Разифа Акирова
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
общеразвивающей направленности
срок реализации программы- 1год
Содержание
1. Целевой раздел ….3
1.1. Пояснительная записка
2. Содержательный раздел. Примерное планирование образовательной деятельности
Публикация «Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
2.1. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» …. 7
2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений ….24
2.3. Образовательная область «Познавательное развитие»
Окружающий мир….57
2.4. Образовательная область «Речевое развитие…81
2.5. Список художественной литературы
для детей 6 - 7 лет…. 111
2.6. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Изобразительное искусство и детское творчество…. 113
2.7. Работа с родителями. …. 151
3. Организационный раздел …152
3.1. Режим дня образовательного учреждения…. 152
3.2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса …. 153
4. Список литературы …. ….165
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа для детей 6-7 лет является общеразвивающей программой, составленной на основе Образовательной программы МДОУ «Детский сад».Программа предусматривает освоение содержания основной образовательной программы дошкольного образования, дополняет ее и способствует гармоничному социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественному, физическому развитию детей, стимулируя их познавательную мотивацию, творческий потенциал, навыки здорового образа жизни, формирует интерес и ценностное отношение к совместной образовательной деятельности.
Программа составлена с учетом основных требований ФГОС ДО и его образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», где приоритетом является приобретение опыта в разных видах деятельности детей.
В содержании Программы отражены единые принципы ФГОС ДО, которые направлены:
- на сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека;
- на уважение личности ребенка;
- на построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- на поддержку детской инициативы в различных видах деятельности;
- на сотрудничество с семьей;
- на приобщение детей к социокультурным нормам и правилам;
- на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- на учет этнокультурной ситуации развития детей.
Педагогической целесообразностью Программы являются перспективные инициативы развития личности детей, связанные с безопасной здоровье сберегающей образовательной средой и социально-значимыми ценностями.
Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса,
учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей, педагогов и ориентирована:
- на выбор тех парциальных программ, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогов;
- на сложившиеся традиции дошкольного учреждения и группы.
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», под ред. И. А. Лыковой.
Направлена на формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева
Формирует у детей дошкольного возраста потребности в знании основы безопасности
по разделам: «Ребёнок и другие люди», «Ребёнок и природа», «Ребёнок дома»
«Здоровье ребёнка», «Здоровье ребёнка», «Ребёнок на улице»,
Программа «Юный эколог». Автор С. Н. Николаева.
По программе «Юный эколог» осуществляется подготовка детей к необходимому для полноценной жизни эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.
Нормативно-правовые документы для разработки рабочей программы
Программа разработана в соответствии с образовательной программой ДОУ и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Основополагающим компонентом программы является учет возрастных особенностей детей 6 - 7 лет.
Ребенок 6 -7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную – слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
К 6 -7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен, а также состояние здоровья окружающих. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо»; и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
Цель Программы : создание условий для формирования всесторонне развитой личности ребенка с учетом возрастных особенностей детей подготовительной группы в условиях МДОУ «Детский сад №19».
Задачи:
- усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения, становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий;
- развитие познавательной мотивации, познавательных действий, становление сознания;
- овладение речью как средством общения и культуры;
- развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
- развитие физических качеств, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Рабочая программа состоит их трех разделов: целевого, содержательного, организационного.
В целевом разделе отражены вопросы целеполагания, постановки задач, основные подходы и принципы личностного развития дошкольников, возрастные особенности, целевые ориентиры программы.
Содержательный раздел представлен в табличном варианте, в виде годового еженедельного планирования образовательной деятельности по пяти образовательным областям, которые соответствуют стандарту.
Организационный раздел включает в себя организацию образовательного процесса и методическое обеспечение образовательного процесса.
Значимые характеристики Программы :
-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
-Личностно-ориентированный подход - предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
С целью определения уровня освоения детьми основной образовательной программы ДОУ и эффективности образовательного процесса проводится педагогическая диагностика (мониторинг, автор-составитель Н. В. Верещагина.
Результатом реализации рабочей программы являются целевые ориентиры:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- сформированность у ребенка положительной мотивации к решению интеллектуальных и личностных задач в разных видах детской деятельности;
- развитость любознательности и познавательной активности (с использованием разных способов познания мира);
- развитость способности управлять своим поведением и контролировать свои действия, способность к волевым усилиям, преодоление трудностей;
- развитость предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
- развитость умений общаться со сверстниками и взрослыми, действовать вместе, в команде с другими детьми;
- достаточно продолжительную познавательную и физическую работоспособность;
- овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.
