продавец, парикмахер, врач, воспитатель.
-Профессии наших мам.
- отгадывание загадок по теме.
-Рассматривание иллюстраций о профессии мам.
- Воспитатель.
- Продавец.
- Врач.
-Парикмахер.
Комнатные растения.
Март
23.03-27.03 Обогащать представления детей о цветах и их разнообразии. Расширять представление о том, как приспособлены растения к жизни в природных условиях. Расширение представлений о различных видах комнатных растений. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.
Формирование представлений о роли комнатных растений в жизни человека. - Комнатные растения.
- Разгадывание загадок о цветах;
- Как люди выращивают цветы.
- Уход за цветами.
- Польза цветов.
- Какие комнатные цветы ты знаешь?
- Зачем цветы в доме?
Уход за комнатными растениями.
Выставка детских работ
Земля – наш дом родной.
Апрель
30.03-03.04 Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Обобщать знания детей об особенностях растительного и животного мира разных климатических зон. -Рассматривание картинок по теме.
- Мы все жители планеты Земля.
- Берегите добрый лес – он источник всех чудес. Выставка детских работ.
Космос.
Апрель
06.04-10.04 Формировать первоначальные представления о мире, познавательный интерес к профессии космонавта;
уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Познакомить с картой Солнечной системы, с глобусом. Воспитывать любовь и бережное отношение к нашему общему дому Земле. - Кто такие космонавты.
- Разучивание стихотворений.
- Рассматривания иллюстраций на тему «Космос», «Полет Гагарина».
- Первый космонавт – Юрий Гагарин.
- Ракета.
Выставка детских работ.
Вода – основа жизни на земле.
Апрель
13.04-17.04 Формировать у детей знания о водных ресурсах нашей планеты. - Для чего нужна вода?
- Значение воды на земле.
- Опыты с водой.
- Зачем мы поливаем комнатные растения?
- Кто живёт в воде?
Рыбы.
Апрель
20.04-24.04 Формировать знания детей о пресноводных рыбах родного края, аквариумных рыбках. Закрепить представление о природоохранной деятельности человека на водоёмах, содержащих рыб. Формировать представления детей о жизни рек и их обитателях; об обитателях аквариума. -Виды рыб.
- Где живут рыбы?
- Чем питаются рыбы?
- Аквариумные рыбы.
- Чем они дышат? Развлечение в бассейне «Ловись, рыбка, большая и маленькая»
Символики России.
Май
27.04-30.04 Познакомить с символикой России. Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. - Флаг.
- Герб.
- Гимн.
День Победы.
Май
04.05-07.05 Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, Воспитывать уважение к ветеранам войны. Воспитание чувства гордости за своих дедушек, победивших в этой жестокой войне. Познакомить с традициями празднования Дня победы в нашем народе. - День Победы.
- Солдат всегда должен быть сильным.
- Наши добрые дела.
- Защитники Родины.
- Военные профессии.
- Папы – наши защитники.
- Зачем служить в армии.
Музыкальный праздник. Встреча с ветеранами.
Вот и лето!
Май
13.05-15.05 Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. -Лето.
- Насекомые.
-Цветы.
- Разгадывание загадок о лете;
- Какая летом погода,
- Какого цвета лето?
- Во что мы одеваемся летом
Выставка детских работ.
Летние виды спорта.
Май
18.05-22.05 Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу. Показать объекты экологической тропы. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. - Разгадывание загадок о летних видах спорта;
- На чём вы любите кататься летом?
- Летние виды спорта.
- Где можно играть на улице?
Экологическая тропа. Май
25.05-29.05 Формировать представления о безопасном поведении в лесу.
Показать объекты экологической тропы. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. - Экологическая тропа.
- Метеостанция.
- ЗОЖ
Экскурсия на метеостанцию.
В летний период (1июня — 31 августа) детский сад работает в каникулярном режиме
Перечень программ, технологий, методик
Образовательные области Программы Технологии и методики
Физическое развитие Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы»
М. Мозайка-синтез, 2015г.
Д. В. Хухлаева, А. В. Кенеман «Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста»
Э. Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду»
Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина «Старт»
Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду»
Социально – коммуникативное развитие Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы»
М. Мозайка-синтез, 2015г.
Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с ПДД»
С. А. Козлова «Я-человек»; Т. В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях»; Л. В. Кокуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»; Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»; В. А. Недоспасова «Растем играя»; Б. Никитин «Развивающие игры»; З. М. Богуславская Е. О. Смирнова «Развивающие игры»
Н. Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду»
Познавательное развитие Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы»
М. Мозайка-синтез, 2015г.
Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Н. Е. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»
Е. Е.»Развитие познавательных способностей» дошкольников»
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»
С. Н. Николаева «Юный эколог»; Л. Л. Тимофеева «Построение развивающих занятий»
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
И. А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений»
Речевое развитие Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы»
М. Мозайка-синтез, 2015г. Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте»
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
Художественно-эстетическое
развитие Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы»
М. Мозайка-синтез, 2015г.
«Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» Л. А. Паромонова;
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Г. Н. Давыдова
«Рисование детьми дошкольного возраста» Р. Г. Козакова;
«Изобразительная деятельность в детском саду» А. П. Аверьянова;
«Пластилинография. Цветочные мотивы» Г. Н. Давыдова
«Ладушки» И. М. Каплунова, И. А. Новоспольцева
«Звук - волшебник» Т. Н. Девятова;
«Ребенок в мире танца» О. В. Усова;
«Ритмическая мозаика»; «Топ-хлоп, малыши» А. И. Буренина