2. Содержательный раздел. Примерное планирование образовательной деятельности
2.1 Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Сентябрь
Цели, задачи Тема Виды и формы образовательной деятельности Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для развития общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задача: формирование уважительного отношения к людям разных профессий.
Итоговое мероприятие: рисование «Много на свете различных профессий» «Много на свете различных профессий»
Эффективное усвоение темы обеспечивается в процессе ознакомления по направлениям:
- игровая деятельность;
-коммуникативная деятельность;
- речевая деятельность;
- трудовая деятельность;
- чтение художественной литературы;
- двигательная деятельность;
- музыкальная деятельность;
- продуктивная деятельность. Игровая
Сюжетные игры: «Повар», «Рабочий» и другие.
Дидактические игры:
«Театр», «Путешествие по глобусу» и другие.
Коммуникативная
Беседы «Кем быть», «Что делает повар», «Рабочие профессии».
Речевая
Составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
Разучивание и повторение стихов.
Трудовая
Индивидуальные и групповые поручения, дежурство, задания.
Двигательная
Подвижные игры, хороводные игры, игры – соревнования.
Художественно - эстетическая
Музыка.
Слушание, пение, драматизация.
Продуктивная.
Лепка.
«Космический корабль».
Рисование.
«Кем быть», «Профессии».
Участие в сюжетных играх.
Участие в дидактических играх.
Участие в беседах о профессиях.
Самостоятельное составление описательных рассказов.
Самостоятельное составление повествовательных и творческих рассказов.
Выполнение индивидуальных и групповых поручений.
Участие в дежурстве.
Самостоятельное исполнение знакомых песен.
Участие в слушании музыкальных произведений, узнавание их по фрагменту.
Участие в играх, драматизациях.
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре;
- может поддержать беседу;
- владеет необходимым словарным запасом для составления повествовательных, описательных и творческих рассказов;
- знает мелодии и тексты песен;
- доброжелательно общается со сверстниками и взрослыми;
- уважительно относится к людям разных профессий.
Октябрь
Цели, задачи Тема Виды и формы образовательной деятельности Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для развития эмоционально - ценностного отношения друг к другу в соответствии с гендерной принадлежностью.
Задача:
способствовать развитию в сознании ребенка эмоционально - ценностного отношения друг к другу.
Итоговое мероприятие:
Инсценировка сказки «Репка» (на новый лад)
«Приглашение»
Освоение темы осуществляется в разных видах совместной деятельности :
- игровой;
- коммуникативной;
- познавательно - исследовательской;
- трудовой;
- речевой,
- двигательной;
- музыкальной;
- продуктивной. Игровая
Сюжетные игры: «Дом моделей», «Салон красоты», «В гостях», «Праздник именинников», «Автомастерская».
Дидактические игры: «Комплимент», «Путешествие за вежливым словом», «Лучшее знакомство», «Поведение за столом». «Как быть красивым», «Что перепутал художник», «Подбери украшение для костюма».
Коммуникативная
Беседы «У меня друзей не мало», «Как найти друзей», «Какие бывают привычки», «От чего бывает настроение плохим».
Отгадывание и составление загадок об игрушках, о литературных и мультипликационных героях.
Составление рассказов
«Плохое настроение», «Как найти друзей».
Познавательно - исследовательская
Наблюдения
Игра: «В страну Вежливости».
Рассматривание пейзажных картин, портретов мужчин и женщин, журналов мод и другое.
Конструирование из строительного материала «Дворец для сказочных героев», «Выставка машин».
Трудовая
Совместные действия детей по изготовлению подарков и сюрпризов друг другу.
Дежурства по столовой (сервировка повседневного стола).
Индивидуальные и групповые поручения.
Двигательная
Подвижные игры (по желанию детей и программные).
Хороводные игры «Третий лишний» и другие.
Пальчиковые игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «Перчатка», «Мои вещи».
Игры - соревнования «Самый сильный, самый ловкий».
Речевая
Чтение Л. Толстой «Два товарища», В. Викторова «Дружат дети всей земли», Л. Квитко «Два друга», Р. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад» и другие.
Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о дружбе.
Слушание музыкальных произведений по теме.
Экспериментирование с разными музыкальными инструментами («Оркестр»).
Лепка «Карета для Золушки» и другое.
Аппликация из природного материала, бумаги и другое. Рисование «Платье для Золушки», «Дворец для бала», «Туфелька для Золушки» и другое.
Участие в сюжетных играх.
Участие в дидактических играх.
Участие в беседах.
Участие в познавательно - исследовательской деятельности.
Самостоятельное отгадывание загадок.
Самостоятельное составление рассказа по схеме.
Наблюдения.
Самостоятельное конструирование из бумаги, природного материала
Рассматривание пейзажных картин, портретов мужчин и женщин, журналов мод.
Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о дружбе.
Участие в обсуждении личностных качеств литературных и мультипликационных героев.
Слушание музыкальных произведений по теме.
Участие в экспериментировании с разными музыкальными инструментами.
- ребенок знает нормы поведения, принятые в обществе;
- проявляет активность и самостоятельность в игровой деятельности;
- обладает развитым воображением,
- позитивно относится к различным видам труда;
- соблюдает правила безопасного поведения на улице, в транспорте;
- способен договариваться, учитывает интересы и чувства других детей;
- различает условную и реальную жизненную ситуацию.
Ноябрь
Цели, задачи Тема Виды и формы образовательной деятельности Индивидуальные эталоны усвоения и самостоятельная деятельность Целевые ориентиры
Цель:
создание условий для формирования позиции неравнодушного участника природоохранной деятельности.
Задача: познакомить детей с флорой и фауной своей страны.
Итоговые мероприятия:
Рисование «Экология нашей страны - России».
«Экология нашей страны - России».
Освоение темы осуществляется в разных видах совместной деятельности :
- игровой;
- коммуникативной;
- познавательно - исследовательской;
- трудовой;
- речевой,
- двигательной;
- музыкальной;
- продуктивной. Игровая
Сюжетные игры: «Ферма», «Зоопарк» и другие.
Дидактические игры:
«Звери заблудились» (попали не в свои природные зоны, «Звери у себя дома», «Где я живу» и другие.
Коммуникативная
Беседы: «Как ландыш и белый мишка попали в красную книгу», «Зачем поют птицы», «У какой птицы гнездо лучше», «Природа и человек».
Отгадывание и составление загадок о природе.
Обсуждение правил поведения на природе.
Дидактическая игры: «Путешествие по России» (карта, глобус, «С какого дерева лист», «Где я живу», «Соседи по планете».
Познавательно - исследовательская
Наблюдения за сезонными изменениями в природе (приметы осени).
Дидактические игры: «Заколдованные растения», «Угадай и назови животное», Рассматривание Красной книги России, иллюстраций просмотр видеофильма «Птицы России», «Заповедники России».
Просмотр мультфильмов
«Умка», «Али - Баба и сорок разбойников».
Конструирование из строительного материала «Зоопарк».
Трудовая
Дежурства по столовой, по уголку природы.
Индивидуальные и групповые поручения.
Речевая
Чтение рассказ «Почему белые медведи не живут в лесу» и другие рассказы
М. Пришвина о природе, чтение произведений.
Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о природе.
Художественно - эстетическая (музыка).
Слушание аудиозаписей «Шум леса», «Голоса птиц», музыкальных произведений по теме.
Продуктивная
(рисование, лепка, аппликация)
«Осень в России»
Рисование «Чистый город», «Караван в пустыне», «Зеленая тайга».
Лепка «Животные разных климатических зон» (тундры, тайги, пустыни) и другое.
Аппликация из бумаги и природного материала
Рисование «Кто в тундре живет», «Зеленая тайга», «Растений и животных Красной книги».
Участие в сюжетных играх.
Участие в дидактических играх.
Участие в беседах и рассуждениях.
Участие в беседах «Красная книга», «Природа и человек».
Отгадывание и составление загадок о природе.
Участие в обсуждении правил поведения на природе.
Участие в наблюдении за сезонными изменениями в природе.
Рассматривание Красной книги России, иллюстраций.
Участие в трудовой деятельности.
Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о природе.
Самостоятельное выполнение заданий в продуктивной деятельности.
- ребенок с интересом участвует в ролевой игре, умеет договариваться со сверстниками;
- проявляет волевые качества в дидактической игре для полного ее завершения;
- проявляет развитое воображение при составлении рассказов;
- умеет поддерживать беседу, отвечать на вопросы;
- проявляет творчество при составлении загадок;
- проявляет любознательность в познавательно – исследовательской деятельности;
- обладает навыками трудолюбия при выполнении индивидуальных и групповых трудовых заданий;
- обладает развитой памятью при разучивании стихов;
- с интересом занимается продуктивной творческой деятельностью.